Все темы

О чем расскажут исповедные росписи

1915
Ольга Веселова

Ранее мы рассказывали вам про метрические книги, ревизские сказки и другие важные источники генеалогической информации, которую хранили и собирали в церквях. В этой статье подробно разберем исповедные росписи, расскажем и покажем, что они из себя представляют, какую информацию можно в них найти о своих предках и как работать с этими документами в архивах.

Исповедные росписи. Источник: famiry.ru

Исповедные росписи. Источник: famiry.ru

Исповедные росписи — это отчетные церковные документы, которые составлялись ежегодно во всех православных приходах Российской империи в период с XVIII до начала XX в. Также они именуются исповедальными ведомостями, духовными или великопостными росписями. Исповедные росписи включают в себя посемейные списки всех прихожан того или иного храма. В них указаны не только фамилии, имена и отчества, но и отмечены факты участия в исповедях и причастиях во время постов. Помимо этого, исповедные росписи содержат и другие важные сведения о каждом прихожанине: его социальный статус, принадлежность к определенной семье, возраст, род занятий и прочее. Именно поэтому подобные документы, наряду с метрическими книгами и ревизскими сказками (о которых мы уже писали ранее), считаются ценными источниками генеалогической информации.

Когда и зачем появились исповедные росписи

Святейший Патриарх Адриан. Источник: yandex.ru

Святейший Патриарх Адриан. Источник: yandex.ru

Самое первое упоминание такого типа документов относится еще к концу XVII в. В 1697 г. Патриархом Московским и всея Руси Адрианом были приняты «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям». В них говорилось о том, что каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедаться и причаститься. Священнику надлежало отслеживать, чтобы все его прихожане исполняли это правило. Списки уклонявшихся от исповеди он обязан был отправлять в Патриарший приказ. Так планировалось выявлять раскольников. То есть изначально исповедные ведомости были задуманы с целью противостояния старообрядчеству.

Внедрить повсеместно практику подачи отчетных списков о добросовестном исполнении прихожанами важнейших православных обрядов удалось лишь несколько десятилетий спустя. В 1716 г. Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила и о положении на раскольников двойного оклада». Нарушителей царской воли наказывали рублем. Не являвшихся на исповедь прихожан штрафовали, а раскольников облагали двойными налогами. Стоит отметить, что штрафы за непосещение исповеди взимались на протяжении всего XVIII в. При этом если ослушником был  горожанин и не мог заплатить установленную сумму, то его отправляли на исправительные работы, а за крестьян деньги обязан был внести помещик, управляющий имением или сельский староста.

В 1722 г. Синод выпустил еще несколько законодательных актов, которые окончательно закрепили необходимость ведения исповедных росписей. Все православные жители Российской империи начиная с 7‑летнего возраста раз в год должны были исповедоваться если не во время Великого поста, то хотя бы в дни трех других постов — Петрова, Успенского или Рождественского. Тем же, кто в эти дни находился в отлучке, надлежало исповедаться в любом другом ближайшем православном храме. При этом проводивший исповедь духовник обязан был предоставить подтверждающее факт исповеди «заручное письмо», которое прихожанин по возвращении домой передавал своему священнику.

Ребенок на исповеди. Источник: yandex.ru

Ребенок на исповеди. Источник: yandex.ru

Как и до какого времени велись исповедные росписи

Анна Иоанновна. Источник: yandex.ru

Анна Иоанновна. Источник: yandex.ru

Первые несколько десятилетий исповедные росписи велись в относительно свободной форме. Они представляли собой три списка. В первый из них вносились все пришедшие на исповедь прихожане, во второй список — не явившиеся на исповедь, а в третий — раскольники. Только в 1737 г. при императрице Анне Иоанновне структуру исповедных росписей доработали и усложнили, установив при этом единый стандарт их заполнения. Именно в таком виде эти документы просуществовали вплоть до окончания практики их ведения.

С 1740-х гг. исповедные росписи, как и метрические книги, стали составляться в двух экземплярах. Один из них хранили в самой церкви, а второй в середине сентября каждого года отправляли в консисторию. Там полученные из разных храмов документы подшивались в толстые тома по городам или уездам.

Архив исповедных росписей. Источник: famiry.ru

Архив исповедных росписей. Источник: famiry.ru

Оформлялись исповедные росписи в виде тетрадок, в которых от руки чертили таблицы для записей. Примерно с середины XIX в. появились типографские исповедные росписи. В этих специальных книгах таблицы и названия колонок были напечатаны. Заполнять же эти таблицы священнику, как и прежде, приходилось от руки.

Исповедные росписи в случае отсутствия метрических книг имели юридическую силу. Их использовали при определении возраста, разрешении брачных и земельных конфликтов. Понимая это, священнослужители старались подходить к заполнению подобного рода документов ответственно. К тому же этот процесс контролировался вышестоящим духовным правлением. Нерадивое заполнение исповедных росписей грозило священнику строгим наказанием, вплоть до лишения сана.

Ведение документов подобного типа прекратилось после Революции 1917 г., но отдельные священники продолжали составлять исповедные росписи на протяжении еще нескольких последующих лет.

Какова структура исповедных росписей и какие сведения они содержат

  • Исповедные росписи состоят из нескольких структурных частей. В первой, вступительной части помимо заглавия документа содержится название церкви с указанием духовного правления, епархии и административно-территориальных единиц, к которым она относится. Здесь же, как правило, отмечено имя заполнившего документ духовного лица.
  • Вторая, структурная часть является основной. Она представляет собой посемейные списки. Прихожане вносились в них по сословиям. Отдельно записывались представители духовенства, военные, статские, купцы, мещане, цеховые и городские обыватели, дворовые люди и крестьяне.
Исповедные росписи. Источник: famiry.ru

Исповедные росписи. Источник: famiry.ru

Семьи вносились в каждый сословный раздел в алфавитном порядке под номером дома или двора. При этом указывался полный состав семьи, включая ее главу, его супругу, их детей, внуков и других проживавших в этом доме персон.

Каждый прихожанин был записан в исповедной росписи под определенным номером. При этом для мужчин и женщин велась раздельная нумерация. Без номера в документ вносились только неправославные.

Каждая персона характеризовалась сразу по нескольким параметрам. Прямо в списке указывалось родственное отношение к главе семьи, для крестьян отмечалась их владельческая принадлежность, записывалось название населенного пункта, в котором человек проживал (в случае если к приходу относилось сразу несколько селений), иногда упоминался даже род занятий. В отношении взрослых отдельно могли быть отмечены особенности семейного положения (холост, вдов).

Особенно важно, что для каждого прихожанина в исповедных росписях непременно указывались его «лета от рождения», то есть возраст. Однако далеко не всегда эти данные были точными. Особенно большая погрешность, как и в метрических записях о смерти, допускалась при указании возраста пожилых людей.

Что касается детей, то в исповедные росписи их обычно вносили после достижения годовалого возраста. И это несмотря на то, что исповедоваться полагалось только с семи лет.

Исповедные росписи. Источник: famiry.ru

Исповедные росписи. Источник: famiry.ru

Помимо общих сведений о каждой персоне исповедные росписи содержали три графы, касающиеся непосредственно исповеди. В первой графе: «Кто были у исповеди и Святого Причастия» — священник ставил отметку «был» или «не был». Вторая графа: «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием», как правило, оставалась пустой. Связано это с тем, что духовное руководство не рекомендовало священникам даже за серьезные проступки отлучать прихожан от причастия. В третью графу: «Которые у исповеди не были» — обычно записывались причины, помешавшие человеку явиться на исповедь. Самая серьезная и опасная из них формулировалась так: «По расколу». В отношении не достигших 7-летнего возраста детей обычно указывалось, что они не явились «по малолетству». Чаще всего у взрослых людей неявка на исповедь была связана с «отлучкой» или же «нерадением», то есть недостаточно добросовестным отношением к исполнению православными своих религиозных обязанностей.

Следует напомнить, что отсутствие на исповеди считалось довольно серьезным проступком, за который полагалась уплата немалого штрафа. Эти штрафы отменили лишь в 1801 г., причем не только для православных, но и для старообрядцев, которым теперь разрешалось иметь свои церкви. Вместо штрафов священник накладывал на нерадивого прихожанина в качестве нравственно‑исправительной меры епитимью (церковное наказание). Если человек не являлся на исповедь в течение трех и более лет, то он считался склонным к расколу. О таких людях священник в обязательном порядке докладывал епархиальному начальству, которое брало их под особый контроль.

Следующая после списков прихожан структурная часть исповедных росписей представляет собой итоговую статистическую таблицу. В ней приводились общие сведения по приходу за год, в том числе:

  • общее количество православных в каждом сословии (раздельно мужчин и женщин);
  • число исповедовавшихся и причастившихся;
  • исповедовавшихся, но не причастившихся;
  • не явившихся на исповедь «по малолетству», «по отлучке» или по иным причинам.
Исповедные росписи. Источник: yandex.ru

Исповедные росписи. Источник: yandex.ru

Помимо этого, отдельно отмечалось число раскольников, а также приводился их поименный список.

Завершающая структурная часть исповедных росписей содержит подтверждение верности предоставленных сведений и заверение в том, что все указано «без укрывательства». В заключение документ подписывался не только священником, но и всем причтом.

Где искать исповедные росписи и как с ними работать

Российский государственный исторический архив. Источник: yandex.ru

Российский государственный исторический архив. Источник: yandex.ru

Стоит обратить внимание на то, что исповедные росписи сохранились гораздо хуже, чем такие основные источники генеалогической информации, как метрические книги или ревизские сказки. Связано это с тем, что в 1927 г. Центрархивом РСФСР «исповедки» позднее 1865 г. признали документами, не имеющими исторической ценности и подлежащими уничтожению. Так что основная часть документов этого типа, датированных второй половиной XIX — началом XX в., до наших дней не дошла. Более ранние или чудом уцелевшие исповедные росписи, как правило, сохранились в государственных региональных архивах в фондах духовных консисторий. Здесь они переплетены по уездам и обычно расположены в алфавитном порядке по названию населенных пунктов, в которых располагалась та или иная церковь. Кроме того, исповедные росписи могут быть представлены и в фондах самих церквей, а также фондах духовных правлений. Часть исповедных росписей находятся на хранении в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства Синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИД».

Чтобы отыскать архивное дело, которое содержит исповедные росписи с упоминанием ваших предков или родственников, необходимо знать место их проживания и хотя бы примерный период жизни (подробнее об этом читайте в статье, посвященной метрическим книгам). Располагая этими данными, можно начать поиск необходимых документов.
Если исповедные росписи определенного храма за конкретный период не сохранились в региональном архиве, не спешите расстраиваться. Попробуйте поискать их еще и в самой церкви, прихожанами которой были ваши предки и родственники, или в краеведческом музее.
Исповедная роспись Орловский уезд 1805. Источник: yandex.ru

Исповедная роспись Орловский уезд 1805. Источник: yandex.ru

В случае хорошей сохранности исповедных росписей искомого прихода методика исследовательской работы заключается в просмотре этих документов с интервалом в 5–10 лет. Именно такая стратегия обычно позволяет в достаточно короткие сроки получить исчерпывающую информацию о родственной семье и составить поколенную роспись.

При изучении исповедных ведомостей разных приходов стоит быть готовым к тому, что содержание и полнота их заполнения могут существенно отличаться друг от друга. Свою роль здесь играет и территориальный признак, и год составления документа, и наличие или отсутствие в данном приходе постоянного батюшки, и, наконец, усидчивость и добросовестность самого писаря.

Неоспоримым преимуществом исповедных росписей в сравнении с ревизскими сказками является регулярность их составления. Кроме того, «исповедки» отличаются меньшим объемом и более четкой структурой. Это позволяет гораздо быстрее находить в них нужную информацию.

К недостаткам исповедных росписей можно отнести отсутствие в них сведений об умерших членах семьи, а также о том, куда с течением времени перемещались те или иные персоны. Также в этих документах могут встречаться ошибки в написании фамилий, имен и отчеств, в указании возраста и степеней родства. Поэтому сведения из исповедных росписей в идеале требуют сопоставления с информацией из метрических книг и ревизских сказок.

Можно ли найти исповедные росписи в интернете

В поиске исповедных росписей конкретного прихода в отдельных случаях может помочь интернет. С одной стороны, немало энтузиастов выкладывают свои находки на различных генеалогических форумах. С другой — в архивных учреждениях страны идет большая работа по оцифровке основных источников генеалогической информации, к которым относятся и исповедные росписи. Некоторые архивы уже предоставили онлайн-доступ к этим материалам.

Чек-лист: как искать исповедные росписи и находить в них информацию о предках

— Выяснить примерные годы жизни и место рождения искомых предков:

населенный пункт и его принадлежность к определенной волости, уезду, губернии.

— Определить, к какому церковному приходу этот населенный пункт относился.

Эту информацию можно найти в специальных справочниках по приходскому и административно-территориальному делению, нередко есть она и в открытом доступе в интернете (в исторических и краеведческих описаниях той или иной местности).

— Узнать, в каком архиве (чаще всего региональном) находятся документы, касающиеся малой родины ваших предков.

Например, если ваши прадед и прабабушка проживали в Орловской губернии, то логично вести поиск архивных документов в Государственном архиве Орловской области, а также в архивах Брянской и Липецкой областей. Однако определить нужный архив не всегда бывает легко. Связано это с тем, что населенные пункты в разные исторические периоды могли входить в состав разных уездов и губерний. В любом случае при желании отыскать эту информацию на просторах интернета можно. А если вы строите древо в Famiry, всегда можно задать вопросы эксперту, заказав онлайн-консультацию.

— Посетить официальный сайт архива

И выяснить (с помощью описей и путеводителей по фондам), дошли ли до наших дней исповедные росписи нужного храма за искомый период и где они хранятся.При этом в первую очередь стоит изучить фонды духовных консисторий, духовных правлений или фонд самой церкви, прихожанами которой были ваши предки (если, конечно, таковой в архиве имеется). Не исключено, что в архивном учреждении коллекция исповедных росписей может быть собрана в рамках отдельного фонда.

— Составить список дел, содержащих нужные исповедные росписи, с указанием их архивных шифров, датировок и точных названий.

Дальнейшие поиски могут развиваться по нескольким сценариям.

— Можно отправить в архив запрос

Запрос (с указанием шифров, названий и датировки дел) на поиск в конкретных исповедных росписях упоминаний о ваших предках. Образцы составления таких запросов обычно приведены на официальных сайтах архивных учреждений. Обычно исполнение запросов на поиск по конкретным делам занимает порядка 30 дней. Однако нужно быть готовым к тому, что, в случае большой загруженности сотрудников архива (при проведении оцифровки дел или  ремонта), в выполнении такого запроса могут и отказать. Если же нужные сведения найдутся, за проведенную работу необходимо будет заплатить.

— Можно провести поиски самостоятельно.

Если нужные документы оцифрованы, то работать с ними возможно не выходя из дома. Если же нет, то поиски придется продолжить в читальном зале архива. Часы посещения читального зала и правила работы в нем также можно узнать на сайте конкретного архива.

— Выявить и идентифицировать своих предков среди списка прихожан церкви.

Эта задача даже при условии хорошей сохранности нужных документов может оказаться не такой уж простой. Для этого необходимо знать, к какому сословию относились ваши предки, поскольку, как рассказывалось выше, списки были поделены на разделы по сословному признаку. Кроме того, стоит понимать, что не во всех исповедных росписях (особенно до середины XIX в.) прихожане упоминаются с фамилиями. Процесс формирования официальных родовых прозваний в России был длительным и окончательно завершился лишь к началу XX в. Если в нужных вам исповедных росписях прихожане фигурируют без фамилий, то нужно попытаться узнать «своих», исходя из известных сведений о составе их семьи. Значительно затруднить поиски могут также особенности дореволюционной орфографии и неразборчивость почерка заполнявшего документ священнослужителя (некоторые из них владели скорописью, расшифровать которую под силу только специалистам).

В случае успешного прохождения всех предыдущих этапов, изучив исповедные росписи, вы сможете значительно расширить свои знания о предках. Вам станут известны: их примерные годы рождения, состав семей, сословная и владельческая (у крестьян) принадлежность, степень религиозности, а порой еще и род занятий или какие-то другие дополнительные сведения, которые священнослужитель посчитал нужным внести в документ. 

Таким образом, исповедные росписи можно по праву считать источником ценнейших генеалогических сведений, который позволяет проследить состав семьи на протяжении двух столетий. Документы этого типа полезны не только профессиональным историкам и архивистам, но и восстанавливающим свою родословную генеалогам-любителям.