Все темы

Как найти информацию о предках-старообрядцах

3157
Денис Овчинников
Иван Куликов. «Полевые цветы» (фрагмент). 1913 г.

Иван Куликов. «Полевые цветы» (фрагмент). 1913 г.

В ходе генеалогического исследования о предках, живших на территории Российской империи, невозможно обойтись без церковных документов, например, метрических книг. Именно церковь в XVIII — начале XX в. вела учет населения. Искать сведения о прихожанах Русской православной церкви проще, чем о представителях других вероисповеданий. Это связано с тем, что их было больше в процентном соотношении, а учет документов был более строгим и систематизированным. Именно поэтому документы о православном населении зачастую имеют лучшую сохранность, чем о представителях иных конфессий.

Если вы не смогли найти предков в метрических книгах Русской православной церкви, выясните, не было ли среди них старообрядцев — приверженцев религиозных течений в русле православия, отколовшихся от Московского патриархата в середине XVII в. В этой статье мы дадим советы и расскажем, где искать информацию о предках-старообрядцах. 

КТО ТАКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ

Сергей Милорадович. «Протопоп Аввакум. Ссылка в Сибирь» («Путешествие Аввакума по Сибири»). 1898 г.

Сергей Милорадович. «Протопоп Аввакум. Ссылка в Сибирь» («Путешествие Аввакума по Сибири»). 1898 г.

Петр Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума» (из фондов Государственного музея истории религии, 1897 г.). Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 г.

Петр Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума» (из фондов Государственного музея истории религии, 1897 г.). Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 г.

Сергей Милорадович. «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 г.» (из собрания Третьяковской галереи, 1885 г.). На картине изображен яростный спор в связи с присланными в 1666 г. в монастырь книгами, исправленными по новым церковным канонам. Он стал началом первого бунта соловецких монахов против реформ патриарха Никона, переросшего в восстание в 1668 г. Соловецкий монастырь был местом ссылки высоких церковных чинов из раскольников, которые «склоняли в раскол» простой люд и оппозиционно настроенных бояр

Сергей Милорадович. «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 г.» (из собрания Третьяковской галереи, 1885 г.). На картине изображен яростный спор в связи с присланными в 1666 г. в монастырь книгами, исправленными по новым церковным канонам. Он стал началом первого бунта соловецких монахов против реформ патриарха Никона, переросшего в восстание в 1668 г. Соловецкий монастырь был местом ссылки высоких церковных чинов из раскольников, которые «склоняли в раскол» простой люд и оппозиционно настроенных бояр

История раскола (старообрядчества) в России началась с реформы, проведенной при царе Алексее Михайловиче. Ее предпосылкой была политическая ситуация, связанная с вхождением в состав Русского царства новых территорий. Царь и церковные власти стремились сделать Москву центром православия, опираясь на появившуюся еще в XVI в. концепцию «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». В 1640-е гг. появился «кружок ревнителей древнего благочестия», члены которого стремились усилить влияние Русской православной церкви и возродить церковную жизнь, которая, как им казалось, пребывала в упадке. В необходимости проведения церковной реформы были уверены все члены кружка, но в вопросах толкования религиозных обрядов и текстов единства не было. Так, будущий патриарх Никон выступал за унификацию русской церкви с греческой. Другой член кружка протопоп Аввакум, ставший впоследствии идеологом старообрядчества, считал необходимым следовать древнерусским церковным практикам и текстам. 

В 1652 г. Московским патриархом стал Никон, и в Великий пост 1653 г. он начал церковную реформу. Менялся строй русской церкви, начиная от богослужения и завершая облачениями священнослужителей: за образец взяли греческое православие. 

1. ТЕКСТЫ И КНИГИ

Была проведена книжная справа — исправление неточностей и ошибок в богослужебных книгах, в том числе в Евангелии, Псалтыри, Часослове и т. д. Образцом служили не древние, а современные на тот момент греческие тексты XVII в. Прежде практически каждый из патриархов проводил книжную справу, однако изменения не были столь глобальными, как при Никоне, и всегда долго обсуждались на богословских советах. Книжная справа привела и к изменению Символа веры — текста, в котором перечислены основные догматы православия.

2. ОБРЯДЫ

Складывать пальцы при осенении себя крестным знамением теперь полагалось иначе. Раньше крестились двумя пальцами, указательным и средним, это символизировало две природы Христа — человеческую и божественную. Остальные три пальца (большой, безымянный и мизинец) складывались вместе и обозначали Святую Троицу. Никон же установил, что креститься нужно тремя сложенными пальцами — большим, указательным и средним. В ходе молитв двукратное произнесение «Аллилуйя» заменили трехкратным. Также было установлено другое направление крестного хода: теперь обходить храм торжественной процессией стали «противосолонь», то есть против часовой стрелки.

Произошло и множество других изменений. В частности, наряду с погружательным появилось и обливательное крещение, ранее строго запрещенное. Разрешили партесное (многоголосное) церковное пение и иконы, написанные на западные манер. 

3. СМЫСЛЫ

Таким образом, были изменены обряды, которые практиковались веками и являлись неотъемлемой частью и религиозной традиции, и привычной жизни. Новые обряды и их богословское значение практически не объяснялись широкому кругу верующих и священнослужителей. Неудивительно, что реформу Никона приняли далеко не все. Несогласные с нововведениями, из числа как мирян, так и представителей духовенства, «ушли в раскол» и впоследствии стали известны как старообрядцы.

КАК ГОСУДАРСТВО ОТНОСИЛОСЬ К СТАРООБРЯДЦАМ

Николай Мыльников. «Портрет А. Баркова со свитком и лестовкой» («Портрет священника-старообрядца Андрея Баркова»). 1826 г. Государственный исторический музей

Николай Мыльников. «Портрет А. Баркова со свитком и лестовкой» («Портрет священника-старообрядца Андрея Баркова»). 1826 г. Государственный исторический музей

Григорий Мясоедов. «Самосжигатели» (из собрания Государственной Третьяковской галереи, 1882 г.). Первое в Московском царстве массовое самосожжение случилось в 1665 г.: когда стрельцы пришли в один из скитов под Нижним Новгородом, его обитали заперлись в кельях и подожгли их. Двумя годами позже Никон официально предал анафеме несогласных с новыми обрядами (после чего и появился термин «раскольник»). Анафема была не только отлучением от церкви: раскольников арестовывали и предавали смертной казни. Спасаясь от гонений, старообрядцы начали уходить в леса. В 1672 г. в Нижегородчине самосожглась община из более чем 2000 человек; такие самоубийства называли «крещеньем огненным». Вскоре это стало обычным явлением: в пламени самосожжений сгорели многие тысячи людей

Григорий Мясоедов. «Самосжигатели» (из собрания Государственной Третьяковской галереи, 1882 г.). Первое в Московском царстве массовое самосожжение случилось в 1665 г.: когда стрельцы пришли в один из скитов под Нижним Новгородом, его обитали заперлись в кельях и подожгли их. Двумя годами позже Никон официально предал анафеме несогласных с новыми обрядами (после чего и появился термин «раскольник»). Анафема была не только отлучением от церкви: раскольников арестовывали и предавали смертной казни. Спасаясь от гонений, старообрядцы начали уходить в леса. В 1672 г. в Нижегородчине самосожглась община из более чем 2000 человек; такие самоубийства называли «крещеньем огненным». Вскоре это стало обычным явлением: в пламени самосожжений сгорели многие тысячи людей

Несогласных с реформой практически сразу стали наказывать: уже в апреле 1656 г. по решению Поместного собора и патриарха Никона были отлучены от церкви те, кто продолжал креститься двумя пальцами. В результате же Большого Московского собора 1666–1667 гг. всех, кто продолжал практиковать старые обряды, объявили раскольниками и еретиками, а их преследование было санкционировано на государственном уровне.

В конце XVII в. противостояние между властями, в том числе церковными, и старообрядцами было особенно острым, доходившим порой до кровопролития и массовых казней. 

Также старообрядцы в знак протеста прибегали к самосожжениям. Например, исследователь старообрядчества А.С. Пругавин писал об одном из таких случаев: «Напрасно митрополит сибирский Павел, услыхав о намерении раскольников сжечься, писал им увещания и посылал к ним священников, которые также убеждали их не губить себя. На все эти убеждения раскольники „отвечали только разными хулами против церкви, царя и архиреев“. Наконец в Березовскую пустынь командированы были стрельцы и конные козаки; но, приехавши в пустынь, они увидели, что „та де пустынь с людьми до их приезду сгорела“». 

Несколько легче положение раскольников стало в XVIII в.: Петр I хоть и считал их «лютыми неприятелями», но в его правление наказаний в отношении старообрядцев стало существенно меньше, хотя при этом они были обложены двойными податями. Существенное изменение положения старообрядцев произошло в конце XVIII в. — в правление Петра III, а затем Екатерины II. Ими был издан ряд указов о веротерпимости, и даже на некоторое время исчезло из официальных документов слово «раскольник»: его заменили на «старообрядец».

Тем не менее до прекращения гонений было еще далеко, и весь XIX в. старообрядцы подвергались ограничениям. Старые обряды перестали быть вне закона, но «склонение в раскол» продолжало оставаться уголовным преступлением: после суда виновных ссылали на каторгу. Оставались запрещенными строительство новых старообрядческих церквей, крестные ходы «посолонь» (по ходу солнца), «раскольнические пения на улицах и площадях». Был закрыт для старообрядцев и путь на государственную службу.

Окончательное прекращение преследования старообрядцев произошло лишь после издания 17 апреля 1905 г. указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Согласно указу, разрешалось открытие старообрядческих храмов, свободное отправление всех обрядов и т. д. Лишь с этого периода стали регулярно вести метрические книги старообрядцев, часть из которых сегодня хранится в архивах. 

ТЕЧЕНИЯ В СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ

Дмитрий Жуков, «Спор о вере» (из собрания Государственной Третьяковской галереи, 1867 г.). Купеческая изба. За деревянным столом под иконами дискутируют хозяин-старообрядец и священник, сторонник реформ патриарха. Хозяин указывает на окно, на небо, вероятно, призывая в свидетели Бога. Священник водит пальцем по страницам книги. Второй купец хочет достать с антресоли старую книгу, которой не коснулись реформы, чтобы сравнить тексты. Третий купец раскладывает угощения, что свидетельствует о мирном течении диспута. Хозяйка в старинном сарафане и глухо повязанном платке показывает, что только двумя пальцами можно совершать крестное знамение. А гостья в белом платке, возможно, супруга священника, миролюбивым жестом призывает к спокойствию

Дмитрий Жуков, «Спор о вере» (из собрания Государственной Третьяковской галереи, 1867 г.). Купеческая изба. За деревянным столом под иконами дискутируют хозяин-старообрядец и священник, сторонник реформ патриарха. Хозяин указывает на окно, на небо, вероятно, призывая в свидетели Бога. Священник водит пальцем по страницам книги. Второй купец хочет достать с антресоли старую книгу, которой не коснулись реформы, чтобы сравнить тексты. Третий купец раскладывает угощения, что свидетельствует о мирном течении диспута. Хозяйка в старинном сарафане и глухо повязанном платке показывает, что только двумя пальцами можно совершать крестное знамение. А гостья в белом платке, возможно, супруга священника, миролюбивым жестом призывает к спокойствию

Старообрядчество не было однородной религиозной группой. С начала XVIII в. среди старообрядцев стали выделяться согласия.

Согласие — объединение приверженцев старообрядчества, придерживавшихся общих взглядов на обряды, особенности религиозной жизни, а также на вопросы организации церкви и взаимоотношений с государством.

Появление согласий связано с ситуацией, сложившейся на рубеже XVII–XVIII вв. К этому времени практически все священники, возведенные в сан до реформы Никона, скончались. Вставал вопрос о том, кто их может заменить. Часть старообрядцев пришла к выводу, что последними истинными священниками были рукоположенные до реформы и новых быть не должно. Они стали известны как беспоповцы. В их среде церковные службы совершали «мирским чином», т. е. без священника. Впоследствии среди беспоповцев выделились многочисленные согласия (поморцы, федосеевцы, спасовцы и др.), различавшиеся по вопросам совершения таинств, допустимости брака и т. д. 

Представители поповства, наоборот, имели священнослужителей. Вплоть до середины XIX в. это течение было представлено лишь согласиями беглопоповцев, принимавших у себя священников, бежавших из Русской православной церкви. В 1846 г. митрополит Амвросий (Папагеоргопулос) из Константинопольского патриархата перешел в старообрядчество, основал Белокриницкую иерархию и стал рукополагать в священники. Часть беглопоповцев признали Белокриницкую иерархию. К принимающим ее относится и существующая ныне Русская православная старообрядческая церковь. 

ГДЕ ПРОЖИВАЛИ СТАРООБРЯДЦЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СКОЛЬКО ИХ БЫЛО

Владимир Кузнецов. «Канун» (Государственный музей истории религии, 1909 г.). На картине изображены несколько женщин, совершающих поминальный обряд на старообрядческом кладбище

Владимир Кузнецов. «Канун» (Государственный музей истории религии, 1909 г.). На картине изображены несколько женщин, совершающих поминальный обряд на старообрядческом кладбище

На протяжении XVII–XIX вв. старообрядцы часто покидали родные территории в поисках места для свободного исповедания своей веры либо, наоборот, выдворялись по инициативе властей. Например, в 1764 г. старообрядцы были изгнаны из одного из центров беглопоповщины — с острова Ветка — на реку Сож. Так появились районы с большим количеством старообрядческого населения, например, Поморье, Урал, Забайкалье и др.

По результатам переписи населения Российской империи 1897 г., наибольший процент старообрядцев был в Пермской и Томской губерниях, в области Войска Донского, а также в Забайкальской и Амурской областях. Хотя сохранилось значительное количество и в центральной России: в Гуслицах Московской губернии, в Нижегородской, Тамбовской, Самарской и Вятской губерниях. Общее же количество старообрядцев к концу XIX в. превышало 2 млн человек.

ГДЕ И КАК ИСКАТЬ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СТАРООБРЯДЦАХ

Михаил Боткин. «Старовер». 1877 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи 

Михаил Боткин. «Старовер». 1877 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи 

Михаил Нестеров. «Пустынник». 1888 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Михаил Нестеров. «Пустынник». 1888 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Перед поиском сведений о предках-старообрядцах в архивах необходимо выяснить, где они проживали. Важно знать не только название населенного пункта, но и то, к какой волости, уезду и губернии (области) он относился в Российской империи. Кроме того, необходимо узнать, в каких архивах сохранились документы по этой территории. 

Вплоть до начала XX в. сведения о большинстве старообрядцев не попадали в метрические книги. Исключением были лишь приверженцы единоверия, которые при сохранении старых обрядов признавали Московский патриархат. Метрические книги велись в единоверческих приходах с 1800 г., а их форма и содержание были точно такими же, как и в Русской православной церкви. Однако единоверцы составляли лишь малую часть старообрядцев. И только с 1906 г., т. е. после выхода упомянутого указа «Об укреплении начал веротерпимости», в большинстве старообрядческих приходов появились метрические книги, в которых записывалась информация о рождениях, смертях и бракосочетаниях. С некоторыми метрическими книгами старообрядцев начала XX в. можно ознакомиться онлайн: например, оцифрованы и опубликованы сохранившиеся метрические книги по старообрядческим общинам Пермской губернии. Кроме того, доступны для изучения онлайн и метрические книги старообрядческих церквей Москвы и Московской губернии, которые велись в 1900–1910 гг. 

Иногда для проведения исследования о старообрядцах имеет смысл обратиться и к материалам метрических книг Русской православной церкви того прихода, на территории которого проживали ваши предки. Так, например, в случае перехода из старообрядчества в РПЦ в метрической книге делалась запись о присоединении нового прихожанина. Также в некоторых епархиях (например, в Вятской) священники в приложении к метрическим книгам делали записи о родившихся и умерших раскольниках, проживавших на территории их прихода. 

Метрические книги ныне хранятся в региональных архивах. Чаще всего они попадают в фонды духовных консисторий или специальные коллекции метрических книг, однако можно их обнаружить и в фондах губернских и волостных правлений, а также полицейских управлений. 

Помимо метрических записей, информацию о предках-старообрядцах можно найти в материалах Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Для генеалогических изысканий интерес представляют переписные листы, т. е. документы, в которые вносилась информация о той или иной семье. Найти переписные листы также можно в региональных архивах, однако сохранилась очень незначительная их часть. 

Также информация о предках-старообрядцах может быть найдена в материалах сельскохозяйственной переписи 1917 г. Зная место проживания предка, можно обнаружить в региональном архиве дело с переписными листами по этому населенному пункту. В одном из таких листов будет значиться имя главы семьи, его вероисповедание, национальность, состав семьи и сведения о хозяйстве.

Сохраняет актуальность и такой исторический источник, как ревизские сказки: старообрядцы, как и все, были обложены податями и налогами и учитывались в ходе ревизий (переписей). Ревизские сказки помогут узнать состав семьи и годы рождений ее членов. После 1858 г. вместо ревизских сказок регулярно составлялись посемейные списки, содержавшие схожую информацию. В этих документах не указывалось вероисповедание, однако они важны для составления родословной, особенно при отсутствии метрических записей. 

В некоторых случаях могут помочь и исповедные ведомости. В них отмечалось, кто из верующих за указанный год был на исповеди и причастии и кто не был, а также причины отсутствия. В эти книги попадали и старообрядцы, формально числившиеся прихожанами храмов Московского патриархата. Иногда они считались прихожанами с рождения, иногда фиктивно «выходили из раскола» по тем или иным причинам. Чаще всего в таких случаях указывалось, что человек не был на исповеди и причастии «по наклонности к расколу».

Помочь в поиске сведений о старообрядцах могут не только документы по учету населения, указанные выше, но и другие материалы. Большая часть старообрядцев, как и представители других сословий, так или иначе взаимодействовали с властями, решая различные насущные вопросы. Так, например, зная место проживания предка и его фамилию, можно изучать документы из фондов волостного правления на предмет упоминания возможных родственников. Вы можете обнаружить, что ваши предки писали жалобы или, наоборот, в чем-то обвинялись соседями, участвовали в судебных тяжбах и т. д. Сведения из обнаруженных документов дадут дополнительную биографическую информацию о прошлом семьи.

Иван Горюшкин-Сорокопудов. «В молитве». 1900 г. На картине изображена стоящая возле иконы девушка-старообрядка в белой рубахе, сарафане, переднике и платке, заколотом на булавку. Она держит в руках кадильницу, лестовку (четки) и подручник (коврик для совершения земных поклонов)

Иван Горюшкин-Сорокопудов. «В молитве». 1900 г. На картине изображена стоящая возле иконы девушка-старообрядка в белой рубахе, сарафане, переднике и платке, заколотом на булавку. Она держит в руках кадильницу, лестовку (четки) и подручник (коврик для совершения земных поклонов)

Михаил Нестеров. «Великий постриг» (Государственный Русский музей, 1898 г.). Здесь художник изображает развитие судьбы героини прошлых картин цикла, не нашедшей свое счастье «в миру» и теперь ищущей забвения в лесной глуши старообрядческого скита. Девушки в белых платках еще не монахини, но они уже у самой цели. За ними идут монахини разных возрастов, которые ведут под руки властную, статную женщину — игуменью. Позади — часовня и тихо горящая лампадка в окне

Михаил Нестеров. «Великий постриг» (Государственный Русский музей, 1898 г.). Здесь художник изображает развитие судьбы героини прошлых картин цикла, не нашедшей свое счастье «в миру» и теперь ищущей забвения в лесной глуши старообрядческого скита. Девушки в белых платках еще не монахини, но они уже у самой цели. За ними идут монахини разных возрастов, которые ведут под руки властную, статную женщину — игуменью. Позади — часовня и тихо горящая лампадка в окне

Перечисленные выше источники касаются как старообрядцев, так и представителей других конфессий. Однако их недостаточно для полноценного восстановления родословной. Необходимо обращаться к специфическим документам, связанным со старообрядческим населением Российской империи.  

1. ЗАПИСИ О РОДИВШИХСЯ И УМЕРШИХ В СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИНАХ

Такие документы велись полицейскими чиновниками (исправниками или полицмейстерами) с целью учета старообрядческого населения. Они представляют собой аналог метрических книг и содержат практически такую же информацию, нет лишь записей о бракосочетаниях. Книги хранятся в региональных архивах в фондах обер-полицмейстеров, губернских правлений и управ благочиния. 

2. МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ, КОТОРЫЕ ВЕЛИСЬ ПРИ ПОЛИЦЕЙСКИХ УПРАВЛЕНИЯХ (1874–1906 гг.)

Появились в результате указа императора Александра II от 19 апреля 1874 г., согласно которому браки старообрядцев были признаны законными. В этих книгах содержится информация о рождениях, смертях и бракосочетаниях, велись они полицейскими чиновниками. Четких правил ведения таких книг не было, поэтому не в каждом регионе они вообще были. Тем не менее стоит их поискать в фондах волостных правлений.

3. ОТЧЕТЫ БЛАГОЧИННЫХ О «СЕКТАНТАХ И РАСКОЛЬНИКАХ»

Такие документы регулярно составлялись главой церковного округа (благочиния) и содержали информацию в основном о старообрядцах, проживавших на этой территории. В них, как правило, включались списки приверженцев старых обрядов. Отчеты сохранились в основном в фондах духовных консисторий в региональных архивах.

4. ИМЕННЫЕ СПИСКИ РАСКОЛЬНИКОВ

В течение XIX в. регулярно составлялись полицейскими чиновниками с целью учета старообрядческого населения и ведения статистики. Попадали в эти списки, однако, далеко не все раскольники, а лишь те, кто были потомками старообрядцев, учтенных еще в XVIII в. и плативших тогда двойные подати. Ценность этих списков для генеалогии в том, что в них чаще всего указывались родственные связи по отношению к главе семьи и возраст. Обнаружить списки можно в фондах уездных и губернских полицейских управлений. 

5. РАЗЛИЧНЫЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ О «ПЕРЕХОДЕ В РАСКОЛ» ИЛИ, НАОБОРОТ, «ВЫХОДЕ ИЗ РАСКОЛА»

Случаи перехода из старообрядчества в Русскую православную церковь были нередки. Часто приверженцы старых обрядов делали это формально (например, чтобы заключить законный, с точки зрения властей, брак). Православные священники в этих случаях составляли отчеты, записки и другие документы. Случались и переходы в старообрядчество, по поводу которых зачастую проводились расследования церковными и светскими властями. Все эти документы также могут оказаться важными при генеалогическом исследовании. Начинать поиски таких документов лучше всего с фонда духовной консистории епархии в региональном архиве.

6. РАСПИСКИ ОТ СТАРООБРЯДЦЕВ О ТОМ, ЧТО ОНИ НЕ БУДУТ «СКЛОНЯТЬ В РАСКОЛ» ОДНОСЕЛЬЧАН

Многие старообрядцы хотя бы раз в жизни были вынуждены подписывать подобные документы, поскольку находились под пристальным вниманием властей. Обнаружить такие расписки можно в фондах духовных консисторий или полицейских управлений.

7. МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕПИСИ СТАРООБРЯДЦЕВ 1906–1907 ГГ. 

Эта перепись была проведена после указа Николая II о веротерпимости и затронула значительное количество старообрядческих общин. Переписные листы содержат информацию о составе семьи и могут стать важным генеалогическим источником. Обнаружить их чаще всего можно в фондах духовных консисторий в региональных архивах.

Полезной для генеалогического исследования может оказаться информация не только из архивных документов. Некоторые старообрядческие общины до сих пор сохранились в местах своего традиционного проживания. Проведение экспедиции в эти места и беседы со старообрядцами тоже могут стать важным этапом в восстановлении истории предков.

Поиск сведений о старообрядцах, вероятнее всего, окажется непростым, так как четкой инструкции для его осуществления нет, многое зависит от региона и принадлежности предка к тому или иному согласию. Проведение поиска требует вдумчивого изучения истории, административно-территориального деления и архивной работы. IT-сервис Famiry поможет в проведении исследования о предках-старообрядцах: вы всегда можете обратиться за консультацией к профессиональному генеалогу.

Читайте также

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО