Все темы

Ревизские сказки: как с их помощью восстановить родословную

3684
Денис Овчинников
Фрагменты ревизской сказки села Славного Шеского и Кушальского стана Тверского уезда 1763 года, источник https://ru.wikipedia.org/wiki

Фрагменты ревизской сказки села Славного Шеского и Кушальского стана Тверского уезда 1763 года, источник https://ru.wikipedia.org/wiki

Ревизские сказки — один из основных источников по восстановлению семейной истории в XVIII–XIX вв. наряду с исповедными ведомостями и метрическими книгами (о них мы уже писали). Они представляют собой материалы ревизий, т. е. переписей населения, проводившихся в Российской империи с целью взимания подушной подати. Информация в эти документы вносилась «со сказанного», поэтому они и получили название ревизских сказок.

Что такое ревизские сказки

Фрагмент ландратской переписи с. Троицкого на Рати (РГАДА, ф. 350, оп. 1, д. 215, л. 1026), источник http://old-kursk.ru/events/ka_191101.html

Фрагмент ландратской переписи с. Троицкого на Рати (РГАДА, ф. 350, оп. 1, д. 215, л. 1026), источник http://old-kursk.ru/events/ka_191101.html

В XVII — начале XVIII в. система учета населения, необходимая для сбора налогов, неоднократно менялась. С середины XVII в. единицей учета был двор, а результаты подворных переписей вносились в переписные книги. Последней из таковых стала инициированная Петром I Ландратская перепись 1716–1717 гг. В ходе ее проведения было выявлено множество недостатков сложившейся системы. В частности, количество дворов, а соответственно, и размер взимаемого налога оказались меньше ожидаемого. К тому же многие представители податных сословий уклонялись от учета, а местные чиновники допускали самоуправство и брали взятки, чтобы не вносить тот или иной двор в ландратские книги.

Фрагмент ревизской сказки 1722 г. Уфимского уезда Казанской дороги д. Токмаклы, источник https://dzen.ru/a/YAfU8tXXKQBtpCnr

Фрагмент ревизской сказки 1722 г. Уфимского уезда Казанской дороги д. Токмаклы, источник https://dzen.ru/a/YAfU8tXXKQBtpCnr

Татары в Казани, 1870, источник https://www.business-gazeta.ru/article/480834

Татары в Казани, 1870, источник https://www.business-gazeta.ru/article/480834

Финансовые проблемы и неудачная перепись стали одними из причин перемен как в системе налогообложения, так и в учете населения. Уже 26 ноября 1718 г. был издан указ Петра I «О введении ревизии, о распределении содержания войска по числу ревизских душ». Согласно указу, в стране вводилось подушевое налогообложение, а все податное население должно было учитываться в ходе проведения ревизий. Из названия указа следовало, что одной из главных его целей было изыскание денег на содержание армии — именно численность войск и определила количество взимаемых с населения денег.

 В начале 1719 г. был выпущен указ «Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских сказок и о взыскании за утайку душ», который подробно описывал проведение ревизий и составления сказок. В частности, в нем значилось, что необходимо «брать во всех губерниях сказки… сколько, где, в какой волости, селе или деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей по имени мужеска полу, всех не обходя от самого старого до самого последнего младенца».

Бытовая сцена XVII века (Купец и товар). Начало 1890-х., художник Неврев Николай 

Бытовая сцена XVII века (Купец и товар). Начало 1890-х., художник Неврев Николай 

С этого времени в законодательство и в обиход вошло понятие «ревизская душа», которой считался любой мужчина из числа податного населения (крестьянин, мещанин, однодворец; купец — до 1775 г.) независимо от возраста. Примечательно, что мужчина, умерший между проведениями ревизий, продолжал браться в расчет при исчислении размера подати вплоть до проведения следующей ревизии. Поэтому и появилось такое явление, как «мертвые души», ставшее ключевым в сюжете одноименного произведения Николая Гоголя.

Проведение I ревизии затянулось на несколько лет. В 1719 г. были собраны «первичные» сказки, которые впоследствии дополнялись и уточнялись «пополнительными» сказками — их составляли в 1720–1722 гг. По некоторым местностям сохранились сказки за все четыре года, благодаря чему при генеалогическом поиске можно сравнивать данные из них. В 1723 г. собранные сведения были еще раз проверены «офицерскими командами». По результатам их работы к 1727 г. были составлены переписные книги, которые и стали итогом ревизии — именно по ним и взималась подушная подать до следующей переписи.

Башкирская деревня в долине реки Миасс

Башкирская деревня в долине реки Миасс

Карта Уфимской провинции 1786 г. (фрагмент), источник https://bashmusic.net/ru/eto-interesno/bashkirskie-derevni-v-doline-reki-miass

Карта Уфимской провинции 1786 г. (фрагмент), источник https://bashmusic.net/ru/eto-interesno/bashkirskie-derevni-v-doline-reki-miass

Вторая (II) ревизия была проведена в царствование Елизаветы Петровны в 1744–1745 гг. В ходе ее проведения, как при I ревизии, не были учтены жители окраин Российской империи, а также башкиры, часть татар и ряд других народов. В отличиеи от I ревизии, в этой перепись учитывались женщины — они записывались в исходных сказках, составлявшихся на местах и частично сохранившихся в архивах (об этом ниже). Однако в итоговые переписные книги, составленные к 1747–1748 гг., вновь попала лишь информация о мужчинах. Примечательно, что, несмотря на датировку книг именно этими годами, возраст переписанных лиц указан на момент сбора сведений, т. е. на 1744–1745 гг. — это важно учитывать при составлении родословных древ.

Уже после проведения ревизии, в 1754 г., когда был издан указ императрицы Елизаветы Петровны, в котором значилось, что «для лучшего разбирательства о беглых, и к прекращению всех в ябеднических вымыслах подборов, впредь [переписывать] при будущей ревизии, как мужеский пол для платежа государственных поборов, так и женский для одного только ведома, не обходя не единой души…».

Черноземные губернии Российской Империи, 1807 г.

Черноземные губернии Российской Империи, 1807 г.

По новым правилам была проведена III ревизия 1762–1764 гг. Помимо указания женщин, с этой же переписи был введен и печатный формуляр ревизских сказок, который с некоторыми изменениями и дополнениями существовал вплоть до отмены ревизий.

Следующая, IV ревизия была проведена в 1781–1783 гг. Ее особенностью стало то, что она проводилась с учетом нового губернского деления, ставшего результатом реформы 1775 г. Также именно начиная с IV ревизии переписи податного населения стали охватывать все территории Российской империи, включая и окраины (Прибалтику, Малороссию и т. д.), ранее не попадавшие под ревизии. По таким же правилам была проведена и V ревизия 1794–1796 гг.

Московский пожар 1812 года, источник https://poulitcam.ru/istoricheskie/khronika-ob-yavlennoj-katastrofy-vse-o-pozhare-1812-goda.html

Московский пожар 1812 года, источник https://poulitcam.ru/istoricheskie/khronika-ob-yavlennoj-katastrofy-vse-o-pozhare-1812-goda.html

Шестая (VI) ревизия была начата в 1811 г., однако она не завершилась из-за Отечественной войны 1812 г., в связи с чем велика вероятность не обнаружить своего предках в материалах этой переписи. Кроме того, ревизские сказки этой переписи вновь содержали лишь сведения лишь о мужском населении. Поскольку эта ревизия была во многом неполной, то следующая, VII ревизия была проведена очень скоро — уже в 1816 г.

«Подати» / Художник Николай Орлов, XiX век, источник https://www.vedomosti.ru/opinion/articles

«Подати» / Художник Николай Орлов, XiX век, источник https://www.vedomosti.ru/opinion/articles

Последующие (VIII, IX и X) ревизии были проведены в 1833–1835 гг., 1850 г. и 1857–1858 гг. соответственно. Алгоритм их проведения и формуляр ревизских сказок к этому времени полностью устоялись: ся: — в нем указывались имена всех совместно проживающих членовах мужского и женского пола (причем о мужчинах информация была чуть подробнее), их возраст, отметки о выбытии по тем или иным причинам.

К середине XIX в. подушная подать составляла гораздо меньшую, чем ранее, долю государственного бюджета. Это обстоятельство, а также крестьянская реформа и отмена крепостного права в 1861 г. привели к упразднению ревизий. С 1860-х гг. население стало учитываться в основном с помощью посемейных списков.

Что можно узнать из ревизской сказки

Клавдий Лебедев "Ссора на террасе", источник https://kartinysistoriey.ru/ssora-na-terrase-na-kartine-klavdiya-lebedeva/

Клавдий Лебедев "Ссора на террасе", источник https://kartinysistoriey.ru/ssora-na-terrase-na-kartine-klavdiya-lebedeva/

Ревизские сказки начинались с указания населенного пункта, в котором проводилась перепись, а также сословной группы, переписываемой в данной местности. Существовали ревизские сказки крестьян (помещичьих, государственных, монастырских и т. д.), мещан, купцов (пока они не были освобождены от налогов в 1775 г.), обязанных платить подушную подать. Однако были и ревизские сказки казаков, лиц духовного звания, а также солдат и солдатских детей; эти группы населения не облагались подушевым налогом и переписывались только с целью ведения учета.

Основная часть ревизской сказки представляла собой посемейные списки. Материалы I ревизии отличались еще не устоявшимся формуляром — списки были составлены сплошным текстом, а не таблицей, как позднее. Чаще всего указывались лишь фамилии, имена и отчества «ревизских душ» с указанием возраста.

Иван Куликов, девочка с яблоками

Иван Куликов, девочка с яблоками

Сказки II ревизии уже составлялись согласно единой форме, утвержденной 1 марта 1744 г. Они представляли собой таблицу с перечислением лиц мужского пола и указанием их возраста, степени родства к главе семьи, а также причины выбытия в период между ревизиями.

Начиная с III ревизии в сказках состав семьи указывался полностью, включая женщин. В частности, значились их девичьи фамилии (если были), места происхождения (для жен) и куда выданы замуж (для дочерей), была в материалах ревизий и информация о незамужних девушках. С IV ревизии возраст стал указываться два раза — по предыдущей переписи и по нынешней.

Источник https://berkovich-zametki.com/2012/Starina/Nomer4/Haesh1.php

Источник https://berkovich-zametki.com/2012/Starina/Nomer4/Haesh1.php

Окончательно формуляр ревизских сказок устоялся с 1815 г. и проведения VII ревизии. С этого времени списки семей в ревизских сказках представляли собой таблицу, в левую часть которой вносилась следующая информация:

  • номер двора по текущей ревизии;
  • фамилия, имя и отчество главы семьи и всех совместно с ним проживающих родственников мужского пола;
  • возраст по предыдущей ревизии;
  • отметка о выбытии по той или иной причине;
  • возраст по нынешней ревизии.

В правую часть таблицы вносилась информация о женщинах:

  • фамилии, имена и отчества (не всегда) членов семьи женского пола;
  • отметки о выбытии по той или иной причине;
  • возраст на момент проведения ревизии.

На что обратить внимание в ревизской сказке

Ревизская сказка, источник https://aragont.livejournal.com/317168.html

Ревизская сказка, источник https://aragont.livejournal.com/317168.html

В первую очередь, стоит посмотреть на заголовок найденного документа. Поскольку ревизские сказки велись по социальным группам, то название будет точно отражать сословную принадлежность ваших предков. Также если переписывались крепостные крестьяне, то в названии указывалось имя помещика, которому они принадлежали, — эта информация тоже может пригодиться при проведении генеалогического исследования.

Перечень информации о конкретных персонах в ревизских сказках небольшой, однако можно узнать возраст членов семьи — соответственно, станет известен и примерный год рождения. Это дает возможность проверить записи в соответствующей метрической книге и выяснить дополнительные сведения.

Женские шугаи, источник https://www.booksite.ru/fulltext/korot/kova/byt/79.htm

Женские шугаи, источник https://www.booksite.ru/fulltext/korot/kova/byt/79.htm

Большой интерес представляют отметки о выбытии членов семьи. В частности, из них можно узнать не только год смерти человека (что лучше всего тоже перепроверить по метрической книге), но и такие события, как переезд в другие населенные пункты, отправка в ссылку, бракосочетание с последующим переездом и призыв в армию по рекрутскому набору.

Также примечательны записи о женщинах в материалах III, IV и V ревизий. В ходе этих переписей информация о них указывалась наиболее подробно, благодаря чему можно выяснить, откуда происходили жены или, наоборот, куда и за кого были выданы замуж дочери. В последующих ревизиях записи о членах семьи женского пола были существенно сокращены.

Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург, источник https://spb.aif.ru/society/education/bez_rodu_i_plemeni_kak_v_rossii_poyavilis_pervye_vospitatelnye_doma

Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург, источник https://spb.aif.ru/society/education/bez_rodu_i_plemeni_kak_v_rossii_poyavilis_pervye_vospitatelnye_doma

Кроме того, нужно обращать внимание на указание родственных связей членов семьи по отношению к главе. Например, могут встретиться весьма необычные случаи, когда кто-то из домочадцев будет указан как «приемыш», «незаконнорожденный» и т. д., что позволяет выяснить ряд подробностей семейной истории.

Особо важно в ревизских сказках анализировать не только запись о прямых предках, но и просматривать все остальные указанные в документе семьи — зачастую это помогает выявить родственников, о которых ранее ничего не было известно.

Как найти нужную ревизскую сказку

Борис Кустодиев, картина "Купчиха на прогулке", источник https://www.booksite.ru/fulltext/korot/kova/byt/79.htm

Борис Кустодиев, картина "Купчиха на прогулке", источник https://www.booksite.ru/fulltext/korot/kova/byt/79.htm

Прежде всего, для поиска необходимой ревизской сказки нужно выяснить, где жили предки, т. к. без знания уезда и населенного пункта найти материалы переписей невозможно.

Основная часть материалов I, II и III ревизий сохранились в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, г. Москва) в фонде № 350. Для поиска ревизской сказки по нужному вам уезду и сословию можно воспользоваться описями этого фонда, опубликованными на сайте архива. Однако это не единственный фонд РГАДА, в котором сохранились ревизские сказки. Исходные сказки сохранились в фонде № 950, а также в фондах провинциальных канцелярий — там, например, можно обнаружить материалы II ревизии с информацией о женщинах, чего не найти в итоговых переписных книгах из фонда № 350.

Источник https://dzen.ru/a/X85hJMngNHQ09RrF

Источник https://dzen.ru/a/X85hJMngNHQ09RrF

Мятежное руководство на крыльце волостного правления, источник https://dzen.ru/a/ZQHTO8ojpQrukiCO

Мятежное руководство на крыльце волостного правления, источник https://dzen.ru/a/ZQHTO8ojpQrukiCO

Кроме того, материалы переписей различных сословных групп крестьян сохранились не в фонде №350, а в других. Так ревизские сказки удельных крестьян находятся в фонде № 1239, а материалы о монастырских крестьянах, впоследствии ставших экономическими, сохранились в фонде Коллегии экономии (№ 280).

Ревизские сказки, составленные по результатам IV–X ревизий, хранятся в региональных архивах. Чаще всего их можно обнаружить в отдельных коллекциях, в фондах казенных палат и ревизских комиссий.

В архиве вам, прежде всего, нужно выявить дела с материалами той или иной ревизии по интересующей вас местности (городу или волости). Далее среди этих дел необходимо выделить документы по нужному вам сословию, поскольку ревизские сказки на крестьян (а в XIX в. и на их различные группы), мещан и другие податные сословия составлялись отдельно. Выявив нужное вам архивное дело, его необходимо изучить и найти там ревизскую сказку населенного пункта, бывшего местом жительства ваших предков. Дальнейшие изыскания будут связаны с изучением текста ревизской сказки и выявлением записи о семьях ваших предков.

Ревизские сказки в Интернете

ЦГА Москвы

В ряде случаев для изучения ревизских сказок можно обойтись и без личного посещения архивного учреждения. Например, ревизские сказки Московской губернии оцифрованы и опубликованы на сайте ЦГА Москвы.

«Башархив»

Если ваши предки происходили из Уфимской губернии, то стоит обратить внимание на портал «Башархив», где доступны материалы с V по X ревизию.

«Поколения Пермского края»

Для поисках информации о предках из Пермской губернии поможет портал «Поколения Пермского края» — там также размещены оцифрованные ревизские сказки.

Материалы ревизских сказок по: Тастуба д., Уфимский уезд; год 1795, источник https://basharchive.ru/census/reviz/87513/

Материалы ревизских сказок по: Тастуба д., Уфимский уезд; год 1795, источник https://basharchive.ru/census/reviz/87513/

Таким образом, ревизские сказки являются одним из основных генеалогических источников за полтора столетия, с 1718 по 1858 г. Безусловно, составленное лишь на их основе родословное древо будет далеко не полным и должно уточняться по метрическим книгам и исповедным ведомостям. Однако, зная место жительства предка и годы жизни, можно найти соответствующую ревизскую сказку и существенно дополнить информацию о его семье.

I ревизия
26 ноября 1718 г. (указ Петра I), 22 января 1719 г. (указ Сената); 1719–1722 гг.
II ревизия
сентябрь 1742 г. (предписание производства ревизии), 16 декабря 1743 г. (инструкция); 1744–1747 гг. (в Архангельской губернии ревизия завершилась в феврале 1749 г.)
III ревизия 
28 ноября 1761 г., 1762–1764 гг.
IV ревизия 
16 ноября 1781 г., 1781–1783 гг.
V ревизия
23 июня 1794 г., 1794–1796 гг.
VI ревизия 
18 мая 1811 г., 1811–1812 гг.
VII ревизия 
20 мая 1815 г., 1815–1816 гг.
VIII ревизия 
10 июня 1833 г., 1833–1835 гг.
IX ревизия западных губерний
указ — 11 января 1850 г.; сведения за 1850–1851 гг. (перепись велась без учета западных однодворцев и граждан 
X ревизия
3 июня 1857 г.; 1857–1858 гг.

Читайте также

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО