Где и как искать сведения о предках-мещанах?
Если ваши предки были исконными жителями городов, то, вероятнее всего, они принадлежали к мещанскому сословию. Именно мещане составляли абсолютное большинство (порядка 60%) горожан в дореволюционной России. В этой статье будет рассказано о том, кого и почему раньше называли мещанами, какие они имели права и обязанности, при каких условиях могли стать членами другой социальной группы и, наконец, что нужно знать для успешного поиска сведений о предках из мещанского сословия.
КОГО НАЗЫВАЛИ МЕЩАНАМИ?
Слово «мещанин» в толковых словарях русского языка имеет два значения.
В разговорной речи оно употребляется с некоторой негативной окраской и называет человека с мелкими, сугубо личными интересами, узким кругозором и неразвитыми вкусами. Такое понимание у этого слова появилось с середины XIX в. Именно в этом смысле его широко применял в своей публицистике Максим Горький («Заметки о мещанстве» и другие статьи).
Однако в первоначальном своем значении слова «мещанин» и «мещанство» ничего предосудительного в себе не заключали. Так что если вам стало известно, что в вашем роду были мещане, непременно постарайтесь узнать об этих предках как можно больше. Ведь даже великий А.С. Пушкин в стихотворении «Моя родословная» с гордостью заявлял:
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
В прямом смысле слово «мещанин» обозначает представителя одного из пяти основных существовавших в России с 1775 по 1917 г. сословий, наряду с дворянством, духовенством, купечеством и крестьянством. К мещанам относили мелких домовладельцев, торговцев и ремесленников с капиталом менее 500 рублей. Непременным условием причисления к этому сословию было владение недвижимостью в городе.
До того как мещане стали отдельным сословием, жителей городов и посадов принято было именовать посадскими людьми. Название же «мещанин» произошло от польского слова miasto, в переводе означающего «город».
В широкий оборот слово «местчане» (именно так оно писалось первоначально) было введено с легкой руки Екатерины II. В Жалованной грамоте городам в 1785 г. она утвердила существование нового сословия горожан, к которому принадлежали «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Это было третье после дворян и духовенства сословие. В специальном Городовом положении, датированном тем же 1785 г., мещане характеризовались как «группа градских жителей, кои приобрели отличное состояние вследствие трудолюбия и добронравия» и «кои кормятся в городе промыслом, рукоделием или работою».
КАКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИМЕЛИ МЕЩАНЕ?
Как и представители всех прочих сословий, мещане имели свои права и обязанности. К числу их прав относились:
👉 Возможность беспрепятственно заниматься в городах мелкой торговлей и разного рода промыслами, содержать мастерские, трактиры, лавки, а также работать по найму.
👉 Право передавать свой сословный статус по наследству. Ребенок, появившийся в семье мещанина, автоматически причислялся к этому же сословию. Мещанкой становилась и женщина, вышедшая замуж за городского обывателя.
👉 Привилегия принадлежать к мещанскому обществу определенного города, которая фиксировалась в виде записи в городовой обывательской книге.
👉 Право на сословное мещанское самоуправление. Это право реализовывалось через мещанские управы. Подобные учреждения вели списки мещан того или иного города, осуществляли прием новых членов и выдачу разрешений на выбытие старых. Главным же назначением таких управ было взимание с мещан различного рода сборов и податей. Помимо этого, мещанские управы занимались благотворительностью: вели сбор средств на строительство школ, больниц, богаделен и рабочих домов.
👉 Преимущество быть подсудным особому мещанскому суду. Такой суд разбирал дела исключительно городского сословия. Без его решения мещанина не могли лишить ни имущества, ни сословного статуса.
Вместе с тем мещане были обязаны:
👉 Уплачивать подушную подать, то есть прямой налог, который взимался с каждой выявленной по результатам переписи «души». В 1860-е гг. подушная подать была заменена в отношении мещан-собственников налогом с недвижимого имущества, а в отношении мещан, занимавшихся торговлей и ремеслом, — умеренным торгово-промысловым обложением.
👉 Отбывать рекрутскую повинность. Каждое мещанское общество составляло «особый рекрутский участок». В первую очередь на службу призывали мужчин из «многолюдных семейств», затем из меньших и так до «двойников» (семей, состоящих из двух человек) включительно. Одиночек в рекрутскую очередь не включали, однако и они могли оказаться в числе рекрутов при проведении чрезвычайных наборов.
👉 Нести за определенные провинности телесные наказания. При этом мещанина нельзя было, как простого крестьянина, наказать розгами по приговору волостного суда. Для этого требовалось специальное решение уездного суда. В 1863 г. телесные наказания для мещан были отменены. Вместо этого по решению мещанского общества провинившегося горожанина могли отдать в разные работы на срок от одного до шести месяцев, в зависимости от того, каким по счету было это правонарушение.
👉 Не покидать город, к которому мещанин был приписан, без особого разрешения властей. Подобное разрешение выдавалось в виде временного паспорта.
Относительно удостоверяющих личность документов следует пояснить, что в Российской империи они появились с начала XVIII в. в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности. Это были «проезжие» или «отпускные» грамоты, в которых описывались рост, цвет волос, глаз и прочие приметы отпущенного. Такие документы выдавались мещанам и крестьянам, уходившим из своих городов и сел на заработки. В середине XVIII в. был введен «Устав о паспортных и беглых», главное правило которого гласило: «Никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта». Этот устав являлся основным законом Российской империи, определявшим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима, вплоть до конца XIX в. Для мещан и крестьян действовало несколько категорий временных паспортов, которые различались в зависимости от срока их действия (от 6 месяцев до 3 лет), а также удаления лица от основного места жительства. С 5 октября 1906 г. специальным уставом был введен официальный удостоверяющий личность граждан России документ, который стал называться паспортной книжкой. Этот бессрочный документ давал полную свободу передвижения и выбора места жительства.
МОГ ЛИ МЕЩАНИН ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЕ СОСЛОВИЕ?
Мещанское сословие по численности занимало в Российской империи второе место после крестьян. Кроме того, это сословие в XIX — начале ХХ в. считалось наиболее динамичным. Его пополнение происходило в основном за счет крестьян, особенно после отмены крепостного права. Если накануне крестьянской реформы в Российской империи насчитывалось порядка 4,5 миллиона мещан, то к исходу XIX в. их было уже более 13 миллионов.
Вчерашних крестьян современники называли «новыми мещанами». Многие из них переходили в другое сословие лишь для того, чтобы не платить подати. При этом они не занимались ни торговлей, ни ремеслами, а, купив дом в городе, арендовали землю и продолжали зарабатывать себе на хлеб земледелием. В стремлении освободиться от податей, в мещанство переходили также и отставные военные.
Бывало и так, что мещанами становились разорившиеся купцы. В 1863 г. после отмены низшей, 3-й гильдии купечества все приписанные к этой гильдии купцы были автоматически приписаны к мещанству.
Мещане в свою очередь также могли переходить в другие сословия. Однако для этого они должны были получить «увольнительный приговор» от своего мещанского общества. В таком приговоре прописывалось, что желающий перейти в другое сословие мещанин не имеет долгов перед своим обществом, не состоит под судом или следствием и не оставляет малолетних детей без средств к существованию.
Для перехода в купечество разбогатевшему мещанину достаточно было объявить капитал и уплатить гильдейские сборы. При записи мещан в крестьянство особых проблем также не возникало. Пожелавший стать крестьянином мещанин даже мог сохранить за собой право на городскую собственность и имел право не выводить из мещанского общества своих детей или родственников.
Начиная с 1832 г. после окончания высших учебных заведений мещан могли причислить к почетным гражданам.
Почетными гражданами в Российской империи во второй четверти XIX – первой четверти XX в. назывались представители одного из привилегированных сословий. Манифест «Об установлении нового сословия под названием Почетных граждан» был подписан императором Николаем I в 1832 г. Согласно этому документу, почетные граждане делились на личных, не имевших права передавать свой статус по наследству, и потомственных. К числу потомственных относились дети личных дворян и духовных лиц, окончившие академию или семинарию, а также лица свободных профессий, имевшие ученую степень. Личными почетными гражданами становились дети рядового духовенства и прочие окончившие университеты и другие высшие учебные заведения лица, а также чиновники XIV–X классов. Привилегии почетных граждан заключались в том, что все они освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Прямой переход из мещанского сословия в дворянство был невозможен. Для этого сначала требовалось накопить состояние, приписаться к купеческому сословию, пройти все гильдии, а уже затем претендовать на дворянство. Или же мещанину необходимо было поступить на военную или государственную (с разрешения мещанского общества) службу, достичь высоких чинов, и только после этого ему могло быть пожаловано дворянство.
Мещанское сословие просуществовало вплоть до 1917 г. После грянувшей в этом году Октябрьской революции это сословие, наряду с прочими сословиями и званиями, было упразднено.
ЧТО ОТЛИЧАЛО МЕЩАН ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ СОСЛОВИЙ?
Несмотря на расхожее мнение о некоторой ограниченности мещанства, представителям этого сословия традиционно были присущи такие замечательные качества, как семейственность, религиозность, трудолюбие, почитание старших, личная ответственность и чувство долга. При любой возможности мещане старались помогать своим близким и даже соседям. Раздача милостыни и усыновление сирот в мещанской среде были обычным делом. Кроме того, исконные представители этого сословия были очень привязаны к своему городу, своей семье, своей профессии и потому часто следовали жизненной дорогой, проложенной еще их родителями. Так что принадлежность предков к мещанскому сословию должна стать для вас ничем иным, как исключительно поводом для гордости.
КАК ВОССТАНОВИТЬ РОДОСЛОВНУЮ ПРЕДКОВ-МЕЩАН?
Восстановить генеалогию предков-мещан помогут документы, сохранившиеся в фондах региональных архивов, Российского государственного архива древних актов (РГАДА, г. Москва) и Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург).
Понятно, что для обращения в нужный региональный архив необходимо знать, в каком городе проживали ваши предки. Кроме того, стоит принимать во внимание не только нынешнюю, но и прежнюю административную принадлежность этого города.
В КАКИХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ИСКАТЬ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДКАХ-МЕЩАНАХ?
Наиболее информативными источниками генеалогической информации о мещанах, как, впрочем, и о представителях большинства других сословий, следует считать:
👉 ревизские сказки;
👉 метрические книги церквей, прихожанами которых были ваши предки;
👉 исповедные росписи этих же храмов;
👉 брачные обыски.
Каждому из видов этих документов посвящена отдельная статья в блоге Famiry. Напомним лишь, что ревизские сказки — это материалы переписей податного населения России. Поскольку мещанство относилось к числу податных сословий, его представители также подлежали обязательной переписи. Всего в период с 1718 по 1859 г. было проведено 10 таких переписей, или ревизий. Из ревизских сказок можно получить сведения о составе семьи предков, возрасте ее членов, родственных связях, а в отдельных случаях о переездах и годах смерти некоторых персон.
Материалы с 4-й по 10-ю ревизию включительно следует искать в областных архивах, а документы более ранних переписей — в РГАДА.
Метрические книги представляют собой погодные реестры актов гражданского состояния, которые существовали в Российской империи в XVIII – начале XX в. Именно они заключают в себе информацию (в установленной форме) о важнейших религиозных обрядах. Метрические книги состоят из трех частей: о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Каждая из метрических записей содержит данные о дате того или иного события, сословном положении, месте жительства, полном имени персоны, к которой это событие относилось, а также сведения о лицах, связанных с ней кровным или духовным родством (восприемниках, поручителях и т. д.).
Исповедные росписи, или исповедные ведомости, — это документы, которые велись при каждой приходской церкви и предназначались для записи прихожан, бывших на исповеди и причастии. Все православное население прихода было расписано в исповедных ведомостях по дворам (семьям) с указанием места жительства, сословного положения, полного имени главы семьи и перечислением остальных домочадцев, для каждого из которых отмечался возраст и родственное отношение к домохозяину.
Брачными обысками назывались специальные акты со сведениями о женихе и невесте, составляемые причтом церкви перед венчанием. Целью было выявление обстоятельств, которые могли препятствовать браку с точки зрения церковных и гражданских законов. Подобные документы фиксировали полное имя вступавших в брак, их возраст, сословное положение, место жительства, имена родителей (не всегда) и поручителей (свидетелей).
Метрические книги, исповедные росписи и брачные обыски, как правило, хранятся в фондах духовных консисторий региональных архивов. Однако в отдельных случаях подобные документы могут находиться на хранении в районном или областном отделе ЗАГС или даже в краеведческом музее. Часть метрических книг хранится в РГИА, в фонде Святейшего Синода.
В настоящее время во всех архивах страны ведется большая работа по оцифровке документов, считающихся основными источниками генеалогической информации. Где-то эта работа уже завершена, поэтому не исключено, что вам удастся найти сведения о своих предках, даже не выходя из дома. К примеру, в бесплатном онлайн-сервисе Яндекса «Поиск по архивам» имеется доступ к метрическим книгам и прочим документам XVIII — начала XX в. из архивов Москвы, Астраханской, Оренбургской, Иркутской и других областей.
Такие документы церковного учета, как метрические книги, исповедные росписи и брачные обыски, непременно помогут (в случае их хорошей сохранности) восстановить родословие предков-мещан. Однако для обращения к ним необходимо знать, прихожанами какого храма были ваши предки. Стоит учитывать, что уездные города могли включать в себя 5–9 церковных приходов, а губернские — от нескольких десятков до нескольких сотен. Чтобы пересмотреть метрические книги всех этих церквей в поисках упоминаний персон с нужной фамилией, понадобится очень много времени. Поэтому еще до начала архивных поисков следует попытаться выяснить у родственников старшего поколения, в каком районе города проживали предки, какой храм они посещали (о том, как правильно проводить интервью с родственниками читайте здесь).
Если такой возможности нет, стоит обратиться к изучению дореволюционных справочных изданий, таких как историко-статистические описания нужного города, адрес-календари, памятные книжки и другие. Обычно подобные справочники можно найти в краеведческих отделах областных библиотек. Часто к ним возможен онлайн-доступ. Так, коллекцию «Памятных книжек», размещенную на сайте Российской национальной библиотеки, можно найти здесь. В названных справочниках следует искать упоминания нужной фамилии. Вполне вероятно, что здесь будет указан адрес, по которому проживали ваши предки.
Помимо названных выше ревизских сказок и церковных документов, ценные генеалогические и биографические сведения о мещанах могут содержать и другие архивные документы:
👉 посемейные списки мещан;
👉 домовые книги;
👉 городовые обывательские книги;
👉 приговоры мещанских обществ о причислении к мещанскому сословию;
👉 записи о выдаче паспортов или отпускные билеты;
👉 ведомости торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий.
Что касается посемейных списков, то они составлялись на лиц податных сословий — крестьян и мещан. Такие списки служили в дореволюционной России, в 1858–1917 гг., средством административного учета населения. Полученные из них количественные данные вносились в издававшиеся губернскими статистическими комитетами списки населенных мест. Начиная с 1874 г., то есть со времени введения воинской повинности, на основе посемейных списков составлялись и списки призывников.
Посемейные списки мещан заносились в специальный отпечатанный типографским способом бланк, а затем на протяжении нескольких лет подряд дополнялись новой информацией. Когда вносить дополнительные сведения становилось невозможно, на семью заводили новый список.
Бланк такого списка включал в себя десять граф. В первую графу заносился порядковый номер семьи, а во второй указывался номер, под которым эта же семья значилась в последней ревизской сказке. В графы с третьей по седьмую записывались сведения о мужской половине семьи. Здесь отмечались фамилия, имя, отчество главы этого семейства, имена проживающих вместе с ним родственников (сыновей, внуков, братьев, племянников и т. д.), их возраст и сведения о том, когда, откуда и по каким причинам те прибыли или убыли. В восьмую графу заносились данные о воинской службе — о ее начале, окончании, зачислении в запас. Графы с девятой по одиннадцатую посемейных списков мещан содержали информацию о женщинах семьи (супруге, теще, дочерях, внучках, племянницах главы семейства). Здесь указывались их имена, возраст («лета»), а также факты замужества и смерти.
Посемейные списки мещан содержат много интересной персональной информации, поэтому найти их считается большой удачей. Документы подобного типа хранятся в региональных архивах в фондах волостных правлений, мещанских управ, мещанских старост, городских управ, казенных палат, переселенческих управлений, участковых земских начальников или уездных воинских начальников.
В Российской империи в XVIII — начале XX в., как и сейчас, велись домовые книги. Документы подобного рода служили средством административного и общегражданского учета городского населения. Ведением домовых книг занимались частные приставы в городских полицейских частях. На каждое частное домовладение в городе законом полагалось заводить отдельную прошнурованную книгу.
Из домовых книг можно узнать: фамилию, имя и отчество проживавшего в доме лица, его сословную принадлежность, вероисповедание, возраст, семейное положение, род занятий, место и дату выдачи вида на жительство, паспортные данные, дату регистрации, откуда прибыло регистрируемое лицо, а также дату и место его выбытия.
Дореволюционные домовые книги сохранились в региональных архивах, в фондах частных приставов и полицейских участков. Однако предпринимать поиски документов подобного типа стоит лишь в том случае, когда известно, на какой улице и в какое время проживал ваш предок.
Городовые обывательские книги представляли собой документы сословного административного учета городского населения, которые велись в России в XVIII — начале XX в. Такие книги состояли из шести частей. Первая часть содержала сведения о «настоящих городовых обывателях», то есть о тех, кто владел в городе недвижимостью (вне зависимости от их сословного положения). Во вторую часть записывали купцов всех трех гильдий, в третью часть — всех цеховых ремесленников, в четвертую — иногородних жителей и приписавшихся к данному городу иностранцев. В пятую часть заносили именитых граждан, включая общественных деятелей и деятелей культуры, ученых, банкиров, оптовых торговцев и владельцев кораблей. Шестая часть включала информацию о старожилах города, занимавшихся промыслами и не принадлежавших ни к одному из пяти предыдущих разрядов. Таким образом, сведения о предках-мещанах следует искать в первой и шестой частях городовых обывательских книг.
Горожане записывались в документы подобного типа в алфавитном порядке. В отношении каждого из них указывались: фамилия, имя, отчество, сословие, возраст, место жительства, имущественное положение, профессиональные и общественные обязанности, семейное положение, данные о жене и детях.
Обывательские книги составлялись каждые три года. Для их «сочинения» городское общество избирало специальных представителей — старост и депутатов. В обязанности старост входило составление списков обывателей, а в обязанности депутатов и городского головы — заполнение обывательских книг полученными сведениями. Каждая такая книга создавалась в трех экземплярах. Оригинал сдавали в архив городского общества, а копии отправляли в губернское правление и казенную палату.
Городовые обывательские книги сохранились в региональных архивах, в фондах губернских правлений, казенных палат, шестигласных дум или управ благочиния.
Если ваши предки стали мещанами относительно поздно, можно попытаться найти документы об их причислении к городскому мещанскому обществу. К подобным документам относятся прошения и собственно приговоры мещанских обществ о записи бывших крестьян, дворовых людей, купцов или детей духовенства в мещанское сословие. Эти документы позволят узнать, к какому сословию ваши предки принадлежали ранее, каким был состав их семьи, по какой причине они решили сменить сословную принадлежность и т. д. И прошения в мещанские общества, и их приговоры следует искать в региональных архивах, в фондах мещанских обществ или управ, городских или губернских правлений, городовых магистратов.
В фондах мещанских обществ или мещанских управ, имеющихся в некоторых региональных архивах, также могли сохраниться книги выдачи паспортов или отпускные билеты. Как уже упоминалось ранее, подобные удостоверяющие личность документы выдавались мещанам, если они на какое-то время хотели отлучиться из города, к которому были приписаны. Если по истечении установленного паспортом срока мещанин не возвращался в свой город, то он считался бродягой и подлежал полицейскому преследованию.
Дореволюционный паспорт по внешнему виду сильно отличался от современного паспорта и представлял собой что-то вроде справки на гербовой бумаге. Дореволюционные паспорта считаются редкими и ценными документами. Хотя в них вы не найдете фотографии своего предка (фото в паспортах появились уже в советское время), однако сможете узнать: его полное имя, возраст, вероисповедание, род занятий, особые приметы, место жительства, семейное положение, информацию о детях, отношение к отбыванию воинской повинности и прочее. Выявление паспорта предка, вероятнее всего, даже позволит получить образец его подписи.
Ведомости или сведения торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий относятся к документам имущественного характера. Если в них удастся найти упоминание предка, то станет известно, каким предприятием он владел или каким промыслом занимался. Такие документы обычно хранятся в региональных архивах, в фондах городских полицейских управлений, канцелярий губернаторов, губернских земских собраний или губернских земских управ.
Ценные сведения о предках-мещанах также могут содержать дела о начислении различных пособий, об уплате налога на имущество, о призыве на военную службу и прочие. Для выявления подобных потенциально перспективных документов следует внимательно изучить описи фондов губернской казенной управы, уездных управ, учреждений рекрутской, воинской и налоговой повинности конкретного регионального архива.
Следуя приведенным в статье рекомендациям и советам, вы непременно сможете узнать много нового и интересного о своих предках из мещанского сословия. Ну а сохранить результаты поисков на каждой стадии вам поможет онлайн-сервис Famiry, который непременно станет вашим надежным проводником в деле самостоятельного изучения семейной истории. И помните, возрождая память о прошлом, мы лучше познаем себя в настоящем и увереннее смотрим в будущее, поэтому не жалейте сил, времени и упорства для восстановления своей родословной.