Все темы

Где и как искать сведения о предках-мещанах?

1419
Ольга Веселова

Если ваши предки были исконными жителями городов, то, вероятнее всего, они принадлежали к мещанскому сословию. Именно мещане составляли абсолютное большинство (порядка 60%) горожан в дореволюционной России. В этой статье будет рассказано о том, кого и почему раньше называли мещанами, какие они имели права и обязанности, при каких условиях могли стать членами другой социальной группы и, наконец, что нужно знать для успешного поиска сведений о предках из мещанского сословия.

КОГО НАЗЫВАЛИ МЕЩАНАМИ?

А. Васильев, “Самарские мещане”, 1910-е, Самарская губерния, Самара / источник: Самарский областной художественный музей, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

А. Васильев, “Самарские мещане”, 1910-е, Самарская губерния, Самара / источник: Самарский областной художественный музей, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Слово «мещанин» в толковых словарях русского языка имеет два значения.

В разговорной речи оно употребляется с некоторой негативной окраской и называет человека с мелкими, сугубо личными интересами, узким кругозором и неразвитыми вкусами. Такое понимание у этого слова появилось с середины XIX в. Именно в этом смысле его широко применял в своей публицистике Максим Горький («Заметки о мещанстве» и другие статьи).

Однако в первоначальном своем значении слова «мещанин» и «мещанство» ничего предосудительного в себе не заключали. Так что если вам стало известно, что в вашем роду были мещане, непременно постарайтесь узнать об этих предках как можно больше. Ведь даже великий А.С. Пушкин в стихотворении «Моя родословная» с гордостью заявлял:

Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.

“Портрет семьи мещан”, 1905-1915 / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Портрет семьи мещан”, 1905-1915 / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

В прямом смысле слово «мещанин» обозначает представителя одного из пяти основных существовавших в России с 1775 по 1917 г. сословий, наряду с дворянством, духовенством, купечеством и крестьянством. К мещанам относили мелких домовладельцев, торговцев и ремесленников с капиталом менее 500 рублей. Непременным условием причисления к этому сословию было владение недвижимостью в городе.

До того как мещане стали отдельным сословием, жителей городов и посадов принято было именовать посадскими людьми. Название же «мещанин» произошло от польского слова miasto, в переводе означающего «город».

“Рабочие Кинешемской картонно-бумажной фабрики”, 1890-е, Костромская губерния, город Кинешма / источник: Кинешемский государственный художественно-исторический музей, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Рабочие Кинешемской картонно-бумажной фабрики”, 1890-е, Костромская губерния, город Кинешма / источник: Кинешемский государственный художественно-исторический музей, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

В широкий оборот слово «местчане» (именно так оно писалось первоначально) было введено с легкой руки Екатерины II. В Жалованной грамоте городам в 1785 г. она утвердила существование нового сословия горожан, к которому принадлежали «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Это было третье после дворян и духовенства сословие. В специальном Городовом положении, датированном тем же 1785 г., мещане характеризовались как «группа градских жителей, кои приобрели отличное состояние вследствие трудолюбия и добронравия» и «кои кормятся в городе промыслом, рукоделием или работою».

КАКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИМЕЛИ МЕЩАНЕ?

Карл Булла, “Торговец рыбой”, 1895-1905, Санкт-Петербург / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Карл Булла, “Торговец рыбой”, 1895-1905, Санкт-Петербург / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Как и представители всех прочих сословий, мещане имели свои права и обязанности. К числу их прав относились:

👉 Возможность беспрепятственно заниматься в городах мелкой торговлей и разного рода промыслами, содержать мастерские, трактиры, лавки, а также работать по найму.
👉 Право передавать свой сословный статус по наследству. Ребенок, появившийся в семье мещанина, автоматически причислялся к этому же сословию. Мещанкой становилась и женщина, вышедшая замуж за городского обывателя.
👉 Привилегия принадлежать к мещанскому обществу определенного города, которая фиксировалась в виде записи в городовой обывательской книге.
👉 Право на сословное мещанское самоуправление. Это право реализовывалось через мещанские управы. Подобные учреждения вели списки мещан того или иного города, осуществляли прием новых членов и выдачу разрешений на выбытие старых. Главным же назначением таких управ было взимание с мещан различного рода сборов и податей. Помимо этого, мещанские управы занимались благотворительностью: вели сбор средств на строительство школ, больниц, богаделен и рабочих домов.
👉 Преимущество быть подсудным особому мещанскому суду. Такой суд разбирал дела исключительно городского сословия. Без его решения мещанина не могли лишить ни имущества, ни сословного статуса.

Алексей Савенко, “Мещане города Екатеринодара”, 1912, Кубанская область, город Екатеринодар (Краснодар) / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Алексей Савенко, “Мещане города Екатеринодара”, 1912, Кубанская область, город Екатеринодар (Краснодар) / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Вместе с тем мещане были обязаны:

👉 Уплачивать подушную подать, то есть прямой налог, который взимался с каждой выявленной по результатам переписи «души». В 1860-е гг. подушная подать была заменена в отношении мещан-собственников налогом с недвижимого имущества, а в отношении мещан, занимавшихся торговлей и ремеслом, — уме­рен­ным тор­го­во-про­мы­сло­вым об­ло­же­ни­ем.
👉 Отбывать рекрутскую повинность. Каждое мещанское общество составляло «особый рекрутский участок». В первую очередь на службу призывали мужчин из «многолюдных семейств», затем из меньших и так до «двойников» (семей, состоящих из двух человек) включительно. Одиночек в рекрутскую очередь не включали, однако и они могли оказаться в числе рекрутов при проведении чрезвычайных наборов.
👉 Нести за определенные провинности телесные наказания. При этом мещанина нельзя было, как простого крестьянина, наказать розгами по приговору волостного суда. Для этого требовалось специальное решение уездного суда. В 1863 г. телесные наказания для мещан были отменены. Вместо этого по решению мещанского общества провинившегося горожанина могли отдать в разные работы на срок от одного до шести месяцев, в зависимости от того, каким по счету было это правонарушение.
👉 Не покидать город, к которому мещанин был приписан, без особого разрешения властей. Подобное разрешение выдавалось в виде временного паспорта.

Относительно удостоверяющих личность документов следует пояснить, что в Российской империи они появились с начала XVIII в. в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности. Это были «проезжие» или «отпускные» грамоты, в которых описывались рост, цвет волос, глаз и прочие приметы отпущенного. Такие документы выдавались мещанам и крестьянам, уходившим из своих городов и сел на заработки. В середине XVIII в. был введен «Устав о паспортных и беглых», главное правило которого гласило: «Никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта». Этот устав являлся основным законом Российской империи, определявшим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима, вплоть до конца XIX в. Для мещан и крестьян действовало несколько категорий временных паспортов, которые различались в зависимости от срока их действия (от 6 месяцев до 3 лет), а также удаления лица от основного места жительства. С 5 октября 1906 г. специальным уставом был введен официальный удостоверяющий личность граждан России документ, который стал называться паспортной книжкой. Этот бессрочный документ давал полную свободу передвижения и выбора места жительства.

МОГ ЛИ МЕЩАНИН ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЕ СОСЛОВИЕ?

“Сухаревский рынок. Продавец арбузов”, 1900-1909, Москва / источник: Собрание А. Мелитоняна, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Сухаревский рынок. Продавец арбузов”, 1900-1909, Москва / источник: Собрание А. Мелитоняна, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Мещанское сословие по численности занимало в Российской империи второе место после крестьян. Кроме того, это сословие в XIX — начале ХХ в. считалось наиболее динамичным. Его пополнение происходило в основном за счет крестьян, особенно после отмены крепостного права. Если накануне крестьянской реформы в Российской империи насчитывалось порядка 4,5 миллиона мещан, то к исходу XIX в. их было уже более 13 миллионов.

Вчерашних крестьян современники называли «новыми мещанами». Многие из них переходили в другое сословие лишь для того, чтобы не платить подати. При этом они не занимались ни торговлей, ни ремеслами, а, купив дом в городе, арендовали землю и продолжали зарабатывать себе на хлеб земледелием. В стремлении освободиться от податей, в мещанство переходили также и отставные военные.

Бывало и так, что мещанами становились разорившиеся купцы. В 1863 г. после отмены низшей, 3-й гильдии купечества все приписанные к этой гильдии купцы были автоматически приписаны к мещанству.

Афанасий Чернов, “Семейный портрет. Мещане города Екатеринодара”, 1899-1903, Кубанская область, город Екатеринодар / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Афанасий Чернов, “Семейный портрет. Мещане города Екатеринодара”, 1899-1903, Кубанская область, город Екатеринодар / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Мещане в свою очередь также могли переходить в другие сословия. Однако для этого они должны были получить «увольнительный приговор» от своего мещанского общества. В таком приговоре прописывалось, что желающий перейти в другое сословие мещанин не имеет долгов перед своим обществом, не состоит под судом или следствием и не оставляет малолетних детей без средств к существованию.

Для перехода в купечество разбогатевшему мещанину достаточно было объявить капитал и уплатить гильдейские сборы. При записи мещан в крестьянство особых проблем также не возникало. Пожелавший стать крестьянином мещанин даже мог сохранить за собой право на городскую собственность и имел право не выводить из мещанского общества своих детей или родственников.

Начиная с 1832 г. после окончания высших учебных заведений мещан могли причислить к почетным гражданам.

Почетными гражданами в Российской империи во второй четверти XIX – первой четверти XX в. назывались представители одного из привилегированных сословий. Манифест «Об установлении нового сословия под названием Почетных граждан» был подписан императором Николаем I в 1832 г. Согласно этому документу, почетные граждане делились на личных, не имевших права передавать свой статус по наследству, и потомственных. К числу потомственных относились дети личных дворян и духовных лиц, окончившие академию или семинарию, а также лица свободных профессий, имевшие ученую степень. Личными почетными гражданами становились дети рядового духовенства и прочие окончившие университеты и другие высшие учебные заведения лица, а также чиновники XIV–X классов. Привилегии почетных граждан заключались в том, что все они освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

“Самарские мещане”, 1880-е, Самарская губерния, Самара / источник: Самарский областной художественный музей, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Самарские мещане”, 1880-е, Самарская губерния, Самара / источник: Самарский областной художественный музей, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Прямой переход из мещанского сословия в дворянство был невозможен. Для этого сначала требовалось накопить состояние, приписаться к купеческому сословию, пройти все гильдии, а уже затем претендовать на дворянство. Или же мещанину необходимо было поступить на военную или государственную (с разрешения мещанского общества) службу, достичь высоких чинов, и только после этого ему могло быть пожаловано дворянство.

Мещанское сословие просуществовало вплоть до 1917 г. После грянувшей в этом году Октябрьской революции это сословие, наряду с прочими сословиями и званиями, было упразднено.

ЧТО ОТЛИЧАЛО МЕЩАН ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ СОСЛОВИЙ?

Карл Фишер, “Дом Мещанского попечительства о бедных второго участка”. В доме находились богадельня и детский приют, Москва, 1901-1910 / источник: Архив Ивана Владимировича Егорова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Карл Фишер, “Дом Мещанского попечительства о бедных второго участка”. В доме находились богадельня и детский приют, Москва, 1901-1910 / источник: Архив Ивана Владимировича Егорова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Несмотря на расхожее мнение о некоторой ограниченности мещанства, представителям этого сословия традиционно были присущи такие замечательные качества, как семейственность, религиозность, трудолюбие, почитание старших, личная ответственность и чувство долга. При любой возможности мещане старались помогать своим близким и даже соседям. Раздача милостыни и усыновление сирот в мещанской среде были обычным делом. Кроме того, исконные представители этого сословия были очень привязаны к своему городу, своей семье, своей профессии и потому часто следовали жизненной дорогой, проложенной еще их родителями. Так что принадлежность предков к мещанскому сословию должна стать для вас ничем иным, как исключительно поводом для гордости.

КАК ВОССТАНОВИТЬ РОДОСЛОВНУЮ ПРЕДКОВ-МЕЩАН?

“Семья Коломиец”, 1890-1893, Кубанская область, станица Должанская / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Семья Коломиец”, 1890-1893, Кубанская область, станица Должанская / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Восстановить генеалогию предков-мещан помогут документы, сохранившиеся в фондах региональных архивов, Российского государственного архива древних актов (РГАДА, г. Москва) и Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург).

Понятно, что для обращения в нужный региональный архив необходимо знать, в каком городе проживали ваши предки. Кроме того, стоит принимать во внимание не только нынешнюю, но и прежнюю административную принадлежность этого города.

В КАКИХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ ИСКАТЬ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДКАХ-МЕЩАНАХ?

“Магазин”, 1908-1909, Ярославль / источник: История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Магазин”, 1908-1909, Ярославль / источник: История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Наиболее информативными источниками генеалогической информации о мещанах, как, впрочем, и о представителях большинства других сословий, следует считать:

👉 ревизские сказки;
👉 метрические книги церквей, прихожанами которых были ваши предки;
👉 исповедные росписи этих же храмов;
👉 брачные обыски.

Симеон Исакович, “Мещане города Ростова”, 1880-1888, Екатеринославская губерния, Ростов-на-Дону / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Симеон Исакович, “Мещане города Ростова”, 1880-1888, Екатеринославская губерния, Ростов-на-Дону / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Каждому из видов этих документов посвящена отдельная статья в блоге Famiry. Напомним лишь, что ревизские сказки — это материалы переписей податного населения России. Поскольку мещанство относилось к числу податных сословий, его представители также подлежали обязательной переписи. Всего в период с 1718 по 1859 г. было проведено 10 таких переписей, или ревизий. Из ревизских сказок можно получить сведения о составе семьи предков, возрасте ее членов, родственных связях, а в отдельных случаях о переездах и годах смерти некоторых персон.

Материалы с 4-й по 10-ю ревизию включительно следует искать в областных архивах, а документы более ранних переписей — в РГАДА.

Метрические книги представляют собой погодные реестры актов гражданского состояния, которые существовали в Российской империи в XVIII – начале XX в. Именно они заключают в себе информацию (в установленной форме) о важнейших религиозных обрядах. Метрические книги состоят из трех частей: о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Каждая из метрических записей содержит данные о дате того или иного события, сословном положении, месте жительства, полном имени персоны, к которой это событие относилось, а также сведения о лицах, связанных с ней кровным или духовным родством (восприемниках, поручителях и т. д.).

Иван Куликов, “Семейный портрет неизвестных”, 1890-1900, Владимирская губерния, Муромский уезд / источник: Архив Софьи Смирновой, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Иван Куликов, “Семейный портрет неизвестных”, 1890-1900, Владимирская губерния, Муромский уезд / источник: Архив Софьи Смирновой, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Исповедные росписи, или исповедные ведомости, — это документы, которые велись при каждой приходской церкви и предназначались для записи прихожан, бывших на исповеди и причастии. Все православное население прихода было расписано в исповедных ведомостях по дворам (семьям) с указанием места жительства, сословного положения, полного имени главы семьи и перечислением остальных домочадцев, для каждого из которых отмечался возраст и родственное отношение к домохозяину.

Брачными обысками назывались специальные акты со сведениями о женихе и невесте, составляемые причтом церкви перед венчанием. Целью было выявление обстоятельств, которые могли препятствовать браку с точки зрения церковных и гражданских законов. Подобные документы фиксировали полное имя вступавших в брак, их возраст, сословное положение, место жительства, имена родителей (не всегда) и поручителей (свидетелей).

Георгий Несытов, “Реклама начала XX века”, 1910-1913, Ярославль / источник: Архив Александра Анатольевича Акилова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Георгий Несытов, “Реклама начала XX века”, 1910-1913, Ярославль / источник: Архив Александра Анатольевича Акилова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Метрические книги, исповедные росписи и брачные обыски, как правило, хранятся в фондах духовных консисторий региональных архивов. Однако в отдельных случаях подобные документы могут находиться на хранении в районном или областном отделе ЗАГС или даже в краеведческом музее. Часть метрических книг хранится в РГИА, в фонде Святейшего Синода.

В настоящее время во всех архивах страны ведется большая работа по оцифровке документов, считающихся основными источниками генеалогической информации. Где-то эта работа уже завершена, поэтому не исключено, что вам удастся найти сведения о своих предках, даже не выходя из дома. К примеру, в бесплатном онлайн-сервисе Яндекса «Поиск по архивам» имеется доступ к метрическим книгам и прочим документам XVIII — начала XX в. из архивов Москвы, Астраханской, Оренбургской, Иркутской и других областей.

Симеон Гольденберг, “Портрет мещан”, 1880-1882, Кубанская область, город Екатеринодар (ныне Краснодар) / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Симеон Гольденберг, “Портрет мещан”, 1880-1882, Кубанская область, город Екатеринодар (ныне Краснодар) / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Такие документы церковного учета, как метрические книги, исповедные росписи и брачные обыски, непременно помогут (в случае их хорошей сохранности) восстановить родословие предков-мещан. Однако для обращения к ним необходимо знать, прихожанами какого храма были ваши предки. Стоит учитывать, что уездные города могли включать в себя 5–9 церковных приходов, а губернские — от нескольких десятков до нескольких сотен. Чтобы пересмотреть метрические книги всех этих церквей в поисках упоминаний персон с нужной фамилией, понадобится очень много времени. Поэтому еще до начала архивных поисков следует попытаться выяснить у родственников старшего поколения, в каком районе города проживали предки, какой храм они посещали (о том, как правильно проводить интервью с родственниками читайте здесь). 

Если такой возможности нет, стоит обратиться к изучению дореволюционных справочных изданий, таких как историко-статистические описания нужного города, адрес-календари, памятные книжки и другие. Обычно подобные справочники можно найти в краеведческих отделах областных библиотек. Часто к ним возможен онлайн-доступ. Так, коллекцию «Памятных книжек», размещенную на сайте Российской национальной библиотеки, можно найти здесь. В названных справочниках следует искать упоминания нужной фамилии. Вполне вероятно, что здесь будет указан адрес, по которому проживали ваши предки.

Волков, “Мужчина за плотницкой работой”, 1890-1909 / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Волков, “Мужчина за плотницкой работой”, 1890-1909 / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Помимо названных выше ревизских сказок и церковных документов, ценные генеалогические и биографические сведения о мещанах могут содержать и другие архивные документы:

👉 посемейные списки мещан;
👉 домовые книги;
👉 городовые обывательские книги;
👉 приговоры мещанских обществ о причислении к мещанскому сословию;
👉 записи о выдаче паспортов или отпускные билеты;
👉 ведомости торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий.

“В семье мещан”, 1900-е / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“В семье мещан”, 1900-е / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Что касается посемейных списков, то они составлялись на лиц податных сословий — крестьян и мещан. Такие списки служили в дореволюционной России, в 1858–1917 гг., средством административного учета населения. Полученные из них количественные данные вносились в издававшиеся губернскими статистическими комитетами списки населенных мест. Начиная с 1874 г., то есть со времени введения воинской повинности, на основе посемейных списков составлялись и списки призывников.

Посемейные списки мещан заносились в специальный отпечатанный типографским способом бланк, а затем на протяжении нескольких лет подряд дополнялись новой информацией. Когда вносить дополнительные сведения становилось невозможно, на семью заводили новый список.

В. Ершов, “Мещане Анапы”, 1900-1905, Кубанская область, город Анапа / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

В. Ершов, “Мещане Анапы”, 1900-1905, Кубанская область, город Анапа / источник: Архив Михаила Зайкова, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Бланк такого списка включал в себя десять граф. В первую графу заносился порядковый номер семьи, а во второй указывался номер, под которым эта же семья значилась в последней ревизской сказке. В графы с третьей по седьмую записывались сведения о мужской половине семьи. Здесь отмечались фамилия, имя, отчество главы этого семейства, имена проживающих вместе с ним родственников (сыновей, внуков, братьев, племянников и т. д.), их возраст и сведения о том, когда, откуда и по каким причинам те прибыли или убыли. В восьмую графу заносились данные о воинской службе — о ее начале, окончании, зачислении в запас. Графы с девятой по одиннадцатую посемейных списков мещан содержали информацию о женщинах семьи (супруге, теще, дочерях, внучках, племянницах главы семейства). Здесь указывались их имена, возраст («лета»), а также факты замужества и смерти.

Посемейные списки мещан содержат много интересной персональной информации, поэтому найти их считается большой удачей. Документы подобного типа хранятся в региональных архивах в фондах волостных правлений, мещанских управ, мещанских старост, городских управ, казенных палат, переселенческих управлений, участковых земских начальников или уездных воинских начальников.

“Домовая книга: Книга для записывания прибывающих и выбывающих по дому Суворовского музея № 41б по Кирочной и Таврической улицам 3 уч. Рождественской части”, 1902-1913, Российская Империя, Санкт-Петербург / источник: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный музей А.В. Суворова", ГОСКАТАЛОГ.РФ (goskatalog.ru)

“Домовая книга: Книга для записывания прибывающих и выбывающих по дому Суворовского музея № 41б по Кирочной и Таврической улицам 3 уч. Рождественской части”, 1902-1913, Российская Империя, Санкт-Петербург / источник: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный музей А.В. Суворова", ГОСКАТАЛОГ.РФ (goskatalog.ru)

В Российской империи в XVIII — начале XX в., как и сейчас, велись домовые книги. Документы подобного рода служили средством административного и общегражданского учета городского населения. Ведением домовых книг занимались частные приставы в городских полицейских частях. На каждое частное домовладение в городе законом полагалось заводить отдельную прошнурованную книгу.

Из домовых книг можно узнать: фамилию, имя и отчество проживавшего в доме лица, его сословную принадлежность, вероисповедание, возраст, семейное положение, род занятий, место и дату выдачи вида на жительство, паспортные данные, дату регистрации, откуда прибыло регистрируемое лицо, а также дату и место его выбытия.

Дореволюционные домовые книги сохранились в региональных архивах, в фондах частных приставов и полицейских участков. Однако предпринимать поиски документов подобного типа стоит лишь в том случае, когда известно, на какой улице и в какое время проживал ваш предок.

“Охотный ряд”, 1900-е, Москва / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Охотный ряд”, 1900-е, Москва / источник: МАММ / МДФ, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Городовые обывательские книги представляли собой документы сословного административного учета городского населения, которые велись в России в XVIII — начале XX в. Такие книги состояли из шести частей. Первая часть содержала сведения о «настоящих городовых обывателях», то есть о тех, кто владел в городе недвижимостью (вне зависимости от их сословного положения). Во вторую часть записывали купцов всех трех гильдий, в третью часть — всех цеховых ремесленников, в четвертую — иногородних жителей и приписавшихся к данному городу иностранцев. В пятую часть заносили именитых граждан, включая общественных деятелей и деятелей культуры, ученых, банкиров, оптовых торговцев и владельцев кораблей. Шестая часть включала информацию о старожилах города, занимавшихся промыслами и не принадлежавших ни к одному из пяти предыдущих разрядов. Таким образом, сведения о предках-мещанах следует искать в первой и шестой частях городовых обывательских книг.

“Рынок на Новой площади”, 1898, Москва / источник: Собрание Г.А. Максимовой, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Рынок на Новой площади”, 1898, Москва / источник: Собрание Г.А. Максимовой, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Горожане записывались в документы подобного типа в алфавитном порядке. В отношении каждого из них указывались: фамилия, имя, отчество, сословие, возраст, место жительства, имущественное положение, профессиональные и общественные обязанности, семейное положение, данные о жене и детях.

Обывательские книги составлялись каждые три года. Для их «сочинения» городское общество избирало специальных представителей — старост и депутатов. В обязанности старост входило составление списков обывателей, а в обязанности депутатов и городского головы — заполнение обывательских книг полученными сведениями. Каждая такая книга создавалась в трех экземплярах. Оригинал сдавали в архив городского общества, а копии отправляли в губернское правление и казенную палату.

Городовые обывательские книги сохранились в региональных архивах, в фондах губернских правлений, казенных палат, шестигласных дум или управ благочиния.

“Билет мещанина г. Касимова Александра Платоновича Андрианова в том, что он отпущен для жительства в разных губерниях сроком на один месяц. Выдан 21 апреля 1893 г.”, 1893 / источник: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Касимовский историко-культурный музей-заповедник", ГОСКАТАЛОГ.РФ (goskatalog.ru)

“Билет мещанина г. Касимова Александра Платоновича Андрианова в том, что он отпущен для жительства в разных губерниях сроком на один месяц. Выдан 21 апреля 1893 г.”, 1893 / источник: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Касимовский историко-культурный музей-заповедник", ГОСКАТАЛОГ.РФ (goskatalog.ru)

Если ваши предки стали мещанами относительно поздно, можно попытаться найти документы об их причислении к городскому мещанскому обществу. К подобным документам относятся прошения и собственно приговоры мещанских обществ о записи бывших крестьян, дворовых людей, купцов или детей духовенства в мещанское сословие. Эти документы позволят узнать, к какому сословию ваши предки принадлежали ранее, каким был состав их семьи, по какой причине они решили сменить сословную принадлежность и т. д. И прошения в мещанские общества, и их приговоры следует искать в региональных архивах, в фондах мещанских обществ или управ, городских или губернских правлений, городовых магистратов.

В фондах мещанских обществ или мещанских управ, имеющихся в некоторых региональных архивах, также могли сохраниться книги выдачи паспортов или отпускные билеты. Как уже упоминалось ранее, подобные удостоверяющие личность документы выдавались мещанам, если они на какое-то время хотели отлучиться из города, к которому были приписаны. Если по истечении установленного паспортом срока мещанин не возвращался в свой город, то он считался бродягой и подлежал полицейскому преследованию.

Дореволюционный паспорт по внешнему виду сильно отличался от современного паспорта и представлял собой что-то вроде справки на гербовой бумаге. Дореволюционные паспорта считаются редкими и ценными документами. Хотя в них вы не найдете фотографии своего предка (фото в паспортах появились уже в советское время), однако сможете узнать: его полное имя, возраст, вероисповедание, род занятий, особые приметы, место жительства, семейное положение, информацию о детях, отношение к отбыванию воинской повинности и прочее. Выявление паспорта предка, вероятнее всего, даже позволит получить образец его подписи. 

“Свидетельство на личное промысловое занятие седьмого разряда, выданное из с.-петербургской купеческой управы петергофскому мещанину А. Н. Чистякову на 1910 год”, 1909, Санкт-Петербург / источник: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга", ГОСКАТАЛОГ.РФ (goskatalog.ru)

“Свидетельство на личное промысловое занятие седьмого разряда, выданное из с.-петербургской купеческой управы петергофскому мещанину А. Н. Чистякову на 1910 год”, 1909, Санкт-Петербург / источник: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга", ГОСКАТАЛОГ.РФ (goskatalog.ru)

Ведомости или сведения торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий относятся к документам имущественного характера. Если в них удастся найти упоминание предка, то станет известно, каким предприятием он владел или каким промыслом занимался. Такие документы обычно хранятся в региональных архивах, в фондах городских полицейских управлений, канцелярий губернаторов, губернских земских собраний или губернских земских управ.

Ценные сведения о предках-мещанах также могут содержать дела о начислении различных пособий, об уплате налога на имущество, о призыве на военную службу и прочие. Для выявления подобных потенциально перспективных документов следует внимательно изучить описи фондов губернской казенной управы, уездных управ, учреждений рекрутской, воинской и налоговой повинности конкретного регионального архива.

“Семья агронома Михаила Ивановича Лобатова”, 1900-1915, Оренбургская губерния, Верхнеуральский уезд, город Верхнеуральск / источник: Государственный исторический музей Южного Урала, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

“Семья агронома Михаила Ивановича Лобатова”, 1900-1915, Оренбургская губерния, Верхнеуральский уезд, город Верхнеуральск / источник: Государственный исторический музей Южного Урала, История России с фотографиях (russiainphoto.ru)

Следуя приведенным в статье рекомендациям и советам, вы непременно сможете узнать много нового и интересного о своих предках из мещанского сословия. Ну а сохранить результаты поисков на каждой стадии вам поможет онлайн-сервис Famiry, который непременно станет вашим надежным проводником в деле самостоятельного изучения семейной истории. И помните, возрождая память о прошлом, мы лучше познаем себя в настоящем и увереннее смотрим в будущее, поэтому не жалейте сил, времени и упорства для восстановления своей родословной.

Читайте также

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО