Все темы

Генеалогия и родовые традиции многонациональной страны

1128
Ирина Ланина

26 октября — День родословной культуры в России

В октябре отмечается официальный День родословной культуры в России. Если судить по результатам последней Всероссийской переписи населения, которые были опубликованы год назад, в нашей стране насчитывается более 1,5 тыс. этносов. Важно, что национальность в переписи люди называли согласно самоопределению, поэтому в их числе есть весьма экзотические и иногда в единичном экземпляре: «хоббит», «могиканин», «человек мира».

Но генеалога не смутить такими шутками, ведь он, как специалист, знает: для любой устной информации необходимо найти документальные свидетельства (либо опровержения).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Портрет неизвестной в русском костюме, Вильям Каррик, 1870-е, Санкт-Петербург / источник: архив Дениса Белецкого, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Портрет неизвестной в русском костюме, Вильям Каррик, 1870-е, Санкт-Петербург / источник: архив Дениса Белецкого, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Переписи населения являются важным генеалогическим источником. На регулярной основе такие списки стали вести при Петре I — это ревизские сказки. В них можно найти имена, отчества и фамилии, узнать места жительства, сословную принадлежность своих предков. А где указывали национальность?

Прямых указаний на национальность практически не встречается — принадлежность к тому или иному народу определяли по вероисповеданию, языку, месту рождения или жительства, а также по сословию.

«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности… Кто на каком языке думает — тот к тому народу и принадлежит», — считал великий исследователь русского языка, составитель «Толкового словаря живаго Великорускаго языка» Владимир Иванович Даль (1801–1872).

Современник В. И. Даля, Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Бесы» высказывался более резко: «Национальность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и вдобавок еще московской».

Разворот раздела "О родившихся" метрической книги церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, 1903

Разворот раздела "О родившихся" метрической книги церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, 1903

В целом как такового вопроса о национальности не было, да и сами люди путались, кто есть кто.

«Я сейчас внизу в передней узнал твою фамилию: на доске написано фон Дидериц, — сказал Гуров. — Твой муж немец?» — «Нет, у него, кажется, дед был немец, но сам он православный» (А. П. Чехов. Дама с собачкой).

Упоминания о национальной принадлежности можно (хотя и редко) встретить и в ревизских сказках, и в метрических книгах. Например, бывают такие формулировки: «из чуваш», «из евреев», «крестьянин из цыган», «из малороссиян», «калмыцкого племени», «из польских конфедератов» и др. Причем в метрических книгах такие записи делались в основном в отношении новокрещенных — перешедших в православие по случаю заключения брака либо по личным убеждениям.

Народный танец «карачанка» в исполнении учащихся Саратовского ремесленного училища, 1953, Саратов / источник: Семён Фридлянд, МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Народный танец «карачанка» в исполнении учащихся Саратовского ремесленного училища, 1953, Саратов / источник: Семён Фридлянд, МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

При этом в 1895 г. был опубликован «Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи», куда вошли 140 народностей, причем составители подчеркнули, что включили в список не все этносы, а «лишь наиболее показательные».

Национальный вопрос особое значение получил с приходом советской власти. Заполнение графы «национальность» в паспорте, в анкете для приема на работу или учебу стало обязательным. В 1927 г. по итогам Всесоюзной переписи населения был составлен справочник «Список народностей СССР», где приведены 169 этносов с краткими описаниями (регион, занятия, язык, религия). Учитывая такой большой национальный состав и необходимость сохранения не только этнокультурных особенностей, но и единого государства, в местах расселения народов в школах вводилось обучение не только на русском (общегосударственном), но и на национальных языках, паспортные столы выдавали вкладки в документы также на национальных языках. 

В современных документах графа национальность отсутствует — вместо нее теперь указывается гражданство. А этнокультурное самоопределение остается свободной волей каждого гражданина большой многонациональной страны.

3 САМЫХ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЭТНОСА В РОССИИ

Крестьянская изба в Колпине, 1860-е, Санкт-Петербургская губерния, слобода Колпино/ источник: Кунсткамера, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Крестьянская изба в Колпине, 1860-е, Санкт-Петербургская губерния, слобода Колпино/ источник: Кунсткамера, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

По итогам Всероссийской переписи 2021 г., в тройку самых многочисленных этносов вошли русские, татары и чеченцы. Сохранять родовые традиции стараются все народности, представленные среди населения нашей страны, но мы расскажем о первой (по численности) тройке и (немного) об их соседях.

РУССКИЕ

Крестьянин. Русский, 1900-1905, Рязанская губерния / источник: Кунсткамера, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Крестьянин. Русский, 1900-1905, Рязанская губерния / источник: Кунсткамера, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Русские — часть восточнославянской ветви индоевропейской языковой группы. Вплоть до конца XIX в. почти 90% русского населения сословно относились к крестьянству. Быт основной массы сельских жителей практически не менялся столетиями: каждодневный труд на земле, где и взрослые и дети работали значительную часть года, регулярные подати и повинности в пользу казны и помещика. 

Горожане пользовались в быту предметами европейского образца. В домах знати вилки, ножи и ложки были серебряными (отсюда выражение «столовое серебро»), тарелки и чашки — из фарфора, рюмки, стаканы и графины — из хрусталя. 

Зажиточное крестьянство стремилось подражать горожанам — строили дома схожей планировки, носили «городскую» одежду, приобретали фарфоровые сервизы, хотя чаще всего пользовались общей посудой.

Посадка картофеля, 1930-е, Калининская область, Кимры / источник: Леонид Шокин, МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Посадка картофеля, 1930-е, Калининская область, Кимры / источник: Леонид Шокин, МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Революции 1917–1918 гг. и последовавшие урбанизация и коллективизация смели подчистую привычный для всех традиционный уклад — и городской, и деревенский. А ведь именно в небольших общностях, чем и была русская деревня, веками сохранялись исконные обычаи, из поколения в поколение передавались не только мудрость и правила, но и предметы быта, а с ними свое продолжение получали ремесла и навыки.

Сегодня узнать, как русским удавалось вести сложное хозяйство, какие инструменты были в каждом доме и как они применялись, что носили и чем они жили, в максимальной степени можно, посетив экспозицию Русского этнографического музея. 

Но все не так печально. Традиции продолжаются, хоть и в усеченном виде. По-прежнему празднуются народные Масленица и Иван Купала, дети на святках ходят по соседям своих многоквартирных «муравейников» и поют колядки. Существенный вклад в сохранение традиций вносит и православная церковь — люди отмечают Рождество, Троицу, Яблочный и Медовый Спас. Набирают популярность занятия прикладным творчеством — это и ткачество, и шитье обереговых кукол, и работа с глиной, и даже кузнечное дело.

Крестьяне, 1949, Украинская ССР, Киевская область, село Саварка / источник: архив Елены Микитенко, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Крестьяне, 1949, Украинская ССР, Киевская область, село Саварка / источник: архив Елены Микитенко, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Следуя зову памяти предков, сохранившейся в крови и подсознании, одни достают бабушкину фарфоровую посуду, которая в советское время хранилась в сервантах. Другие бросают городскую суету и уезжают в деревни, где заводят фермерские хозяйства или даже стараются возродить общинный уклад. А некоторые, например, староверы, смогли сохранить родовые традиции, несмотря на все внешние преследования.

Русская генеалогия относительно проста: рождения, браки и смерти обязательно фиксировались в метрических книгах, были регулярные переписи (ревизии, подворные, а затем и похозяйственные), сведения о мужском населении можно найти в документах о рекрутах. Все события — переселения, судебные разбирательства, жалобы и прошения — обязательно фиксировались в официальных документах, которые сегодня хранятся в архивах. Но сложности могут встретиться на каждом шагу. Во-первых, до определенного времени фамилии были не у всех крестьян. Потом, когда фамилии появились, они часто были образованы от популярных имен и отчеств (Иванов, Петров), либо вообще всем давали фамилию бывшего помещика, и тогда нелегко выделить нужный род из множества однофамильцев, живших в одной деревне. Сложностей добавляет деревенская традиция иметь две фамилии — по официальной записи и по двору, а также ситуации, когда люди намеренно меняли в документах фамилии, имена и национальность. Ну и, конечно, сохранность документов — одна из главных печалей всех генеалогов.

ТАТАРЫ

«Родная мелодия». Татарский праздник Сабантуй, 1983, Татарская АССР, Казань / источник: Рустам Мухаметзянов, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Родная мелодия». Татарский праздник Сабантуй, 1983, Татарская АССР, Казань / источник: Рустам Мухаметзянов, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Наиболее многочисленная из народностей Поволжья. Чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры и татары — все они веками жили бок о бок. Неудивительно, что самые древние легенды из языческого прошлого этих народов удивительно перекликаются между собой, например, мотивы о древних великанах, представления о лесных духах и так далее. При этом татары — это не единый народ, есть множество этнографических подгрупп: мишари, кряшены, нагайбаки, астраханские и сибирские татары; все они относятся к тюркской языковой группе.

Ислам оказал большое влияние на татарские традиции. Казанские татары жили в деревянных избах, устройство которых отличалось от русских: не было сеней, а основная часть делилась шторой либо деревянной перегородкой на мужскую и женскую половины. Над порогом почти в каждом доме в качестве оберега висел «шамаиль» — вставленный в рамку фрагмент текста из Корана, а само внутреннее убранство обильно украшалось покрывалами и полотенцами с ручной орнаментальной вышивкой.

Ураза-байрам, 1970, Узбекская ССР, Андижанская область, Андижан / источник: Виктор Ершов, МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Ураза-байрам, 1970, Узбекская ССР, Андижанская область, Андижан / источник: Виктор Ершов, МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Помимо традиций, которые так или иначе сохраняет каждая семья, татары особо чтут общие праздники — религиозные («гаете») и светские или народные («байрам»). Например, всем известные Курбан-байрам, который еще называют праздником добра, и Сабантуй, сохранившийся еще с доисламских времен и символизирующий окончание посевных работ.

Татарская генеалогия также имеет свои отличительные черты, хотя начиналась она, как и у славян, с ведения родословных знатных семей. После присоединения Казанского и других татарских ханств к Российской империи татарские князья получили возможность, доказав свое благородное происхождение, подтвердить его уже в рамках нового государства. А указ Екатерины II «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства» (1784 г.) позволил представителям и потомкам татарских мурз записываться в дворянские родословные книги. Основным документом были поколенные росписи и письменные родословные — шеджере. В советскую эпоху интерес к родословным заметно уменьшился, но полностью не исчез. 

Изучение татарских шеджере связано с особым культурным наследием — родовыми знаками тамги. Они встречаются в старинных документах, в вышивке, на надгробных камнях и являются отличительной чертой принадлежности к определенному роду. Поэтому для начинающего генеалога поиск и восстановление рисунка фамильной тамги — очень важная задача.

ЧЕЧЕНЦЫ

Поколенный портрет молодой чеченки, 1897

Поколенный портрет молодой чеченки, 1897

Один из древнейших народов Кавказа, который появился в XIII в. в результате разделения нескольких древних городов. У этого народа свои многовековые традиции и самобытная древнейшая культура. 

В 1859 г. в своем труде «Чечня и чеченцы» видный ученый-кавказовед и военный историк А.П. Берже писал так:

«Вот исчисление всех племен, на которые принято делить чеченцев. В строгом же смысле деление это не имеет основания. Самим чеченцам оно совершенно неизвестно. Они сами себя называют нахче, т. е. „народ“, и это относится до всего народа, говорящего на чеченском языке и его наречиях».

Чеченцы берегли землю и потому для строительства жилья выбирали места даже на скалах. Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами, хотя строили также дома в 2 этажа и башни в 3 или 5 этажей.

Чеченка, наливающая молоко из ведра в сепаратор, 1920-е / источник: МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Чеченка, наливающая молоко из ведра в сепаратор, 1920-е / источник: МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями, является основой жизни чеченского народа, причем часть правил записаны, а часть остаются негласными, но тем не менее общепринятыми и обязательными. Например, это гостеприимство: в чеченском доме всегда накормят, обогреют и предоставят ночлег безвозмездно. Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, по крайней мере на людях, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома». Существует у этого народа и обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях, распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при посторонних сдержанно.

Шамсудин Мациев и Чингис-Хан Эльмурзаев - представители тайпа чартой

Шамсудин Мациев и Чингис-Хан Эльмурзаев - представители тайпа чартой

Чеченская генеалогия имеет свои особенности. Чеченский тайп — это группа людей или семейств, члены которой были связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Тайпов в Чечне насчитывалось прежде свыше 135. В ХVI-ХVII вв. в Чечне сложилось 9 тукхумов, в каждый входило по несколько тайпов. Чеченский тукхум, в отличие от рода, не имел официального главы, равно как и своего военачальника (бячча). Совещательным органом тукхума был Совет старейшин, который состоял из представителей всех тайпов, входивших в данный тукхум, на равных по положению и почету правах (см. Эди Исаев. Вайнахская этика).

Прежде каждый чеченец должен был знать и помнить имена не менее двадцати лиц из числа своих прямых предков. Сегодня на официальном уровне утверждается, что изучение истории своего народа, тайпа, фамилии, семьи, села — долг каждого чеченца перед памятью предков. 

КАК СОХРАНИТЬ РОДОСЛОВНУЮ КУЛЬТУРУ?

Портрет женщины. Якуты, 1882-1884, Якутская область / источник: Кунсткамера, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Портрет женщины. Якуты, 1882-1884, Якутская область / источник: Кунсткамера, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

В 1795 г. доля русских в общей массе жителей Российской империи составляла 49 процентов. И почти половина населения относилась к другим народностям: украинцы (20), белорусы (8), поляки (6), финны (2), литовцы (1,9), татары (1,9), латыши (1,7), евреи (1,4), эстонцы (1,1). Молдаване, ненцы, удмурты, карелы, коми, марийцы, калмыки, башкиры, чуваши и многие другие составляли в общем один процент населения. 

Также в Россию переселилось и немало колонистов: немцы, молдаване, греки, армяне, сербы, болгары. А на окраинах страны продолжался процесс заселения и освоения новых земель (а также распространения православия), и в этом активно участвовали русские, украинцы, татары, мордва, чуваши, марийцы.

Сибирь (Иркутская и Тобольская губернии) была одной из самых многонациональных территорий Российского государства. Ненцы (самоеды), ханты (остяки), манси (вогулы), сибирские татары, нганасаны, хакасы, эвенки (тунгусы), эвены, якуты, юкагиры, чукчи, камчадалы (ительмены), айны (курилы) — далеко не полный перечень народов, населявших Россию от Уральских гор до Камчатки и Курил.

Чаепитие, 1860-1870, Санкт-Петербург / источник: Вильям Каррик, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Чаепитие, 1860-1870, Санкт-Петербург / источник: Вильям Каррик, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Несмотря на постепенную ассимиляцию, многие народности сумели сохранить свои традиции и национальные языки. Но, увы, не все — среди российских этносов в «зоне риска» не только коренные малочисленные народы Севера (например, юкагиры), но и народности Дагестана. Одновременно в условиях глобализации малые народы не только исчезают, но и появляются, например, так произошло с казаками. 

Эксперты-этнографы говорят, что для сохранения родовой культуры народностей большой страны нужна не ассимиляция, а интеграция, когда в одном обществе сохраняют и взаимно признают право соседа быть равным и другим — с другим цветом кожи и разрезом глаз, другим вероисповеданием, традициями и праздниками.

А увлечение генеалогией рано или поздно приводит к тому, что хочется узнать побольше о быте своих предков. В каждой семье, вне зависимости от того, к какой народности они себя причисляют, хранятся ценные предметы, например, фотографии, часы, шкатулки, доставшиеся от старших поколений (истории читателей нашего блога о таких семейных артефактах можно узнать в статье «Истории про семейные реликвии наших читателей»).