Как искать предков разных религий
Кроме сословной принадлежности важным моментом в генеалогическом поиске является вероисповедание. От того, к какой религии принадлежали предки, зависит, в каких фондах предстоит искать сведения о них: фондах православных, римско-католических или лютеранских церквей, мечетей или синагог. По некоторым «инакомыслящим» учет велся не духовенством, а полицией или губернатором.

Группа петербургских буддистов у входа в храм, Фотоателье Карла Буллы, 1914 / источник: ЦГАКФФД СПб
Предположить, к какой религии относился предок можно по нескольким признакам:
👉 регион проживания;
👉 имя персоны (например, если имя отсутствует в православных святцах, то скорее всего человек принадлежал к другой религии);
👉 семейные легенды, обряды, традиции;
👉 происхождение, определенное по ДНК-тестам потомков.

Портрет двух евреев, 1909, Добровеличковка (Елисаветградский уезд Херсонской губернии) / источник: Архив Олега Марина, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)
Иногда помочь разобраться с вероисповеданием помогают фотографии. При внимательном рассмотрении могут обнаружиться какие-либо религиозные атрибуты или элементы обычаев. Так, например, у православных не принято было фотографироваться в головном уборе (кроме форменного), в отличие от иудеев и магометан. Следует обратить внимание и на государственные награды. Их система зависела от вероисповедания получателя. Так, ордена империи была основаны на именах святых, это создавало сложности при присвоении наград лицам неправославных вероисповеданий. В частности, для мусульман были разработаны ордена другого образца, из которых был исключен крест, и изображения святых заменялись государственным гербом.
Кроме того, если человек не упоминается в православных метрических книгах, но точно известно, что он жил на этой территории, следует узнать, какие крупные религиозные сообщества здесь существовали и поискать персону в их документах.
👉 Краткий обзор существовавших в Российской империи религий, как признанных, так и неофициальных
Сохраняйте любые, даже на первый взгляд незначительные, сведения о предках. Они могут пригодится вам позже и стать важной, а порой и единственной зацепкой для продолжения исследования родословной. Генеалогический сервис Famiry позволяет загружать большой объем информации (в том числе документы и фотографии) на персональные биографические страницы каждого родственника из семейного древа. Так все сведения будут систематизированы и доступны для изучения в любой момент.

IT-платформа Famiry — сервис для самостоятельного изучения истории семьи и составления интерактивного родословного древа и биографий родственников по архивам и через поиск совпадений.
СОХРАНЯЙТЕ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ В FAMIRY.RU.
Зная вероисповедание предков, можно понять, как оно влияло на их жизнь.
Метрические книги разных конфессий
Бракосочетание лиц разных вероисповеданий
Перемена вероисповедания
Источники сведений о лицах разных вероисповеданий
МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ РАЗНЫХ КОНФЕССИЙ

Метрическая книга Тобольской губернии Тюменского уезда юрт Тарманских на 1900 г. Из Оренбургского Мухаммеданского Духовного Собрания. Оренбург, 1900 / источник: Ембаевский сельский музей МАУ Тюменского муниципального района “Центр культуры и досуга “Юность”, (goskatalog.ru)
В Российской империи функцию современных ЗАГСов выполняла церковь. Именно на ней лежала обязанность регистрировать рождения, браки и смерти прихожан. Для этого велись метрические книги. При необходимости из них делались выписи. На основе этих сведений подтверждались некоторые права граждан, например, право поступления на государственную службу и в учебные заведения, заключения брака, придания статуса «законорожденного» детям, а значит и подтверждения их права на наследство и т.п. А также на основании этих данных определялись обязанности, в том числе воинская повинность (с 1874 года).
Обязанность регистрировать гражданское состояние прихожан в своих метрических книгах была возложена на все (за некоторым исключением) признанные в империи конфессии: как на главенствующую православную, так и на другие инославные (христианские неправославные) и инородные (нехристианские). Бланки метрических книг разных церквей были созданы с учетом религиозных и культурных особенностей.

Семья священнослужителя Дугонина, начало XX века, Российская империя, Пермская губерния, город Кунгур / источник: МБУК “Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник”, (goskatalog.ru)
Кроме того, священнослужители всех признанных христианских, а также мусульманского исповеданий были приписаны к военному и морскому ведомствам, главным образом, для принятия присяги у военнослужащих. Как и другие священнослужители, они вели и хранили документацию: описи полковых церквей и их имущества, исповедные росписи, метрические книги и др., составляли отчеты о моральном состоянии войск.
Распространение системы метрических книг на неправославные конфессии активно происходило в начале XIX века. До этого у неправославных христиан в большинстве случаев уже имелась приходская регистрация в той или иной форме. Но до введения унифицированных книг учет рождений, браков и смертей велся вольным образом.
Христианские метрические книги очень похожи. Они разделены на 3 части: рождения, браки и смерти. Но католические заполнялись несколько более подробно православных. Зачастую в них указывалась девичья фамилия матери, род занятий отца, перечислялись малолетние дети, оставшиеся после смерти родителя.

Приезд католикоса всея армян, 1900-е / источник: Карл Булла, ФГБУК “Государственный исторический музей”, (goskatalog.ru)
Обязательное ведение метрических книг:
👉 было введено Петром I в 1722 г.;
👉 на католическую церковь распространилось с 1826 г.;
👉 для евангелическо-лютеранской церкви регистрация введена в 1832 г.;
👉 армяно-григорианские метрики появились с 1836-1840 гг.;
👉 мусульманские метрические книги официально были введены государством в конце XVIII века (несколько позже в Волжско-Уральском регионе (1828 г.), в Крыму (1832 г.), в Закавказье (1872 г.)), когда имамы и муллы были признаны «мусульманским духовенством».;
👉 иудейские метрические книги появились с 1826 г.

Выписка из магометанской метрической книги о рождении Абдул-Хамида Исхаковича Апанаева с переводом, 1901 / источник: МБУК города Казани “Музейный комплекс города Казани”, (goskatalog.ru)
В магометанских (мусульманских) и иудейских метриках было 4 части. Кроме трех общепринятых, имелась еще часть о разводах.
Метрические книги было разрешено вести на национальном языке. Имамам разрешалось вести метрические книги на татарском языке (арабской графикой), если они не знали русского, а раввины должны были использовать древнееврейский наряду с русским; католические священники в Закавказье, которые обычно не знали русского языка, использовали грузинский и армянский; многие протестантские пасторы вели метрические книги на немецком (пока им не предписали перейти на русский в 1891 году), а англиканские священники делали записи на английском.
Но и в начале XX века существовали значительные религиозные группы населения, которые не вели метрические книги.
На язычников такую обязанность возложить практически не удалось. Если в некоторых регионах и были сделаны попытки, то упорядочен процесс так и не был. Иногда их учет вела местная полиция. Такая же ситуация сохранилась и с буддистами (ламаистами). Чаще всего не имели метрических книг недавно завоеванные народы.

Пермский раввин Линденбратен в синагоге, начало XX века, Пермь / источник: ГКБУК “Пермский краеведческий музей”, (goskatalog.ru)
Ведение метрических записей англиканскими священнослужителями оставалось совершенно вне государственного контроля. Выписи из них считались действительными, только если были засвидетельствованы Департаментом внутренних сношений МИД (хотя иногда принимались переведенные на русский язык и нотариально удостоверенные).
В Уставах духовных дел меннонитов и баптистов указывалось, что их метрические книги должны вестись местными гражданскими властями (с 1879 г.). Метрики баптистов предписывалось вести для губернских городов и уездов – губернским правлениям, для Санкт-Петербургского и других градоначальств – управлениям градоначальников, для Москвы – управлением Обер-Полицмейстера. Метрические книги меннонитов для каждой колонии велись в деревенских и окружных приказах.
С 1825 года записи обо всех нехристианах в Царстве Польском – главным образом евреях и немногочисленных мусульманах – велись гражданскими властями.

На фото Родион Петрович Кочетков с Александрой Алексеевной Каревой и детьми, Аграфеной, Варварой, Александром и Федором. Старообрядцы. Родион Петрович работал на фарфоровом заводе С. М. Кузнецова в Дулево и в Риге, 1904-1905, Рига / источник: И. Ковалевский, Архив Галины Кочетковой, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)
Раскольники находились в ведении Департамента полиции. Регистрация их браков, рождений и смертей по закону 19 апреля 1874 г. была возложена на полицию. До этого времени их метрики практически не велись.
Как и других раскольников, акты гражданского состояния старообрядцев с 1874 года было предписано регистрировать губернскими (уездными) полицейскими или сельскими волостными правлениями. Но старообрядцы с недоверием отнеслись к этому закону и не соблюдали его. Фактически регистрировалось менее 1% рождений, браков и смертей. Только с 1905 года ведение старообрядческих метрических книг возложили на их духовных лиц.
До 1906 года регистрация актов гражданского состояния сектантов велась гражданскими властями. Метрикацию православных и протестантских сектантов вели полиция и окружные чиновники.
Ведение метрических книг сектантов, не признававших духовенства, а также старообрядцев, не объединенных в официально зарегистрированные общины, указом 1874 года было возложено на органы местного самоуправления – городские управы, городских старост и волостные правления. Указ 17 октября 1906 г. возложил ведение метрических книг сектантов на их собственные общины. Но это касалось только общин, имевших наставников. Для остальных (например адвентистов) это положение не изменилось. В 1907 году уточнили, что старообрядцам беспоповских согласий (не имевшим священнослужителей) разрешалось возлагать ведение собственных книг гражданского состояния на особых старост, избираемых общинами.
Для старообрядцев и сектантов были разработаны отдельные бланки метрической книги, учитывающие особенности веры. Так, в старообрядческой книге, помимо сведений аналогичных православной МК, указывалось еще и время крещения и смерти. А в метрике о родившихся для секты баптистов отсутствовали графы для сведений о крещении, т.к. в этой секте крестили только взрослых.
БРАКОСОЧЕТАНИЕ ЛИЦ РАЗНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ

Обязательство Мюнстера А.Г., австрийского подданного протестантского вероисповедания, при вступлении в брак с Бехтеревой Н.К. православного вероисповедания, не принуждать ее к принятию его веры, 1911, Российская Империя, Вятская губерния, поселок Ижевский завод / источник: БУК Удмуртской Республики “Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда”, (goskatalog.ru)
Браки между представителями одной признанной религии регистрировались в церкви. Подробнее о том, как это происходило и где найти больше сведений о браке православных предков читайте в статье «Брачные обыски: как заключали браки в царской России».
Регистрация семейных отношений во многом зависела от вероисповедания жениха и невесты. Так, при смешанном браке, в котором один из супругов православный, венчание в первую очередь происходило в православной церкви, именно в ее метрики вносились записи о браке. Дети от таких браков зачислялись в православные.
Если супруги были разных неправославных конфессий, то нередко в таких случаях практиковалось совершение двух венчаний, в обеих церквах, записи заносились в обе метрики.
Католическая церковь неодобрительно относилась к межконфессиональным бракам в принципе, и если они совершались, то супругам предписывалось воспитывать детей в католической вере.
В губерниях Западного края действовало правило, согласно которому браки между лицами инославных христианских исповеданий должны были совершаться в церкви того исповедания, к которому принадлежит невеста. Только в том случае, когда католический священник отказывался обвенчать невесту-католичку с женихом иной веры (а такие случаи были нередки), дозволялось совершить венчание в церкви, к которой принадлежал жених. Сыновья от таких смешанных браков должны были воспитываться в вере отца, а дочери – в вере матери.
Во всех прочих губерниях место венчания супругов разных инославных вероисповеданий и вероисповедание детей определялись взаимным соглашением сторон.

Свидетельство предбрачное священно-церковнослужителей Скорбященской церкви с. Паношино, выданное крестьянке Щеголевой И.Ф. об отсутствии препятствий к браку с тихвинским мещанином Лялиным А.Д., 1912, Тверская губерния, Вышневолоцкий уезд / источник: ФГБУК “Новгородский государственный объединенный музей-заповедник” (goskatalog.ru)
Межконфессиональные браки были предметом государственного регулирования.
Браки православных и католиков с нехристианами не допускались. Протестанты могли вступать в брак с нехристианами, но только с мусульманами и иудеями (при условии, что иноверный супруг откажется от многоженства) и только в христианской церкви. Дети от такого брака должны были воспитываться в протестантской или православной вере.
До 1905 года также запрещались браки православных с раскольниками.
Важно учитывать и традиции бракосочетания. Например, по мусульманскому обычаю брак заключался на родине невесты, соответственно запись вносилась в метрики этой мечети.
Независимо от конфессии духовное лицо должно было провести брачный обыск и удостовериться, что бракосочетание законно. Причем, если супруги относились к разным вероисповеданиям, проводился обыск и выдавалось предбрачное свидетельство в обоих приходах. С 1891 г. стало необязательно свидетельство от католической церкви, его можно было заменить удостоверением местной полиции о внебрачном состоянии и правоспособности к вступлению в брак.
ПЕРЕМЕНА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Свидетельство Марфы Никитичны Поповой о переходе из старообрядчества в православную веру. Выдано иеромонахом Свято-Троицкой Сергиевой лавры Киприяном, 1902 г. / источник: ГБУК Архангельской области “Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей” (goskatalog.ru)
До 1905 г. выход из православия был запрещен, так же как и переходы из христианских религий в нехристианские и из раскольничества в инославные. Переход российских подданных из одной инославной конфессии в другую был поставлен под контроль гражданской власти.
Переход между нехристианскими вероисповеданиями или из нехристианского в инославное христианское происходило по прошению и разрешению министра внутренних дел, а позже (с 1904 г.) губернатора. К прошениям о смене вероисповедания должны были прилагаться метрические свидетельства просителей об их рождении и крещении, а также удостоверение от двух заслуживающих доверия лиц, о том, что заявитель не принадлежит к православной церкви и никогда к ней не присоединялся. Переход между некоторыми конфессиями разрешался в упрощенном порядке, без посредничества МВД, но с уведомлением последнего.
Дети, не достигшие 14 лет, при переходе одного из родителей в другую веру, как правило, оставались прежнего вероисповедания. Их можно было перевести, только если оба супруга меняли принадлежность к конфессии.

Супружеская пара татар-мишарей в национальных костюмах, 1890-е, Нижний Новгород / источник: Андрей Карелин, Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)
Для упорствующих (лиц, которые по документам числились православными, но фактически исповедовали иные религии) в 1905 году было сделано исключение из запрета переходить в нехристианские исповедания, но не для всех, а лишь для тех, чьи предки или они сами ранее принадлежали к другой религии. Для перехода нужно было направить соответствующее заявление местному губернатору непосредственно или через уездную административно-полицейскую власть (исправника, уездного начальника). Об этом заявлении сообщалось местному приходскому священнику и православному епархиальному начальству. Заявление далее направлялось на рассмотрение местного духовного начальства того исповедания, к которому желал присоединиться проситель. При положительном решении цепочка возвращалась: инославное духовное начальство извещало об этом губернатора, который, в свою очередь, уведомлял православную духовную власть, и лицо, перешедшее в другое исповедание, исключалось из православных метрических списков и включалось в метрические книги другого исповедания.
Этим воспользовалась, в том числе, большая часть крещеных татар в Поволжье, чтобы вернуться в ислам. Прошениями здесь занимались губернатор и МВД.

Настоятель Карельской моленной поморцев. Старообрядец, 1897, Нижегородская губерния, Семеновский уезд, деревня Карельское / источник: Максим Дмитриев, МАММ / МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)
Но даже когда в 1905 г. была объявлена свобода исповедания, ограничивалась возможность перехода из христианских религий в нехристианские. Из православия дозволялся переход только в другие христианские исповедания (в том числе и вероучения старообрядческих согласий и сект).
Наибольшее число переходов в другую веру после 1905 года пришлось на обращение из православия в католицизм. Отпадения в католичество происходили главным образом в Западном крае и Царстве Польском, в лютеранство – в Остзейских губерниях (преимущественно в Лифляндской и Эстляндской), в ислам – в приволжских губерниях, в сектантство – в губерниях юга России. В качестве наиболее популярных сект в это время большинство губернаторов называли баптизм и евангельское христианство. Лишь ставропольский губернатор указывал, что в его губернии большинство отпадений происходило в секту «духовных христиан Старого Израиля». Однако, многие исследователи считают число перешедших, относительно общего числа исповедывающих православие, незначительным.

👉 Телеграм-канал Famiry: не пропустите новые статьи — здесь все о генеалогии и изучении семейной истории:@famiry.
ИСТОЧНИКИ СВЕДЕНИЙ О ЛИЦАХ РАЗНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ

Кнопка "Узнать больше" о предке в семейном древе в сервисе Famiry
Если стандартный поиск ваших предков по метрическим книгам не принес ожидаемого результата и вы хотите узнать, в каких фондах еще могут храниться сведения, обратитесь за консультацией к экспертам с многолетним генеалогическим опытом. Вы можете сделать это не выходя из своего родословного древа в сервисе Famiry. Перейдите в карточку персоны, о которой хотите узнать больше, и запишитесь на онлайн-консультацию с экспертом на удобный для вас день и время. А все находки сохраняйте на биографических страницах ваших предков – пишите историю своей семьи вместе с Famiry.














