«Мундир, трехугольная шляпа и собственная свобода»: ищем предков-студентов
В период Российской империи стать студентом и получить билет в лучшее будущее могли представители любых сословий, включая владельческих крестьян. И конечно, в архивах остались документы, по которым можно проследить события в жизни предков-студентов. Но начнем рассказ, как всегда, от печки.
«Студент всегда отчаянный романтик!..»
В России студенчество всегда являлось особым сословием, формировавшим впоследствии интеллигенцию — элиту общества. В метрических книгах можно встретить записи, где определения «студент» или «бывший студент» упоминаются перед именем человека как маркеры сословия наравне с «солдат», «мещанин», «отставной коллежский секретарь» и др.
При этом начиная с XVIII в. и в литературе, и в представлении людей образ студента формировался как неоднозначный. Это типаж и «бедного студента», и бунтаря, и субтильного «ботаника», а то и вовсе лентяя-нахлебника.
Образ студентов середины XIX в. так нарисовал Л.Н. Толстой в последней части рассказа-трилогии «Детство. Отрочество. Юность»: «Мундир, трехугольная шляпа, собственные дрожки, собственная комната и, главное, собственная свобода».
Разумеется, про барышень тут речь даже не шла. Женское образование ограничивалось трех- либо семиклассными женскими гимназиями и училищами, а университеты настрого отказывались принимать в слушатели женщин. В екатерининскую эпоху обучение лиц женского пола в публичных школах считалось «непристойным», так что спустя век за право обучаться в университетах пришлось побороться. (Больше про историю женского образования в России читайте здесь, а послушать голосовые сообщения Льва Толстого можно на его именной странице в сервисе Famiry.)
В Европу — за науками
Студенчество в России зародилось с легкой руки Петра I — он и сам учился в Европе, и своих подданных посылал постигать науки, было бы желание и склонности.
Например, Василий Корчмин обучался в Берлине и оттуда отчитывался царю Петру: «Мы со Стенькой Бужениновым, благодаря Богу, по 20 марта выучили фейерверк и всю артиллерию; нынче учим тригонометрию… Как Степан, не учась грамоте, геометрию выучил, и я про то не ведаю: Бог и слепцы просвещает».
Даже после начала войны со Швецией в 1700 г. «образовательный туризм» не прекращался. Группы из десятка-другого учеников отправлялись в Европу за науками: одним было указано обучиться астрономии, другим — математике, третьим — металлургическому делу. Правда, не у всех «командированных» выявлялись склонности к образованию, например, многие возвращались, так и не справившись с иностранным языком, другие были замечены в воровстве, драках и разбоях. Но все же постепенно европейское образование — и образование в принципе — в России становилось модным, и к русским обучающимся начали привыкать и в Европе, и на родине.
Императорские университеты
Петр I пошел дальше — он начал приглашать европейских учителей уже в Россию, их он выискивал и заманивал на службу так же, как и специалистов во всех других областях. Указом Петра 28 января 1724 г. при Петербургской Академии наук был основан Академический университет. Обучение велось на русском и немецком языках по трем «классам»: математика, физика и «гуманиоры». Однако попасть в университет можно было только после успешного завершения академий, гимназий и других учебных заведений, преимущественно духовных либо военных. Слушателей было немного, в их числе был и Михаил Ломоносов, которого перевели в университет из Славяно-греко-латинской академии в Москве, учрежденной еще в 1687 г. и просуществовавшей до 1814 г.
Именно Ломоносов стал отцом-основателем Московского университета. Указ о его учреждении 25 января — в Татьянин день — 1755 г. подписала императрица Елизавета Петровна. С тех пор святая великомученица Татиана считается покровительницей студентов.
Университеты учреждались не только в двух столицах, но и в ряде крупных городов Российской империи: Казани, Тарту, Одессе, Томске, Вильнюсе, Саратове и др. Всего к началу 1917 г. действовало 11 императорских университетов.
Поступление в университет
Чтобы поступить в университет, нужно было выдержать экзамены по нескольким предметам (история, математика, философия и др.), пройти собеседование и предоставить ряд документов.
«Были такие же, как я, явившиеся на экзамен с гувернерами или родителями… Все таковые были с пушистыми подбородками, имели выпущенное белье и сидели смирно, не раскрывая книг и тетрадей, принесенных с собою, и с видимой робостью смотрели на профессоров и экзаменные столы. Второго рода экзаменующиеся были молодые люди в гимназических мундирах, из которых многие уже брили бороды. Эти были большей частью знакомы между собой, говорили громко, по имени и отчеству называли профессоров, тут же готовили вопросы, передавали друг другу тетради, шагали через скамейки, из сеней приносили пирожки и бутерброды, которые тут же съедали, только немного наклонив голову на уровень лавки. И, наконец, третьего рода экзаменующиеся, которых, впрочем, было немного, были совсем старые, во фраках, но большей частью в сюртуках, и без видимого белья. Эти держали себя весьма серьезно, сидели уединенно и имели вид очень мрачный». (Л.Н. Толстой. «Детство. Отрочество. Юность»).
Для поступления в университет в Российской империи нужно было предоставить ряд документов:
- свидетельство о рождении (выпись из метрической книги);
- свидетельство о приписке (месте жительства);
- свидетельство о явке к исполнению воинской повинности (об отсрочке до окончания обучения);
- свидетельство о приписке к воинскому участку;
- аттестат зрелости (о полученном ранее образовании);
- заявление о приеме или восстановлении в университете;
- рекомендательные письма и письма от поручителей;
- фотокарточки.
Обязательно предоставлялись сведения о семье, указывалась сословная принадлежность, перечислялись заслуги и способности желающего поступить в университет. В заявлениях о приеме и восстановлении можно найти интересные биографические факты.
Например, в прошении о восстановлении «сын чиновника Сергей Константинович Линниченко» сообщал о себе следующее: «Заболел поражением легких, вследствие чего вынужден был прекратить посещение лекций на весь год, о чем заявил господину декану… Затрудняясь по случаю дорогостоящего лечения в денежных обстоятельствах и не обладая большими средствами, я не был в состоянии внесть денег за обучение и посему был исключен из списка студентов университета».
Все документы подшивались в личное дело студента, так что найти его — главная задача в поиске информации о предке-студенте.
Где искать документы о предках-студентах
1. Личное дело
Если предок закончил вуз в советский период, менее 75 лет назад, то его личное дело с большой вероятностью хранится в архиве учебного заведения. Для ознакомления с ним потребуется подтвердить родство. В личном деле могут обнаружиться автобиография, фото, анкета о составе семьи, зачетная книжка, учебная карточка, а у работавших до поступления в вуз — еще и характеристика с места работы и выписка из трудовой книжки.
Дела старше 75 лет, как и прочие документы, передаются в областные архивы. Найдите на портале «Архивы России» учреждение нужного вам региона и выберите подходящие фонды — либо просто напишите в архив и уточните наличие и состав фондов учебного заведения.
В архивах Санкт-Петербурга можно найти информацию о студентах Санкт-Петербургского (Петроградского) университета, а также Фонды других учебных и воспитательных заведений.
Сведения по Московскому императорскому университету хранятся в Архиве Москвы (он же ЦГАМ, Центральный государственный архив города Москва). На сайте Архива Москвы доступен онлайн-поиск дел по ключевым словам, в частности, по запросу «студент» можно ознакомиться с личными делами студентов Московской духовной академии. (Больше о возможностях онлайн-поиска читайте здесь.)
2. Различные списки
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранятся дела о приеме лиц женского пола вольнослушательницами университетов, внутри есть списки желающих обучаться и личные письменные прошения о зачислении.
В губернских ведомостях публиковали объявления о репетиторстве, списки произведенных в студенты и прочие заметки (больше о том, как семейному детективу могут помочь газеты и журналы, читайте здесь).
3. Другие фонды
Если предок-студент был тот еще смутьян, то вам повезло. Ведь это подтвержденная на практике истина: чем «шумнее» живет человек, тем больше информации и документов о нем сохраняется. Это могут быть дела об утере документов или возмутительном поведении; дела о розыске; переписка о наказании студентов; об организации воспитанниками тайных кружков и обществ, об агитационной деятельности учащихся; документы о преподавателях, принадлежавших к тайным обществам (например, к масонам) и т.д. Как правило, эти дела можно найти в фондах учебных заведений, которые хранятся в областных и центральных архивах.
В фондах Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) по истории белого движения и эмиграции можно найти сведения о студентах-эмигрантах начала XX в., которые объединялись в Союзы русских студентов (также про поиск предков-эмигрантов можно прочесть в блоге Famiry). Дела о студенческих волнениях можно искать также в ГА РФ, в фондах Министерства юстиции.
Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) имеет на хранении фонды высших военных и военно-медицинских учебных заведений.
Сведения о студентах первых десятилетий советской России нужно искать в фондах Наркомата просвещения РСФСР в областных архивах.
Студенты, получившие высшее образование, становились часто сами преподавателями либо школьными учителями. Читайте в нашем блоге, как искать сведения о предках-учителях, а также о том, какие генеалогические сокровища таят в себе библиотеки.