Все темы

Предки — школьные учителя

1858
Светлана Лискова

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать  

(Уинстон Черчилль) 

В школе Первого сентября, 1965-1975 / источник: МАММ / МДФ, Юрий Садовников, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

В школе Первого сентября, 1965-1975 / источник: МАММ / МДФ, Юрий Садовников, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

А у вас были в роду школьные учителя? 

Если вы с гордостью отвечаете «да» и родственник-учитель жил и работал в советское время, обязательно поищите его личное дело. Вполне вероятно, что оно сохранилось и лежит где-то на архивных полках, храня бесценную информацию. 

Кадровые личные дела в прошлом веке были полнее и интереснее, чем сейчас. И самое ценное для потомков в них — анкеты и собственноручно написанные автобиографии. Из них можно узнать о семье человека, предыдущих местах работы и даже о переездах. В этой же папке могут сохраниться сведения об учебе, переводах по работе, наградах и многое другое. 

ГДЕ ИСКАТЬ?

Школа № 121. Урок русского языка, 1960-1979, Челябинск / источник: Государственный исторический музей Южного Урала, Михаил Петров, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Школа № 121. Урок русского языка, 1960-1979, Челябинск / источник: Государственный исторический музей Южного Урала, Михаил Петров, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Личное дело учителя относится к категории кадровых документов по личному составу. Срок их хранения составляет 75 лет, а до 1967 г. они совсем не подлежали уничтожению. 

После увольнения учителя его личное дело передается в школьный архив, а оттуда — в муниципальный или государственный. Статья 22 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предписывает передавать документы из школьного архива в муниципальный или государственный каждые пять лет. Но этот срок может быть продлен либо сокращен. 

Рекомендуем начать поиски документов вашего предка-учителя со школьного архива. Если вы знаете, в какой именно школе работал ваш родственник, и она все еще функционирует, сделайте туда запрос. Даже если документов того периода там уже нет, вам подскажут, куда они были переданы. Кроме того, многие школы (особенно небольшие) хранят память о своих прежних работниках в виде альбомов с фотографиями, подборок газетных вырезок, репортажей с мероприятий, сведений о сотрудниках — участниках войн и других исторических событий. 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕИЗВЕСТНО, В КАКОЙ ШКОЛЕ РАБОТАЛ ПРЕДОК?

Шестой класс средней школы города Ростова-на-Дону, 1939, Ростов-на-Дону / источник: архив Зои Владимировны Медведевой, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Шестой класс средней школы города Ростова-на-Дону, 1939, Ростов-на-Дону / источник: архив Зои Владимировны Медведевой, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Проще будет найти кадровые документы, если знать место работы. Попытайтесь это выяснить.

  1. Переберите семейный архив. Возможно, в нем найдутся грамоты, справки с места работы, открытки от коллег.
  2. Перелистайте старые семейные альбомы, обращайте внимание на подписи с обратной стороны фотографий.
  3. Расспросите родственников. Даже если они не знают точный номер или название школы, возможно, они смогут назвать ее месторасположение.
  4. Если со дня смерти учителя не прошло 20 лет, можно обратиться в Социальный фонд России. Ближайшие родственники имеют право сделать запрос в региональное отделение и получить пенсионное дело умершего человека. В нем содержатся сведения обо всех местах работы.
  5. Если ваши родственники-учителя живы, они сами могут запросить свои документы.
1-я средняя школа. На экзамене в классе заслуженного учителя РСФСР Маргариты Алексеевны Зацепиной, 1963, Воронеж / источник: МАММ / МДФ, Всеволод Тарасевич, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

1-я средняя школа. На экзамене в классе заслуженного учителя РСФСР Маргариты Алексеевны Зацепиной, 1963, Воронеж / источник: МАММ / МДФ, Всеволод Тарасевич, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

1-я средняя школа. На экзамене по литературе в классе Маргариты Алексеевны Зацепиной, 1963, Воронеж / источник: МАММ / МДФ, Всеволод Тарасевич, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

1-я средняя школа. На экзамене по литературе в классе Маргариты Алексеевны Зацепиной, 1963, Воронеж / источник: МАММ / МДФ, Всеволод Тарасевич, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Если так и не удалось выяснить, в какой школе работал предок, делайте запрос в местные архивы с указанием Ф. И. О. и примерного времени работы искомого человека. Школьные документы (в том числе и после ликвидации школы) могут передаваться:

  • в архивный отдел администрации муниципального образования;
  • в центр документации местного отдела образования;
  • в муниципальный архив;
  • в государственный (областной) архив.

В некоторых регионах существуют отдельные ведомственные архивы образования (например, Объединенный ведомственный архив образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Новосибирской области). 

Так как личные дела — это кадровые документы, которые могут понадобиться для подтверждения стажа, назначения пенсий и пособий, в архиве на них может быть составлен алфавитный указатель для удобства и быстроты поиска. И архивисты смогут найти документы, даже если неизвестно, в какой точно организации работал человек. 

Напомним: если с момента окончания дела прошло менее 75 лет, то для того, чтобы с ним ознакомиться или получить копии, необходимо будет предоставить документы, подтверждающие родство.

Большинство архивов выкладывают описи на своих сайтах. Вы и сами можете просмотреть их и понять, есть ли там фонды, связанные с образованием. Иногда Ф. И. О. человека указано в названии дела, а на некоторых сайтах еще и работает поиск по описям.

ЕСЛИ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Деревенская учительница Екатерина Алексеевна Смирнова, Заслуженная учительница Марийской АССР, 1968 / источник: МАММ / МДФ, Аркадий Шишкин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Деревенская учительница Екатерина Алексеевна Смирнова, Заслуженная учительница Марийской АССР, 1968 / источник: МАММ / МДФ, Аркадий Шишкин, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Школа в Дубне. В кабинете физики, 1950-е, Московская область, Дубна / источник: МАММ / МДФ, Анатолий Морозов, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Школа в Дубне. В кабинете физики, 1950-е, Московская область, Дубна / источник: МАММ / МДФ, Анатолий Морозов, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Учителя, как правило, очень активные люди. Они и сами много учатся, повышают квалификацию, участвуют в общественной жизни. Поэтому и документальных «следов» о них остается немало. 

Кроме личного дела и документов фонда самой школы, сведения об учителе стоит поискать: 

👉 в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ)
Здесь хранится фонд Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос), включающий материалы аттестации учителей всей страны 1936-1938 гг. (Некоторые протоколы заседаний первых аттестационных комиссий сохранились в областных архивах.) В них кроме текста бесед с учителями и принятых решений есть также биографические сведения об аттестуемых, в том числе их объяснения, касающиеся не отраженных временных пробелов в автобиографиях;

👉 в фондах о награжденных и получивших звания заслуженных педагогов
Как правило, документы награжденных работников образования собираются в региональном архиве в отдельный фонд. В нем могут быть просто списки, а могут быть и личные дела и другие документы таких учителей;

👉 в политических архивах
Многие учителя для подтверждения своей политической благонадежности вступали в партию. Партийные документы хранятся в РГАСПИ и региональных политических архивах. Подробнее о поиске партийных документов читайте здесь;

👉 в СМИ
Учителя часто участвовали в различных местных мероприятиях и нередко становились героями публикаций в местных газетах. Иногда учителя и сами выступали авторами статей. Выходила и тематическая «Учительская газета». Старые газеты можно найти в Интернете. Например, на сайте oldgazette.org или на официальном сайте ГПИБ;

👉 в архивных фондах местных педучилищ, профсоюзов, местных исполкомов, сельсоветов.

Мы все хотим гордиться своими корнями. И наши предки-учителя по праву дают нам такую возможность. Они много сделали для наставления будущих поколений. Теперь наша обязанность — сохранить их дело в памяти и истории.