Предки — школьные учителя
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать
(Уинстон Черчилль)
А у вас были в роду школьные учителя?
Если вы с гордостью отвечаете «да» и родственник-учитель жил и работал в советское время, обязательно поищите его личное дело. Вполне вероятно, что оно сохранилось и лежит где-то на архивных полках, храня бесценную информацию.
Кадровые личные дела в прошлом веке были полнее и интереснее, чем сейчас. И самое ценное для потомков в них — анкеты и собственноручно написанные автобиографии. Из них можно узнать о семье человека, предыдущих местах работы и даже о переездах. В этой же папке могут сохраниться сведения об учебе, переводах по работе, наградах и многое другое.
ГДЕ ИСКАТЬ?
Личное дело учителя относится к категории кадровых документов по личному составу. Срок их хранения составляет 75 лет, а до 1967 г. они совсем не подлежали уничтожению.
После увольнения учителя его личное дело передается в школьный архив, а оттуда — в муниципальный или государственный. Статья 22 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предписывает передавать документы из школьного архива в муниципальный или государственный каждые пять лет. Но этот срок может быть продлен либо сокращен.
Рекомендуем начать поиски документов вашего предка-учителя со школьного архива. Если вы знаете, в какой именно школе работал ваш родственник, и она все еще функционирует, сделайте туда запрос. Даже если документов того периода там уже нет, вам подскажут, куда они были переданы. Кроме того, многие школы (особенно небольшие) хранят память о своих прежних работниках в виде альбомов с фотографиями, подборок газетных вырезок, репортажей с мероприятий, сведений о сотрудниках — участниках войн и других исторических событий.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕИЗВЕСТНО, В КАКОЙ ШКОЛЕ РАБОТАЛ ПРЕДОК?
Проще будет найти кадровые документы, если знать место работы. Попытайтесь это выяснить.
- Переберите семейный архив. Возможно, в нем найдутся грамоты, справки с места работы, открытки от коллег.
- Перелистайте старые семейные альбомы, обращайте внимание на подписи с обратной стороны фотографий.
- Расспросите родственников. Даже если они не знают точный номер или название школы, возможно, они смогут назвать ее месторасположение.
- Если со дня смерти учителя не прошло 20 лет, можно обратиться в Социальный фонд России. Ближайшие родственники имеют право сделать запрос в региональное отделение и получить пенсионное дело умершего человека. В нем содержатся сведения обо всех местах работы.
- Если ваши родственники-учителя живы, они сами могут запросить свои документы.
Если так и не удалось выяснить, в какой школе работал предок, делайте запрос в местные архивы с указанием Ф. И. О. и примерного времени работы искомого человека. Школьные документы (в том числе и после ликвидации школы) могут передаваться:
- в архивный отдел администрации муниципального образования;
- в центр документации местного отдела образования;
- в муниципальный архив;
- в государственный (областной) архив.
В некоторых регионах существуют отдельные ведомственные архивы образования (например, Объединенный ведомственный архив образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Новосибирской области).
Так как личные дела — это кадровые документы, которые могут понадобиться для подтверждения стажа, назначения пенсий и пособий, в архиве на них может быть составлен алфавитный указатель для удобства и быстроты поиска. И архивисты смогут найти документы, даже если неизвестно, в какой точно организации работал человек.
Напомним: если с момента окончания дела прошло менее 75 лет, то для того, чтобы с ним ознакомиться или получить копии, необходимо будет предоставить документы, подтверждающие родство.
Большинство архивов выкладывают описи на своих сайтах. Вы и сами можете просмотреть их и понять, есть ли там фонды, связанные с образованием. Иногда Ф. И. О. человека указано в названии дела, а на некоторых сайтах еще и работает поиск по описям.
ЕСЛИ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Учителя, как правило, очень активные люди. Они и сами много учатся, повышают квалификацию, участвуют в общественной жизни. Поэтому и документальных «следов» о них остается немало.
Кроме личного дела и документов фонда самой школы, сведения об учителе стоит поискать:
👉 в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ)
Здесь хранится фонд Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос), включающий материалы аттестации учителей всей страны 1936-1938 гг. (Некоторые протоколы заседаний первых аттестационных комиссий сохранились в областных архивах.) В них кроме текста бесед с учителями и принятых решений есть также биографические сведения об аттестуемых, в том числе их объяснения, касающиеся не отраженных временных пробелов в автобиографиях;
👉 в фондах о награжденных и получивших звания заслуженных педагогов
Как правило, документы награжденных работников образования собираются в региональном архиве в отдельный фонд. В нем могут быть просто списки, а могут быть и личные дела и другие документы таких учителей;
👉 в политических архивах
Многие учителя для подтверждения своей политической благонадежности вступали в партию. Партийные документы хранятся в РГАСПИ и региональных политических архивах. Подробнее о поиске партийных документов читайте здесь;
👉 в СМИ
Учителя часто участвовали в различных местных мероприятиях и нередко становились героями публикаций в местных газетах. Иногда учителя и сами выступали авторами статей. Выходила и тематическая «Учительская газета». Старые газеты можно найти в Интернете. Например, на сайте oldgazette.org или на официальном сайте ГПИБ;
👉 в архивных фондах местных педучилищ, профсоюзов, местных исполкомов, сельсоветов.
Мы все хотим гордиться своими корнями. И наши предки-учителя по праву дают нам такую возможность. Они много сделали для наставления будущих поколений. Теперь наша обязанность — сохранить их дело в памяти и истории.