Все темы

Игра с судьбой: карточные игры в Российской империи

882
Марина Давыдова

Азарт никогда не был чужд широкой русской душе. На ярмарках играли в «наперстки» и орлянку, бросали кости, играли в бабки (специально обработанные кости животных, которые нужно было выбросить в определенной комбинации). Однако настоящей страстью в Российской империи стали карты. В них играли и при дворе, и в провинциальных поместьях, и в крестьянских избах. Близкий друг Александра Пушкина князь Андрей Вяземский метко писал об этом: «В русской жизни карты одна из непреложных и неизбежных стихий».

Законы об азартных играх

"Преферанс", худ. Васнецов В. 1879 г. / источник: Третьяковская галерея (tretyakov.ru/)

"Преферанс", худ. Васнецов В. 1879 г. / источник: Третьяковская галерея (tretyakov.ru/)



Если при Алексее Михайловиче на азартные игры пытались ввести полный запрет, отъявленным картежникам даже вырывали ноздри, то Петр I разрешил карточные игры, но без ставок. В армии и флоте запрещалось проигрывать более 1 рубля. 

Екатерина II очень любила играть в карты, предпочитая интеллектуальные игры, такие как пикет, бостон или вист, особой любовью императрицы пользовалась игра под названием макао. Она часто играла в карты с придворными, предпочитая делать ставку не деньгами, а драгоценными камнями. Так в честь дня рождения своего внука – будущего императора Александра I – Екатерина организовала карточную игру, поставив на три ломберных стола ящики с 52 бриллиантами. За каждые девять очков игроки могли взять себе один камень.

Фото из архива Famiry / источник: Дом игральных карт (ГМЗ "Петергоф")

Фото из архива Famiry / источник: Дом игральных карт (ГМЗ "Петергоф")

Императрица без осуждения относилась к карточным играм, когда «игра игроку служила забавою или отдохновением посреди своей семьи и с друзьями», при этом считала нужным наказывать организаторов игорных домов и профессиональных картежников. Во второй половине XVIII века при дворе был составлен список разрешенных карточных игр. На организаторов же азартных игр устраивались облавы: стражи порядка наведывались в игорные дома и арестовывали всех играющих. Банкам было запрещено выдавать ссуды для выплаты карточного долга, а также оплачивать карточные долги по векселям.

В начале царствования императора Александра I правительство строго преследовало азартные игры. В Москве и Петербурге на них ввели полный запрет. Организаторов игорных домов и самих игроков стали привлекать к суду, их имена было велено сообщать непосредственно Александру. 

Однако, несмотря на эти меры, азартные игры не только продолжали существовать на территории Российской империи, но и были очень популярны среди всех сословий. 

IT-платформа Famiry — сервис для самостоятельного изучения истории семьи и составления интерактивного родословного древа и биографий родственников по архивам и через поиск совпадений.

СОХРАНЯЙТЕ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ В FAMIRY.RU.

Мир карточных игр

Молодые картежники. Худ. К. В. Лемох / источник: ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Петергоф" (peterhofmuseum.ru)

Молодые картежники. Худ. К. В. Лемох / источник: ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Петергоф" (peterhofmuseum.ru)

Игры делились на азартные и коммерческие неазартные. В коммерческих играх нужно было продумывать стратегию, запоминать комбинации, рассчитывать шаги соперника. К таким играм, например, относятся вист, ломбер, пикет. Ставки в коммерческих играх, чаще всего, или вообще не делались, или были небольшие. Эти карточные игры ассоциируются с семейным уютом, теплой компанией друзей. Это милое и невинное времяпровождение. 

При этом азартные игры были настоящей игрой с судьбой. Игрок не мог в них что-то предвидеть, повлиять на ход игры. Самыми популярными азартными играми были фараон и штосс. Вот как объясняет правила игры в штосс герой повести неизвестного автора «Жизнь игрока, описанная им самим»: «Это очень просто, — возразил я, — выдерни наудачу какую-нибудь, положи ее на стол, а на нее наклади сколько хочешь денег. Я из другой колоды буду метать две кучки; когда карта, подобная твоей, выйдет на мою сторону, то я беру твои деньги; а когда выпадет на твою, то ты получишь от меня столько же, сколько ставил на свою карту».

Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" Тырса Н.А. / источник: ФГБУК "Государственный Русский музей" (rusmuseum.ru)

Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" Тырса Н.А. / источник: ФГБУК "Государственный Русский музей" (rusmuseum.ru)

Именно в штосс играют герои «Пиковой дамы» Александра Пушкина, «Маскарада» Лермонтова, «Ревизора» Гоголя. Именно этой игрой Долохов в романе Льва Толстого «Война и мир» увлекает Николая Ростова и заставляет его по-крупному проиграться. Кстати, прототипом ловкого картежника Долохова был двоюродный дядя Льва Николаевича – Федор Толстой. Его слава карточного шулера гремела на всю страну. Пушкин писал о нем во втором послании Чаадаеву:

Развратом изумил четыре части света, 

Но просветив себя, загладил свой позор: 

Отвыкнул от вина и стал картежный вор…

Подробнее про Федора и других родственников Льва Николаевича Толстого – в статье «Род Толстых: роковые красотки, дуэлисты и великие таланты».

«Род Толстых: роковые красотки, дуэлисты и великие таланты» / источник: famiry.ru

«Род Толстых: роковые красотки, дуэлисты и великие таланты» / источник: famiry.ru


Открытка "Русские в Париже, въ игорном доме" / источник: ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Петергоф" (peterhofmuseum.ru)

Открытка "Русские в Париже, въ игорном доме" / источник: ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Петергоф" (peterhofmuseum.ru)

В карты играли за небольшим ломберным столом, покрытым зеленым сукном. Прямо на столе мелом записывались ставки, рядом с каждым игроком лежала специальная щетка для стирания записей. 

В азартных играх всегда участвовал банкомет и понтер. Банкомет организовывал игру, метал карты. Он всегда играл «на своей территории», был хозяином того помещения, где шла игра. Понтер – это игрок, делавший ставки. В штос играли один на один (например как Герман и Чекалинский в Пушкинской «Пиковой даме»). При игре в фараон понтеров могло быть несколько. 

Во избежание жульничества дважды играть одной и той же колодой карт не разрешалось. После раскладки одной колоды (талии) карты бросали на пол. В местах, где всю ночь шла игра, использованных карт скапливалось столько, что их выгребали лопатой и увозили возами. Предприимчивые слуги собирали из этих карт колоды и продавали их деревенским жителям для игры в дурака. 

Фото из архива Famiry / источник: Дом игральных карт (ГМЗ "Петергоф")

Фото из архива Famiry / источник: Дом игральных карт (ГМЗ "Петергоф")

В Российской империи печаталось три вида карт: гадальные (на практике для гадания использовали и игральные карты), дорогие художественно оформленные карты для игры, например, в преферанс и дешевые одноразовые карты, которыми велись азартные игры. 

Государство облагало производителей карт значительными пошлинами, которые шли на благотворительные цели. Так в 1765 году Екатерина ввела пошлину на ввоз карт из-за границы и указала, что все используемые колоды должны помечаться специальным клеймом. Вырученные средства она повелела направить на содержание воспитательных домов.

Так же и в 30-40-е гг. XIX века доходы от печати игральных карт поступали в ведомство императрицы Марии Федоровны и использовались для филантропических целей. 

Профессиональные шулеры

Разумеется, нечестные на руку игроки существовали со времен возникновения азартных игр. Однако в 30-40-е годы XIX века в Российской империи возникла настоящая эпидемия картежного воровства. По стране разъезжали целые команды шулеров, они устраивали на ежегодных ярмарках шумные праздники, где организовывали свою нечестную карточную игру. Дворяне из близлежащих уездов съезжались на ярмарки, иногда преодолевая больше сотни километров, и проигрывали целые состояния. 

Картежники. Из альбома "Сцены из русского народного быта" / источник: ФГБУК "Государственный Русский музей" (rusmuseum.ru)

Картежники. Из альбома "Сцены из русского народного быта" / источник: ФГБУК "Государственный Русский музей" (rusmuseum.ru)

Часто картежники, играя в штосс или фараон, сами загоняли себя в неоплатные долги, просто повинуясь азарту, желанию отыграться или выиграть побольше. Однако у шулеров имелся и арсенал средств, направленных на то, чтобы карта ложилась нужным для них образом. Одним из таких средств были порошковые карты. Подделывали карты достоинством от 6 до 10. Карты приклеивались одна на другую, обозначение масти вырезалось, сверху все это посыпалось белым порошком, делающим фальшивку неприметной. В ходе игры шулер мог стряхнуть порошок и превратить девятку, например, в шестерку. 

Любопытно, что, будучи уголовным преступлением, нечестная игра не была в общественном сознании особенно страшным пороком. Если отказ драться на дуэли или проявление трусости на поле боя могли повлечь за собою практически социальную смерть, то нечистая на руку игра подвергалась лишь незначительному порицанию.

Картежники среди великих

Карточные игры в Российской империи были популярны у всех слоев общества. В том числе и многие выдающиеся представители Золотого века русской культуры были страстными любителями карт.

Голицын А. Н., князь / источник: Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / сост. С. В. Рождественский. — СПб : М-во нар. просвещения, 1902

Голицын А. Н., князь / источник: Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / сост. С. В. Рождественский. — СПб : М-во нар. просвещения, 1902

Невероятный скандал, ставший темой многочисленных анекдотов произошел с князем Александром Голицыным. Богатый князь, владевший 40 тысячами крепостных, был женат на семнадцатилетней Марии Вяземской (брак во многом был заключен по расчету). Будучи страстным игроком, князь Голицын вскоре промотал свое состояние, но карт не бросил. В 1799 году Александр Голицын оказался за одним карточным столом со Львом Разумовским, страстно влюбленным в его жену. Разумовский раз за разом выигрывал у Голицына, доведя его почти до полного разорения, после чего предложил пойти ва-банк: поставить свою жену Марию Григорьевну против всего, что уже проиграно. Голицын согласился и снова проиграл. Княжна получила развод, вышла замуж за Льва Разумовского и 63 года прожила с ним в счастливом браке. 

Баснописец Иван Крылов любил играть в карты «ради острых ощущений». Сперва он играл в коммерческие игры с благочинными дамами, но постепенно перешел к крупным ставкам. Крылов выигрывал за вечер до 70 тысяч рублей (для приличного содержания семьи было достаточно 6 тысяч в год). Однако в 1810 году Крылов проиграл все свои выигрыши, после чего его страсть к азартным играм приутихла. 

Крылов И.А., худ. В. Завьялов / источник: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (spbmuseum.ru)

Крылов И.А., худ. В. Завьялов / источник: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (spbmuseum.ru)

Пушкин А.С. Акварель П. Соколова. 1830 г. / источник: Музей Москвы (https://mm.museum-online.moscow/)

Пушкин А.С. Акварель П. Соколова. 1830 г. / источник: Музей Москвы (https://mm.museum-online.moscow/)

Александр Пушкин  писал, что «страсть к игре есть самая сильная из страстей». В 1826 году по пути из Михайловского в Петербург Пушкин остановился в Пскове и сел играть в карты. В итоге поэт проиграл четвертую главу «Евгения Онегина». И это был не единственный подобный случай. Вот что пишет князь Андрей Вяземский о картежных делах своего друга: «Пушкин, во время пребывания своего в южной России, куда-то ездил за несколько сот верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехав в город, он до бала сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял и все деньги свои, и бал, и любовь свою».

Федор Михайлович Достоевский страдал от болезненной одержимости азартными играми. В своих письмах к жене Анне Сниткиной, написанных из Дрездена, он стремится убедить ее, что контролирует игру, умеет рассчитать то, чем управляет исключительно случай. В итоге – огромные проигрыши. Примечательно, что роман «Игрок» был написан для того, чтобы Достоевский смог отдать свои карточные долги. 

Достоевский Ф.М. / источник: ГКБУК "Пермский краеведческий музей" (museum.perm.ru)

Достоевский Ф.М. / источник: ГКБУК "Пермский краеведческий музей" (museum.perm.ru)

Некрасов Н. А. Из альбома фотографий Студзинского Э.И. / источник: ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России" (sovrhistory.ru/index.php)

Некрасов Н. А. Из альбома фотографий Студзинского Э.И. / источник: ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России" (sovrhistory.ru/index.php)

А вот Николай Некрасов действительно умел относится к картам с холодным расчетом. За карточным столом Некрасов не только играл, но и заводил нужные связи, полезные для издательства его журнала «Современник». 

Он играл только на специально отложенные для этой цели деньги, никогда не выходил из бюджета. Если игра не задавалась, Николай Алексеевич, не раздумывая выходил из нее: «играю я в штос; вижу — в штос мне не везет. Тогда я бросаю его — принимаюсь за ландскнехт, играю в него — неделю, месяц. Если и ландскнехт не везет — принимаюсь за макао, за пикет, за мушку. И поверьте, что, перебравши таким образом три-четыре игры, я непременно натыкаюсь на такую, в которой мне так начинает везти, что я в два-три присеста не только возвращаю все проигранное в предыдущие игры, но выигрываю еще столько же». 

Родословная история в семейной соцсети Famiry

Родословная история в семейной соцсети Famiry

Дед жены Льва Толстого едва не проиграл свое родовое имение. Историю об этом, описанную в воспоминаниях его потомков, читайте в ленте историй Famiry. Возможно, и у вас в роду были истории, связанные с карточными играми, а может в семье сохранилась колода старинных карт, расскажите об этом в семейной социальной сети сервиса Famiry. Здесь вы сможете выбрать, хотите ли вы, чтобы ее увидели все или только ваши родственники. Кроме того, составляя свое семейное древо в сервисе Famiry, вы можете добавлять различные документы, письма и фотографии, привязывая их к индивидуальным карточкам своих предков. Вся это информация, доступная лишь тем, кому вы сами предоставите доступ, будет надежно сохранена. А ваши потомки, благодаря вам, будут знать семейную историю не хуже, чем представители рода Толстых

👉 Телеграм-канал Famiry: не пропустите новые статьи — здесь все о генеалогии и изучении семейной истории:@famiry

Популярность карточных игр была ответом на строгую нормированность, присущую общественной и частной жизни подданных Российской империи. Уставая от «духа неволи, строгого вида», люди стремились ощутить непредсказуемость, сыграть с судьбой, испытать свой счастливый случай, обогатиться за один вечер. И для этого вновь и вновь раскрывались колоды карт, понтер делал ставку, а банкомет начинал сдавать…