Крещение Господне: история праздника, народные традиции, водосвятие и купание в проруби
Питер Пауль Рубенс, «Крещение Христа», 1604-1605 / источник: Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия

Константин Юон, «Троицкая Лавра зимой», 1910 / источник: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение Господне — один из двенадцати важнейших православных праздников, отмечается 19 января (6 января по старому стилю). В славянской традиции он завершает весь зимний праздничный цикл и 12-дневный период Святок, о котором мы уже рассказывали в блоге Famiry.
ИСТОРИЯ И НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Франческо Альбани, «Крещение Иисуса», 1630-1635 / источник: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слово «крещение» имеет древнегреческий корень и переводится как «погружение в воду». Согласно Евангелию, в тридцатилетнем возрасте Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в водах реки Иордан, после чего на Мессию в образе голубя сошел Святой Дух вместе с небесным гласом Бога Отца.
Иоанн Предтеча (Пророк Иоанн Креститель) — один из самых почитаемых в православии святых. Был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Приходился по материнской линии троюродным братом Иисусу Христу.

Пьетро Перуджино, «Крещение Христа», около 1482 / источник: Сикстинская капелла, Ватикан

Андреа Вероккьо, «Крещение Христа», 1472-1475 / источник: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
В раннехристианские времена Рождество и Крещение Господне воспринимались как общий праздник — Богоявление, то есть явление Христа миру как Спасителя, как Сына Человеческого и, одновременно с этим, Сына Божьего. Однако уже с IV в. происходит разделение понятий, Рождество и Крещение становятся отдельными праздниками.
В современной римско-католической традиции Рождество отмечается 25 декабря, Богоявление 6 января, а собственно Крещение — в первое воскресенье после Богоявления. В православии термины «Крещение Господне» и «Богоявление», относясь ко дню 19 января, обозначают две ипостаси одного события и в общем смысле синонимичны. Примечательно, что только Армянская апостольская церковь до сих пор отмечает Рождество и Крещение как единое торжество — 6 января по григорианскому календарю.
КАНУН КРЕЩЕНИЯ И ВОДОСВЯТИЕ

Борис Кустодиев, «Крещенское водосвятие», 1915 / источник: частная коллекция
Как и Рождественский Сочельник, канун Крещения у православных — время строгого поста, смирения, отказа от дурных мыслей, слов и поступков. Воздержание от приема пищи «до первой звезды» старались поддерживать даже дети и подростки. По утверждению этнографа Сергея Максимова, в центральной России XIX в. этот день в народе порой именовали «свечками» — из-за свечей, которые ставили возле сосуда с водой по случаю обряда водосвятия во время вечерней службы.
Освещенную воду уносили домой, пили ее, окропляли ей дом, двор, хозяйственные постройки и все остальное, что было во владении хозяев. Считалось, что она отвращает беды и несчастья, очищает от сглаза.
В некоторых губерниях святую воду подливали в колодцы, чтобы отвадить от них нечистую силу. Люди верили, что крещенская вода не портится в течение всего года, а если ее заморозить, то во льду проявятся очертания креста.

Антуан Куапель, «Крещение Иисуса», 1690-е / источник: Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Лос-Анджелес, США
Обряд освящения воды в контексте празднования Крещения Господня начал формироваться уже в первые века христианства. Впоследствии сложилась традиция делать это дважды — у православных верующих в канун Крещения, 18 января во время службы в храме, и в сам день Богоявления, 19 января в одном из местных водоемов. Ритуал в обоих случаях проводится по одному чину, поэтому вода, освященная в каждый из дней, имеет равную «степень благодати».
Столь же сакральное значение в канун Крещения издревле придавалось не только воде, освященной в церкви, но и вообще любой воде в реках, прудах и озерах. На Руси верили, что в эту ночь купается сам Иисус Христос: если в полночь прийти к проруби, можно увидеть, как по поверхности проходит рябь, знаменующая о том, что в воду опустился Спаситель.
Как пример языческого отзвука христианского праздника Сергей Максимов приводит обряд «освящения скота», бытовавший среди крестьян Орловской губернии. В нем участвовала вся семья. На Богоявление после утренней службы с иконой, кадильницей и топором обходили своеобразным крестным ходом свою скотину, окропляя ее святой водой и кормя специальной ритуальной пищей. Не то во славу Христа, не то ради задабривания домового.
РАЗГУЛ НЕЧИСТИ И СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

Карл Брюллов, «Гадающая Светлана», 1836 / источник: Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Вера в Бога у наших предков была тесно связана с всевозможными суевериями. Согласно поверьям, во время Святок — периода между Рождеством и Крещением — нечистая сила выходит на контакт с человеком. Особенно активна нечисть накануне Богоявления.
Колядования с хождением ряженых по домам продолжаются до конца Святок, а в Крещенский сочельник своей кульминации достигают святочные гадания — с подблюдными песнями и обрядовыми играми.
В некоторых местностях практиковали гадание с кутьей или сочивом — ритуальным блюдом, подававшимся в этот вечер к столу, как и в канун Рождества. Выйдя на улицу, девушки бросали горячую кутью в лицо первому встречному, спрашивая его имя. Так надеялись узнать, как зовут будущего жениха. Еще один сценарий крещенского гадания: когда стемнеет, девицы, обнажившись, выбегали из избы и сыпали снег через плечо. Прислушиваясь к звукам, делали вывод, с какой стороны позовут замуж.

Константин Маковский, «Святочные гадания», 1905 / источник: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов, «Гадания на картах», 1842 / источник: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
У стариков, которым молодежные развлечения уже не по возрасту, своя задача — уберечь дом от бесов, начертав мелом на дверях и оконных рамах кресты. Ведь черти, как водится, бегут от главного христианского символа. Об этом древнем обряде помнили не только в селе, но и в городе. Забыть защитить жилище оберегом — значит, призвать беду.
Собиратель славянского фольклора и бытописатель Аполлон Коринфский пересказывает тульское предание об Огненном Змее — Змее-Горыныче, страшном чудище-драконе, которое в Крещенский вечер летает по деревням с целью соблазнить юную девицу-красавицу, опустившись в дом через дымоход и обернувшись сладкоречивым молодцем. Чары Змея крепки, и в разлуке с обольстителем девица обречена на тоску и кручину.
ЗНАКОМСТВА И СМОТРИНЫ

Николай Пимоненко, «Сваты», 1892 / источник: Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко
Период после Богоявления, во время мясоеда и до начала Масленицы, по традиции считался временем свадеб, ведь венчаться во время поста было не принято. Так что на Святках, во время гуляний, колядований и посиделок, можно было присмотреть себе жениха или невесту.
Добрым знаком считалось совершенное на Крещение рукобитье — часть русского свадебного обряда, по сути — помолвка. Спустя два-три дня после успешного сватовства отцы жениха и невесты договаривались о грядущей свадьбе, сроках, сопутствующих расходах и приданом, скрепив договор ударом по рукам.

Михаил Шибанов, «Празднество свадебного договора», 1917 / источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Григорий Седов, «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1882 / источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва
В XIX в. еще сохранялся в отдельных регионах, где был силен старый патриархальный уклад, обычай устраивать девичьи смотрины именно на Крещение — при непосредственном участии родителей. Например, на Вологодчине подобные действа организовывали в церквях либо на площадях. Незамужние девушки — «славушницы» — облачались в самые красивые наряды и, встав рядком возле иордани, старались показать себя с лучшей стороны. Парни, проходя мимо, наблюдали за ними, оценивали. В выборе невесты помогали матери женихов — не только разглядывали, но трогали и брали за руки претенденток. Считалось, что девушка с холодными руками — мерзлявая и плохо подходит для трудной крестьянской жизни на Русском Севере.
ИОРДАНЬ И КРЕЩЕНСКИЕ КУПАНИЯ

Гвидо Рени, «Крещение Христа», 1623 / источник: Музей истории искусств, Вена, Австрия
День Богоявления на Руси имел еще одно народное название — Водокрещи. На местном водоеме готовили иордань — прорубь в виде креста или круга. Рядом устанавливали аналой и деревянный крест с ледяной фигуркой голубя, олицетворяющей Святой Дух. После божественной литургии в храме устраивали крестный ход и молебен у иордани.
Кстати, освещали не только деревенские пруды, но и реки в больших городах. Например, процесс водосвятия на московской реке Неглинной 6 января 1699 г. при личном присутствии Петра I описал свидетель событий — швед Густав Корб.
Верующие люди на Руси осознавали греховность своих поступков во время святочных гуляний и «общения» с нечистой силой. Поэтому считалось, что, окунувшись в святую воду на Крещение, можно «очиститься» и вернуться к привычной жизни.
Обряд купания в проруби на Крещение, который не предписывается церковным уставом, получил столь широкую популярность относительно недавно. Однако традиция эта уже бытовала в XIX в. — об «иорданях» или «ерданях» пишут и Коринфский, и Максимов, чьи труды были опубликованы в 1901-м и 1903 гг. соответственно. Святую воду пили, умывались ею. Окунались с головы до ног в первую очередь те люди, которые больше всех бесчинствовали во время Святок — рядились, колядовали, гадали. Но некоторые — «для здоровья».

Борис Кустодиев, «Зимняя сцена», 1919 / источник: частная коллекция
Стоит отметить, что современная Русская православная церковь считает идею смыть с себя грехи в крещенской проруби лишь народным суеверием, отмечая для верующих важность посещения церковной службы и значение таинства исповеди. Несмотря на то, что РПЦ не выступает против купаний на Богоявление, священнослужители подчеркивают, что погружаться в иордань нужно не только с молитвой, но и с умом.
Важно выбрать специально подготовленный для купаний водоем, где дежурят медики и спасатели, а главное — здраво оценить возможности своего организма и отказаться от ритуала при наличии медицинских противопоказаний. Окунаться следует максимально быстро, а сразу после купания — вытереться насухо, надеть теплую одежду и обувь, выпить горячий чай. Пренебрежение правилами безопасности может повлечь последствия. Будьте осторожны.

👉 Телеграм-канал Famiry: не пропустите новые статьи — здесь все о генеалогии и изучении семейной истории: @famiry
ПРОЧИЕ ПОВЕРЬЯ, СУЕВЕРИЯ И ПРИМЕТЫ

Борис Кустодиев, «Иней», 1917 / источник: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Целебными и магическими свойствами наделяли не только крещенскую воду, но и снег. Призывая удачу, благополучие и достаток, его, собранный в канун Богоявления, сыпали в колодец и на печку, добавляли в корм лошадям, растирали им лицо и руки. Глядя на снег, делали предсказания на будущее: «Снегу под Крещенье надует — хлеба прибудет!» «Привалит снегу вплоть к заборам — плохое лето! Есть промежек — урожайное!»
Верили и в другие приметы. Яркие звезды в крещенскую ночь сулили приплод овец, бурная метель — к снежному продолжению зимы, полноводная иордань — к широкому разливу рек, лай собак — к удачной охоте в новом году.
По сей день в народе осталась молва об особой силе крещенских морозов. Зато в январе день уже идет на прибавление, приближая весну. Так что лютую стужу на Крещение встречали в деревнях с оптимизмом: «Трещи не трещи, а минут и Водокрещи!»

Пётр Коровин, «Крестины», 1886 / источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Борис Кустодиев, «Морозный день», 1913 / источник: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сложилось поверье, что на Крещение стоит отказаться от физической работы и уборки дома. Хотя никакого прямого религиозного запрета на этот счет нет. Подобные представления у верующих связаны с тем, что суетные мирские дела могут отвлечь от святого праздника.
Издревле считали, что в течение минимум нескольких дней нельзя стирать вещи там, где происходило крещенское водоосвящение. Дабы не осквернить святую воду и не позволить распуганной святочной нечисти выбраться наружу, зацепившись за белье.
Великой же удачей считалось, если новорожденного крестили на Крещение Господне — в один день с Христом. Такому человеку народная мудрость сулила удачу, которая будет благоволить ему на протяжении всей жизни.

Михаил Нестеров, «Святая Русь», 1905 / источник: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кстати, крещение и другие важные личные события вы можете отмечать в карточках ваших предков в родовом древе Famiry.
Имея древнюю историю, праздник Крещения Господня как воспоминание об одном из ключевых моментов земной жизни Христа вобрал в себя не только элементы церковной обрядности, но также множество народных суеверий и примет. Завершающий зимний цикл день Богоявления, с сопутствующими ему традициями и обычаями, был важным для людей событием в старину и остается таковым для православных верующих сегодня.