Все темы

Тысячи старых фотографий Толстого. А сколько у вас?

122
Светлана Лискова

Сколько в вашем семейном альбоме фотографий ваших бабушек и дедушек? А прабабушек и прадедушек?

Так вот представьте, что в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве хранится около 12 тысяч снимков писателя. И еще около 14 тысяч фотографий, связанных с его жизнью: изображения мест, событий, близких людей.

Лев Толстой — один из рекордсменов по количеству фотографий среди людей его времени. По ним можно проследить не только историю жизни писателя, но и историю развития фотографии в Российской империи. В коллекции есть фото на пластинах и на бумаге, профессиональные и любительские, «селфи» и снимки, сделанные скрытно.

Молодость писателя совпала с началом развития фотографии в России, и еще при его жизни появились так называемые моментальные фотоаппараты.

Застал он и фото в цвете. В канун 80-летия писателя, в 1908 году, пионером цветной фотографии С. М. Прокудиным-Горским с него был снят цветной фотопортрет.

Так, две эти причины: огромная популярность писателя и быстрое развитие фотографической техники и технологий — привели к тому, что осталось так много запечатленных моментов жизни Л.Н. Толстого.

Молодой Лев Толстой. 1849 г. Дагерротип / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Молодой Лев Толстой. 1849 г. Дагерротип / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой. 1908 г. Фототипия по цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского / Источник: Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"

Л.Н. Толстой. 1908 г. Фототипия по цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского / Источник: Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"

Фотокнига про вашу жизнь от генеалогического сервиса Famiry — сохраните дорогие моменты в фотокниге с доставкой на дом.

🔸 для себя 🔸 для семьи 🔸 в подарок

Начать собирать фотокнигу

«Отец русской фотографии»

Во времена молодости Льва Николаевича фотографическая техника была еще очень слабой. Это был период дагеротипии: изображение минуя негативную стадию, закреплялось на посеребренной металлической пластинке. От этого оно получалось зеркальным. Дагерротип еще называли «зеркалом с памятью». Сделать его можно было только в единственном экземпляре. Поэтому снимков молодого Толстого меньше всего.

Актеры С.В. Шумский, А.Е. Мартынов, А.М. Максимов и фотограф С.Л. Левицкий. Дагерротип С.Л. Левицкого / Источник: Пб ГБУК СПбГМТиМИ

Актеры С.В. Шумский, А.Е. Мартынов, А.М. Максимов и фотограф С.Л. Левицкий. Дагерротип С.Л. Левицкого / Источник: Пб ГБУК СПбГМТиМИ

Одним из первых, кто открыл в Российской империи ателье с фотографиями на бумаге, был Сергей Львович Левицкий. Поначалу он тоже занимался дагерротипией. Но это его не удовлетворяло, он постоянно старался внести какие-либо новшества, в том числе первым в России стал использовать для съемок электрический свет.

Совершенствоваться в своем искусстве он ездил в Париж. Там он продолжал искать новые методы, придумывал как улучшить процесс и результат, первым стал использовать ретушь, делал коллажи и постановочные сценарные фото (а не только портреты, как большинство фотографов), находил лучшие ракурсы и композиционные решения. Изучал устройства камер, разрабатывал собственные конструкции. Благодаря своему таланту и творческим способностям, Левицкий стал очень популярным. Он дважды получал звание императорского фотографа: сначала у Наполеона III во Франции, а после у Александра II в России. Фотографировал он и семьи Александра III, и Николая I и короля Великобритании Эдуарда VII и многих других влиятельных и известных особ в Европе и на родине.

Его дагерротипное заведение в Петербурге пользовалось бешеной популярностью. У него практически не было достойных конкурентов, в день его салон изготавливал до 1500 снимков. Но по-прежнему Левицкий не останавливался на достигнутом, и одним из первых стал использовать новое изобретение — мокрый коллодионный процесс, который позволял делать фото на бумаге.

Сергей Левицкий и стал автором первых бумажных фотографий Льва Николаевича Толстого — отдельного портрета и фото группы писателей.

Л.Н. Толстой в группе писателей журнала «Современник». 1856 г. Фотография Левицкого С.Л. / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой в группе писателей журнала «Современник». 1856 г. Фотография Левицкого С.Л. / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Конечно, Левицкий и его сыновья были не единственными известными и востребованными фотографами в Российской империи. В коллекции фотографий Л.Н. Толстого есть множество снимков и других знаменитых профессиональных фотографов и фотостудий: М.Б. Тулинова, А.И. Савельева, С.Г. Смирнова, фирм «Отто Ренар», «Мебиус» и др.

Так, сохранилось множество снимков старейшей московской фирмы «Шерер, Набгольц и Кº». Она фотографировала писателя на протяжении 25 лет.

Есть снимки и известного петербургского фотографа Карла Буллы, которые приезжал в Ясную Поляну накануне 80-летия Толстого в качестве фотокорреспондента «Нового времени». Там он снял не только самого писателя, но и окружающих, виды окрестностей, обстановку дома.

Пятилетием ранее по приглашению Ильи Львовича в усадьбу приезжал профессиональный фотограф Ф.Т. Протасевич. Он много фотографировал 75-летнего полуюбиляра, его семью и гостей.

В 1901 году Толстой был отлучен от церкви и официально было запрещено снимать писателя и распространять его изображения. И кроме того, в последние годы жизни Толстой не любил фотографироваться. Он относился к этому как одной из пустых господских забав. К тому же тогдашний способ фотографирования обычно отнимал много времени. Но несмотря на все это, сохранилось немало фотографий Толстого начала XX века.

Первое «селфи» Толстого

Л.Н. Толстой. Ясная Поляна. 1862 г. На паспарту надпись С.А. Толстой "Сам себя снял" / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой. Ясная Поляна. 1862 г. На паспарту надпись С.А. Толстой "Сам себя снял" / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Кроме профессиональных, в коллекции музея очень много любительских фотографий. Постепенно процесс фотографирования и изготовления снимков несколько упростился, камеры стали более компактными, а производство фототехники стало более массовым. Это позволило состоятельным гражданам в конце XIX века заниматься фотографией самостоятельно в домашних условиях.

Первая любительская фотография Л.Н. Толстого была снята им самим в 1862 г. Чтобы сделать «селфи» он спрятал в руках, сложенных на коленях, «грушу» фотоаппарата. В коллекции музея это единственная фотография, сделанная самим писателем.

В 1880-х гг. фотокамеры были уже не редкостью в окружении Толстого. Многие считали своим долгом сфотографировать писателя: С.С. Абамелек-Лазарев (сосед по имению), М.А. Стахович (друг семьи) и другие. И конечно, много снимала Толстого его жена Софья Андреевна.  Все они также старались запечатлеть не только лица, но и окружение, обстановку, интерьеры, пейзажи, события.

IT-платформа Famiry — сервис для самостоятельного изучения истории семьи и составления интерактивного родословного древа и биографий родственников по архивам и через поиск совпадений.

СОХРАНЯЙТЕ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ В FAMIRY.RU.

Фотолюбитель в семье

Софья Андреевна начала фотографировать 1887 году. И очень увлеклась этим занятием, сама изготавливала карточки и радовалась, когда ее дети тоже интересовались процессом. Благодаря ей осталось больше тысячи любительских снимков, рассказывающих о жизни писателя. На ее снимках, сделанных в основном на деревянную дорожную камеру — сам Толстой, их дети, внуки, гости, эпизоды повседневной жизни и праздники, бытовые и хозяйственные заботы Ясной Поляны.

«Чудесный, теплый день; богатство садовых цветов, ярких, душистых... Взяла фотографический аппарат и бегала всюду, снимая и природу, и внуков, и Л. Н. с сестрой, и лес, и купальную дорогу — и всю милую яснополянскую природу…» (Дневник Софьи Толстой. 1 сентября 1898 г.).

Фотографии Софьи Андреевны отличаются художественным вкусом, по ним видно, что как фотолюбитель она относилась к этой работе со всей ответственностью и аккуратностью.

После смерти мужа она стала брать в руки фотоаппарат все реже, снимала могилу «дорогого Левочки» и внуков, приезжавших навещать ее в Ясную Поляну.

Во многом из-за увлечения матери дети Толстого тоже пристрастились к фотографии. В коллекции снимков писателя есть те, что были сделаны Ильей Львовичем, Александрой Львовной и Марией Львовной.

Так, Мария Львовна стала больше фотографировать после замужества. Когда она навещала отца, она всегда старалась запечатлеть его на фотографии и увезти ее с собой, т.к. очень скучала по родителям в разлуке с ними.

Л.Н. Толстой и С.А. Толстая в 34-ю годовщину свадьбы. 1896 год. Фото С.А. Толстой. Это один из ее любимых сюжетов - "Свадебные фотографии" - портреты в годовщину свадьбы 23 сентября / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой и С.А. Толстая в 34-ю годовщину свадьбы. 1896 год. Фото С.А. Толстой. Это один из ее любимых сюжетов - "Свадебные фотографии" - портреты в годовщину свадьбы 23 сентября / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Благодаря семейным любительским снимкам мы можем представить жизнь писателя, ведь именно на них можно увидеть писателя за отдыхом, чтением, в кругу семьи — в отличие от зачастую постановочных снимков профессиональных фотографов и фотокорреспондентов.

Домашний папарацци

Л.Н. Толстой в поле на конной прогулке. 1908 год. Фото В.Г. Черткова / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой в поле на конной прогулке. 1908 год. Фото В.Г. Черткова / Источник: Государственный музей Л.Н. Толстого

В начале XX века фотография сделала новый шаг вперед. Появились пленочная основа и моментальная выдержка, что открыло новые возможности.

В это время Толстой часто общался со своим единомышленником и помощником в работе В.Г. Чертковым — тем самым, с которым у Софьи Андреевны был конфликт из-за прав на толстовские произведения. У того была современная фототехника и фотоматериалы, а также связи с профессиональными фотографами — все это помогало ему делать очень качественные снимки писателя. Чертков подолгу бывал в Ясной Поляне и снимал писателя за самыми разными повседневными занятиями: за работой, разбором почты, игрой в шахматы или городки, в беседах, на прогулке, среди крестьян и т.п. Новая техника позволяла снимать быстрее, а значит теперь это можно было делать незаметно. Так появились новые сюжеты на снимках в коллекции фотографий Толстого. Кроме того, т.к. теперь не нужно было долго замирать перед объективом, снимки стали передавать естественное, настоящее выражение лица, можно было успеть запечатлеть неподдельные эмоции. Всего известно около 360 сюжетов, снятых Чертковым за 1905 — 1910 гг.

👉 Телеграм-канал Famiry: не пропустите новые статьи — здесь все о генеалогии и изучении семейной истории: @famiry.

История семьи в фотокнигах

Несмотря на то, что существует несколько прекрасных живописных портретов Л.Н. Толстого, именно фотографии сохранили для нас многие подробности жизни и облика Толстого. И именно в совокупности коллекция фотоснимков, сделанных в разное время разными фотографами, профессионалами и любителями, дает более полную картину, цельное и разностороннее повествование о жизни великого писателя.

Также и снимки ваших предков, собранные и систематизированные, составят полноценный рассказ о них. 

Оцифруйте все фотографии и соберите их в хронологическом порядке в фотокнигу, добавьте комментарии и пояснения. Так вы сохраните семейную историю в мельчайших деталях.

Кроме того, такая фотокнига о жизни ваших родителей, бабушек и дедушек или более далеких предках станет отличным, уникальным и очень личным семейным подарком, который непременно будет хранится в семье как важная реликвия.

Конструктор фотокниг "Меморитека" от генеалогического сервиса Famiry

Конструктор фотокниг "Меморитека" от генеалогического сервиса Famiry

Собрать такую книгу без усилий поможет фотоконструктор от генеалогического сервиса Famiry. Теперь здесь можно не только сохранить весь семейный архив в электронном виде, но и заказать печать современной фотокниги с доставкой по всей России.

Famiry помогает каждой семье хранить историю поколений.