Все темы

Высоцкий и «Алиса»: сказка, которой могло не быть

796
Никита Мороз

23 октября 2025 года состоится премьера фильма «Алиса в Стране чудес». Это современная экранизация детского аудиоспектакля, созданного в 1976 году. Большинство песен для него написал Владимир Высоцкий, а некоторые и сам исполнил. Теперь они снова зазвучат с экранов кинотеатров.

Для кого-то это станет открытием: а разве Высоцкий, бард с хриплым голосом и гитарой, пел о Белом Кролике и Чеширском Коте? Не только пел, но и был среди создателей одной из самых знаменитых в СССР аудиосказок. Однако за историей культовой пластинки 1976 года скрывается другая, не столь известная история — о том, как важна поддержка близких. Этот, на первый взгляд, сторонний проект стал для Высоцкого лупой, через которую видно самое важное: отношения с семьей, верность друзей и глубокие родственные связи.

Сомнения барда и поддержка жены

Герасимов О.Г. Источник: Музей МХАТ

Герасимов О.Г. Источник: Музей МХАТ

Когда Олег Герасимов начал подбирать команду для новой радиопостановки «Алисы в стране чудес», он почти сразу подумал о своем ученике –– Владимире Высоцком. Идея казалась рискованной — представить известного актера и непризнанного государством барда с детской пластинкой в руках? Сам Высоцкий, как вспоминал Герасимов, поначалу воспринял проект в штыки: «Я не буду… это не мое… я не понимаю, как это делать». Высоцкий был раздражен, капризен, сбивчив в объяснениях — будто внутренне не соглашался на что-то, что шло вразрез с его привычным образом.

Сомнения были не наигранными. Высоцкий в тот момент переживал сложный период — между двумя мирами, между официальным молчанием власти и оглушительной народной любовью, между признанием за рубежом и полулегальным положением дома. С одной стороны, детская радиопьеса могла расширить его аудиторию и давала ему возможность выпустить свои песни в «Мелодии» –– единственной компании в Советском Союзе 1970-х гг., специализирующейся на выпуске грампластинок. С другой стороны, детская наивность сказки вызывала чувство несоответствия, поскольку требовала совершенно иного подхода к жизни.

В.Высоцкий со своей третьей женой М.Влади. Автор фотографии Плотников В.Ф. Источник: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

В.Высоцкий со своей третьей женой М.Влади. Автор фотографии Плотников В.Ф. Источник: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Но именно в это время в Москву приезжает Марина Влади. Она только что сыграла Алису во французском радиоспектакле и знала, как может звучать эта история — остроумно, метафорично, по-настоящему поэтически. Увидев колебания мужа, она не стала спорить или уговаривать. Вместо этого она прочитала ему целую лекцию о значении Льюиса Кэрролла, о месте «Алисы» в европейской культуре, о глубине и гибкости этой сказки.

Высоцкий не мог не услышать. У Марины Влади был дар убеждать не логикой, а интонацией. Она говорила с ним не как с исполнителем, а как с человеком, способным превратить любое слово в поэзию. С ее подачи «Алиса» перестала быть детской прихотью и стала пространством, в котором возможно все — даже художественный протест, обернутый в форму фантазии. Это был шанс — не спрятаться, а высказаться иначе, в новой форме, но по-прежнему по-своему.

Владимир Высоцкий. Автор фотографии М. Герасимов. Источник: МБУК Евпаторийский краеведческий музей

Владимир Высоцкий. Автор фотографии М. Герасимов. Источник: МБУК Евпаторийский краеведческий музей

С этого момента работа над песнями пошла иначе. Сомнения все еще возникали — но уже не по поводу смысла. Напротив, теперь Высоцкий боролся с формой, с материалом, с ограничениями жанра. Он вгрызался в текст, искал ритмы, выстраивал свою версию «страны чудес», в которой за детским голосом слышался взрослый смысл. Его песни стали не просто иллюстрацией к сказке — они начали создавать параллельный мир, в котором сказочное соединялось с философским и социальным.

Мне так бы хотелось, хотелось бы мне
Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дому —
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, — где всё по-другому!

(Из Песни Алисы)

IT-платформа Famiry — сервис для самостоятельного изучения истории семьи и составления интерактивного родословного древа и биографий родственников по архивам и через поиск совпадений.

СОХРАНЯЙТЕ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ В FAMIRY.RU.

Когда друзья — оплот: как спасали «Алису» от запрета

Если Марина Влади стала тем ключом, что открыл для Высоцкого дверь в Страну Чудес, то его друзья и коллеги оказались теми, кто буквально отстоял эту дверь, не дав ей захлопнуться. Успех «Алисы» — это история не только гения-одиночки, но и настоящего коллективного подвига, где каждый участник рисковал своим положением ради общего дела.

Грампластинка. Алиса в стране чудес: песни из музыкальной сказки. 1976 г. Источник: ГБУК г.Москвы «Государственный музей Владимира Высоцкого»

Грампластинка. Алиса в стране чудес: песни из музыкальной сказки. 1976 г. Источник: ГБУК г.Москвы «Государственный музей Владимира Высоцкого»

Запись спектакля была завершена. Олег Герасимов собрал блестящий актерский состав, а Высоцкий написал 27 песен, которые, по словам критика Н. Крымовой, стали «собственным путешествием» барда — от детской абсурдной песенки до социальной сатиры. Казалось бы, самое сложное позади. Но главные сражения были впереди.

Состоялось прослушивание худсоветом фирмы «Мелодия», состоявшим из композиторов и поэтов-песенников. Их вердикт был категоричен и уничижителен: «Вы с ума сошли? Мы взрослые ничего не поняли, а они это хотят детям?! Закрыть немедленно!». Проект был на грани срыва. Казалось, пластинка, которая впоследствии станет национальным достоянием, так и не увидит свет.

И тогда на сцену вышла редактор проекта Евгения Лозинская — «удивительный человек», как говорил о ней Герасимов. Она совершила отчаянный поступок: пришла к генеральному директору «Мелодии» –– Борису Владимирскому –– и положила перед ним свое заявление об уходе по собственному желанию. Это был ультиматум, ставка на собственную репутацию. Генеральный директор, ценивший Лозинскую, сдался: «Ну, давай выпустим немножко... 5 тысяч экземпляров! Только не уходи!».

Но и это был не конец. Незадолго до выхода пластинки в свет, как вспоминают современники, на редактора всю ту же Евгению Лозинскую обрушился новый удар. Поздно ночью ей позвонил Владимирский, только что вернувшийся с коллегии Министерства культуры, где руководитель Детского музыкального театра Наталья Сац призывала «оградить наших детей от Высоцкого».

Белла Ахмадулина. Автор фотографии В. Селезнев. Источник: ГБУКиДО г. Москвы "МКАИ"

Белла Ахмадулина. Автор фотографии В. Селезнев. Источник: ГБУКиДО г. Москвы "МКАИ"

Лозинская, уже не имея официальных рычагов, на свой страх и риск позвонила Высоцкому. Тот, едва сдерживая ярость, действовал молниеносно. Ему удалось буквально за руку поймать в аэропорту улетавшую в Париж поэтессу Беллу Ахмадулину. Итогом этой «безумной ночи» стало появление в новогоднем номере «Литературной газеты» восторженного отзыва Ахмадулиной о пластинке. Печатное слово имело большую силу и благодаря этой статье выход пластинки удалось отстоять.

И не такие странности в Стране чудес случаются!
В ней нет границ, не нужно плыть, бежать или лететь,
Попасть туда не сложно, никому не запрещается,
В ней можно оказаться — стоит только захотеть.

(Из Песни Кэрролла)

«Алиса в Стране чудес» вышла. И случилось невероятное: «Спрос на пластинку был так велик, что в течение нескольких лет ее выпускали ежеквартально». Маленький тираж в 5 тысяч экземпляров превратился в миллионы. Практически каждая семья стремилась приобрести этот шедевр.

Так «Алиса» стала не просто пластинкой, а символом. Символом того, как «семья по духу» — редактор, положившая на стол заявление; поэтесса, вступившаяся в печати; друзья, верившие в Высоцкого, — смогла отстоять право искусства на жизнь. Это была победа не одного Высоцкого, а всех тех, кто в ту эпоху не боялся делать чудеса.

Страна чудес в подарок: не просто пластинка

Феноменальный успех «Алисы в Стране чудес» был не только статистическим фактом, но и глубоко личным триумфом Высоцкого. Для него, человека с обостренным чувством личной связи, настоящим мерилом успеха были не цифры, а возможность разделить его с самыми близкими. В их семейных архивах сохранились дарственные надписи на конвертах пластинок, превращающие массовый продукт в личные реликвии, в которых отразились все его чувства: отцовская нежность, дружеская теплота и сыновье уважение.

Конверты для грампластинки «Алиса в Стране чудес: песни из музыкальной сказки». Источник: ГБУК г.Москвы «Государственный музей Владимира Высоцкого»

Конверты для грампластинки «Алиса в Стране чудес: песни из музыкальной сказки». Источник: ГБУК г.Москвы «Государственный музей Владимира Высоцкого»

Один из первых альбомов Высоцкий подарил сыну своего друга, Феде Бортнику, с напутствием, звучащим как сжатый кодекс его собственной жизненной философии: «Федя! Будь сильным, умным и добрым и будешь бывать в стране чудес часто!». Это была не просто пожелание удачи; это был завет. «Сильным, умным и добрым» — именно эти качества Высоцкий ценил в людях и всю жизнь воспитывал в себе. А «страна чудес» в его трактовке оказывалась не сказочной локацией, а состоянием души, доступным тому, кто сумел взрастить в себе эти добродетели.

Конверты для грампластинки «Алиса в Стране чудес: песни из музыкальной сказки». Источник: ГБУК г.Москвы «Государственный музей Владимира Высоцкого»

Конверты для грампластинки «Алиса в Стране чудес: песни из музыкальной сказки». Источник: ГБУК г.Москвы «Государственный музей Владимира Высоцкого»

Компакт-диск mp3: Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес». Источник: Фирма Мелодия (melody.su)

Компакт-диск mp3: Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес». Источник: Фирма Мелодия (melody.su)

Другую пластинку, «как драгоценную реликвию»,  хранили Инга Окуневская и Виктор Суходрев — старые друзья Высоцкого. Надпись на конверте гласила: «Инге и Виктору, взрослым друзьям моим из детства, с которыми так замечательно мы побыли в стране чудес. 2 января 1977 года». Фраза «замечательно побыли» здесь — не случайная формулировка. Она выражала всю ту радость и счастье творческого единения, которое они испытали, встречая тем вечером 2 января уже наступивший новый год. Это была благодарность не просто слушателям, а друзьям, вместе с которыми он разделил магию музыки и слова в теплой, почти семейной атмосфере.

Но, пожалуй, самым главным и сокровенным был подарок своим собственным детям, Никите и Аркадию. Как вспоминала первая жена Высоцкого Л. Абрамова: «какие-то слова любви он им боялся сказать, не умел, стеснялся». И вот эта готовая сказка стала тем самым посланием, которое он не мог произнести вслух. «Надо было видеть, с каким лицом он пришел подарить детям с автографом вот эту вот красиво оформленную, шикарную, замечательную пластинку». Для Высоцкого «Алиса» стала возможностью открыться самым дорогим людям — и в этом был его главный, нестатистический триумф.

👉 Телеграм-канал Famiry: не пропустите новые статьи — здесь все о генеалогии и изучении семейной истории: @famiry

«Дорогому дяде…»: история благодарности

И, наконец, особая история связывает «Алису» с дядей Высоцкого — Алексеем Владимировичем. Ему был подарен альбом с проникновенной надписью: «Дорогому моему и единственному дяде и другу моему с глубочайшим уважением к его прошлому и настоящему от автора песен для детей».

Эта надпись — мост к человеку, сыгравшему одну из ключевых ролей в судьбе поэта. Боевой офицер, прошедший войну, человек, которым Высоцкий искренне гордился, Алексей Владимирович был не просто дядей. Он был тем, кто по достоинству оценил ранние песни Высоцкого и дал им путевку в жизнь. Именно в его ведомственной кинолаборатории Дома техники Министерства речного флота РСФСР в 1963 году были сделаны первые качественные записи песен Высоцкого, с которых и началось победное шествие его творчества.

Биографическая карточка Высоцкого Алексея Владимировича в сервисе Famiry

Биографическая карточка Высоцкого Алексея Владимировича в сервисе Famiry

Подарив дяде пластинку «для детей», Высоцкий совершал глубоко символический жест. Он возвращал долг признательности человеку, когда-то открывшему для страны его, Высоцкого-взрослого, а теперь получавшему в дар Высоцкого-детского автора. Это был круг творчества, замыкавшийся на самой главной ценности — семье.

Надпись «Дорогому моему и единственному дяде... с глубочайшим уважением к его прошлому и настоящему» — это ключ к одной из самых важных, судьбоносных связей в жизни Высоцкого. За этими словами стоял человек, которым Владимир «искренне гордился».

Семейное древо Владимира Высоцкого в сервисе Famiry

Семейное древо Владимира Высоцкого в сервисе Famiry

Семейное древо Владимира Высоцкого

Их связывало не только родство. Боевой офицер, прошедший финскую и Великую Отечественную войны, начавший командовать батареей в 21 год, Алексей Высоцкий был для племянника живым воплощением героизма и достоинства. Его рассказы о войне стали для Высоцкого не просто источником вдохновения для целого пласта песен, но и живой водой, питавшей его характер.

Братья Алексей и Семён Высоцкие. Германия. 1945 год. Источник: vysotskiy-lit.ru

Братья Алексей и Семён Высоцкие. Германия. 1945 год. Источник: vysotskiy-lit.ru

Алексей Высоцкий, оставив военную службу, занялся литературой, что создавало между ними еще одну творческую связку. Их последним задуманным совместным проектом была книга дяди «Горсть земли», к которой Владимир должен был написать стихи. Но проекту не довелось свершиться. Дядя ушел из жизни в октябре 1977 года, и его похороны, с семнадцатью орденами на красных подушках, стали для Высоцкого еще одним напоминанием о связи времен, поколений и личной ответственности перед памятью.

Смажь колеса времени
Не для первой премии —
Ему ведь очень больно от тренья!
Обижать не следует время.
Плохо и тоскливо жить без времени.

(Из Песни об обиженном времени)

🔸 Радиопьеса «Алиса в Стране чудес» стала уникальным способом вести диалог со всем своим близким кругом.
Поговорить с детьми — через песни, которые они полюбили.
Выразить уважение старшим — через ту самую, пронизанную любовью и почтением надпись дяде Алексею. Опереться на поддержку самых близких — на жену-вдохновительницу, на учителя-режиссера, на редактора, положившую заявление на стол.

В итоге, история с «Алисой» оказалась важна не столько как творческая победа, сколько как история человеческих отношений, которые и есть та самая «настоящая магия». И, как пелось в заключительной песне, «не обрывается сказка концом». Для Высоцкого и его близких она продолжилась в подаренных друзьям реликвиях, в семейной памяти, в триумфе поддержанного таланта.

Вот почему важно сохранять память не только о родных по крови, но и обо всех близких людях, кто был рядом, без кого жизнь пошла бы по-другому. Сервис Famiry позволяет добавлять к семейному древу не только родственников, но и коллег, друзей, соседей и даже питомцев. Составляйте не просто схему родства — пишите историю вашей семьи вместе с Famiry.ru.