Все темы

Летопись школьной поры: как учились ваши предки

466
Лариса Баранова
У карты СССР с горящими лампочками. Группа школьников и руководитель, налаживающие подсветку. 1970-е гг / источник: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (https://www.spbmuseum.ru/)

У карты СССР с горящими лампочками. Группа школьников и руководитель, налаживающие подсветку. 1970-е гг / источник: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (https://www.spbmuseum.ru/)

Школьные годы — начало пути каждого человека. В этот период зарождаются не только базовые знания, но личность и характер. Всегда интересно узнать, как это происходило в школе. В поисках семейных корней можно заглянуть в эти коридоры знаний и найти интересные документы и фотографии, которые расскажут о детстве и юности ваших предков. 

В современных школах хранятся архивы, относящиеся к советскому и постсоветскому периодам. Дореволюционные архивы церковно-приходских школ располагаются в других местах, поэтому в этой статье мы их затрагивать не будем.

С чего начать? Понять, в какую именно школу следует обратиться. 

Именно так мы сделали, когда искали сведения о школьных годах Верещагина Семена Тимофеевича*. Поиск этой информации был частью проекта восстановления родословной семьи Верещагиных, — дочь Семена Тимофеевича интересовалась школьной жизнью ее отца. Делимся своим опытом и рассказываем, что нам удалось найти.

* Персональные данные изменены в силу конфиденциальности.

Управление образования

Если вы точно знаете, в какой школе учился ваш предок, и она до сих пор функционирует, то этот пункт можете пропустить и переходить к следующему. Но так бывает далеко не всегда. Школы меняют свои местоположения: закрываются старые, открываются новые, объединяются отделения. А в семейном архиве не сохранилось никаких зацепок.

Фасад школы №1535, корпус 2. Москва. Неизвестный фотограф / источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева" (http://muar.ru/)

Фасад школы №1535, корпус 2. Москва. Неизвестный фотограф / источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева" (http://muar.ru/)

Если вы:

  • не знаете, в какой школе учился ваш предок,
  • или вы знаете, но эту школу уже закрыли,
  • или здание этой школы уже снесено, то вашим первым шагом будет звонок в местное Управление образования. Там есть информация о годах постройки местных школ, их закрытии, переносе или объединении.

Здесь есть несколько нюансов: желательно знать адрес прописки вашего предка в то время, когда он учился, или хотя бы примерно район, где он жил, и годы его обучения. В Управлении образования подскажут, какая школа на тот момент территориально располагалась рядом.

Если сейчас этой школы уже нет, ее архивы были переданы в другое образовательное учреждение или в районный архив. Например, в Москве документы передаются в единый архив города — в Мосархив. Уточнить, куда именно передали архивы из закрытой школы, можно также в местном Управлении образования.

Все будет намного проще, если ваш родственник работал учителем или директором школы. Их в школьных архивах искать легче, чем учеников. Мы уже рассказывали, как искать предков-учителей.

В нашем случае мы обладали некоторой информацией о Семене Тимофеевиче. Он родился в 1948 году в городе Конаково Тверской области. Жил там до 25 лет, значит школьные годы провел тоже там. Зная, что он окончил 8 классов, у нас появляются годы его обучения в школе — с 1955 по 1963 годы. Точного адреса у нас не было, но дочь сообщила, что он жил где-то на улице Пушкина.

В местном Управлении образования нам сообщили, что на тот момент рядом находилось 2 школы. Теоретически он мог ходить в школы: на улице Почтовая или на улице Радищева.

На данный момент на улице Радищева школы уже нет — даже снесли здание, а на этом месте построили спортивную площадку. Но осталась школа на улице Почтовая. В Управлении образования предположили, что если он учился на ул. Радищева, то архив скорее всего перенесли в школу на ул. Почтовая. Но это можно узнать, только обратившись в эту школу.

Школьные архивы

Фотография Поездка в Москву со школьниками 1980 / источник: Ключевский районный краеведческий музей - структурное подразделение МБУК "Многофункциональный культурный центр" Ключевского района Алтайского края (http://kluchi-museum.ucoz.ru/)

Фотография Поездка в Москву со школьниками 1980 / источник: Ключевский районный краеведческий музей - структурное подразделение МБУК "Многофункциональный культурный центр" Ключевского района Алтайского края (http://kluchi-museum.ucoz.ru/)

Итак, вы теперь знаете, какая школа вам нужна. Позвоните туда и уточните информацию о наличии у них архивов и возможной формы вашего взаимодействия, т.е. как нужно оформить запрос. Тут бывает по-разному — иногда достаточно отправить его на электронную почту, а иногда нужно прийти лично и написать заявление на месте. Конечно, дистанционный способ удобнее, при личной встрече нужно будет прийти вторично, за результатами. Все зависит от порядков школы и от работы архивариуса.

Для получения информации вам нужно будет написать заявление и предоставить документы. В заявлении нужно будет указать:

  • фамилию, имя и отчество вашего родственника;
  • дату его рождения;
  • в какой школе учился;
  • год окончания учебы;
  • степень вашего родства.

С собой принесите свой паспорт и документ, подтверждающий родство с вашим предком.

В нашем случае мы позвонили в школу на улице Почтовая. Нам сказали, что нужно приехать к ним и написать запрос на поиск в архивах. С такими ситуациями они сталкиваются очень редко, возможно, именно поэтому попросили появиться лично. 

Мы приехали и написали заявление на имя директора с просьбой предоставить нам документы Верещагина Семена Тимофеевича, который мог учиться в школе №10 по адресу Ул. Радищева, 44 или в школе №12 по адресу ул. Почтовая, 31 и окончил школу в 1962 году.

Изволенский Владилен Викторович (1932-1989г.г.). Школьники пишут выпускное сочинение. Школа №1 Советского района / источник: Государственное бюджетное учреждение культуры "Русский музей фотографии" (https://www.fotomuseum.nnov.ru/)

Изволенский Владилен Викторович (1932-1989г.г.). Школьники пишут выпускное сочинение. Школа №1 Советского района / источник: Государственное бюджетное учреждение культуры "Русский музей фотографии" (https://www.fotomuseum.nnov.ru/)



После оформления вашего запроса, сотрудники школы будут поднимать информацию по архивам согласно тому, что вы написали в заявлении. Иногда в доступе могут оказаться сведения только о том, был такой ученик или не был. Иногда информации может быть больше. Нужно учитывать, что у документов есть свои сроки хранения.

В архивах школ хранятся:

  • Книги учета выдачи аттестатов (50 лет). Там есть: номер аттестата, ФИО выпускника, дата рождения и успеваемость — те оценки, которые ему внесли в аттестат. Эти записи очень важны не только с точки зрения истории. Иногда в школу обращаются сами бывшие ученики, чтобы восстановить аттестат или получить справку, подтверждающую факт обучения.
  • Алфавитные книги записей учащихся (50 лет).
  • Книги учета выдачи медалей (50 лет). Хорошистов и отличников можно найти еще и здесь.
  • Книги учета выдачи похвальных листов и грамот (50 лет).
  • Классные журналы (не менее 5 лет после окончания). В них можно найти сведения о родителях ученика, их местах работы, а также сведения о кружках, дополнительных занятиях и учителях, которые давали знания вашему родственнику. Чаще всего классные журналы хранят не полностью, оставляют только несколько последних страниц со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса, и эти записи хранятся от 25 до 75 лет.
  • Протоколы педсоветов (не менее 5 лет), протоколы общих собраний (постоянно). На педсоветах и собраниях уделялось внимание не только активистам и отличникам, поэтому там встречаются записи и о тех учениках, кто проявил себя с противоположной стороны.

Есть еще и другие документы, что хранятся в школах, но их срок хранения небольшой (3-5 лет), поэтому для генеалога они не представляют интереса.

Но даже если вы думаете, что срок хранения нужного вам документа истек, все равно напишите заявление. Очень часто порядок в архивах зависит от тех, кто этими архивами заведует. Иногда документы уничтожаются и позже положенного срока — так что проверяйте.

Фотография. Школа № 2 в городе Конаково. Нач. 1950-х гг. / источник: Филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области "Тверской государственный объединённый музей" - Конаковский краеведческий музей (https://tvermuzeum.ru/)

Фотография. Школа № 2 в городе Конаково. Нач. 1950-х гг. / источник: Филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области "Тверской государственный объединённый музей" - Конаковский краеведческий музей (https://tvermuzeum.ru/)

О том, что по нашему запросу есть результат, нам сообщили по телефону недели через три. Нам повезло, что часть архивов из бывшей школы № 10 (оказалось, что именно в ней учился Семен Тимофеевич) были сохранены и переданы в архив нынешней школы №12 — и мы увидели нужное нам имя в списке аттестатов за 8 класс и фамилию классного руководителя. К сожалению, итоговых оценок там не было, хотя нам было бы интересно их посмотреть.

Сокровища школьного музея

Руководитель школьного музея Н.И. Захарова / источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей" (http://www.ethnomuseum.ru)

Руководитель школьного музея Н.И. Захарова / источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей" (http://www.ethnomuseum.ru)

Есть еще одно место в школе, которое стоит посетить исследователю семейной истории. Здесь вы сможете расширить результаты вашего поиска — узнать много интересных деталей, иногда весьма неожиданных.

Загляните в школьный музей. Не все школы располагают помещением для целого музея, но часто выделяют для него кабинет или уголок. Иногда он бывает частью школьной библиотеки.

Первым делом обратитесь к сотруднику, который всем этим заведует. С ним вы однозначно сэкономите время. Расскажите, что именно вы ищите — и он вас сориентирует:

  • подскажет, с чего лучше начать,
  • объяснит, как пользоваться картотекой,
  • покажет, где расположены материалы, которые вам нужны.

В школах создают разные музеи. В целом их можно квалифицировать так:

  • тематические;
  • посвященные значимой персоне;
  • об истории школы;
  • краеведческие;
  • смешанные.

Тематические школьные музеи

Хромова Анфиса Михайловна. Фрагмент экспозиции школьного краеведческого музея в п. Нижние-Нарыкары / источник: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" (torummaa.ru)

Хромова Анфиса Михайловна. Фрагмент экспозиции школьного краеведческого музея в п. Нижние-Нарыкары / источник: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" (torummaa.ru)

Каждая школа обычно выбирает для своего музея конкретную тематику. Сотрудники и сами ученики собирают информацию по ней — фото, статьи, документы, предметы, интересные факты и т.д. Приведем несколько примеров:

  • В Московском лицее №1564 есть «Музей часов», в котором историю нашей страны и даже мира можно увидеть через историю часов. В музее собрана уникальная коллекция с раритетными экземплярами.
  • Во многих школах есть музей «Русская изба». Экспозиции посвящены быту, обрядам и традициям русского народа XIX — начала XX веков. 
  • В школе села Высокая Печь Житомирской области силами одного из учителей создан музей с уголком, посвященным истории Ракетных войск стратегического назначения. 

Если ваш предок был причастен к той или иной теме, то есть возможность найти что-то полезное, а иногда и удивительное о нем. 

Школьные музеи, посвященные известным личностям

Музей средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича / источник: Народный музей "А музы не молчали..." (mbmus.ru)

Музей средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича / источник: Народный музей "А музы не молчали..." (mbmus.ru)

В некоторых школах сотрудники вдохновляются судьбой какой-либо известной персоны — называют школы в ее честь и посвящают музей, постепенно коллекционируя экспонаты, посвященные жизни этой личности. Вот несколько примеров:

  • В одноименной Московской школе есть целый Музейный комплекс имени В.В. Маяковского.
  • В Санкт-Петербурге в средней школе №235 создан музей, посвященный Д.Д. Шостаковичу. В нем собраны материалы, связанные не только с жизнью и творчеством композитора, но и с историей блокады Ленинграда. Одним из проектов музея был поиск всех слушателей знаменитого концерта 9 августа 1942 года.
  • В школе села Усть-Уса, Республика Коми, организован музейный уголок, посвященный артисту Валерию Леонтьеву, который родился в тех местах.
  • Нередко в школах создают музейные уголки в память о местных героях Великой Отечественной войны. А некоторые активно сотрудничают с поисковыми отрядами.

В таких музеях можно встретить не только материалы, связанные со знаменитостью, но и с людьми, окружавшими ее. Здесь есть вероятность найти уникальную информацию о нем. 

Коллекции материалов об истории школы

Фотография Ротина Внера Николаевна – заведующая школьным музеем, Вася Шинкарев – ученик Дедуровской СШ. / источник: Народный музей истории села Дедуровка Оренбургского района (mbuk-dedurovskii.ru)

Фотография Ротина Внера Николаевна – заведующая школьным музеем, Вася Шинкарев – ученик Дедуровской СШ. / источник: Народный музей истории села Дедуровка Оренбургского района (mbuk-dedurovskii.ru)

В каждой школе — своя история, и наличие тех или иных материалов часто зависит от людей, которые их собирают и заботятся об их сохранности. Вот, к примеру, некоторые их них, что вы можете встретить в уголке по истории школы:

  • Папки-раскладушки разных размеров. Иногда они бывают большими — более метра в ширину и длину. Их часто размещают на видных местах, в них вклеивают фото отличившихся учеников, знаменательных событий, интересных фактов школы.
  • Старые альбомы классов. В некоторых школах собирают и берегут такие альбомы с давних времен. 
  • Летопись школы. Здесь бывают записи работы совета дружины и комитета комсомола.
  • Стенгазеты и доски почета, которые хранят память о событиях в стенах школы, публикуют произведения юных авторов. Приятно будет увидеть своего родственника среди них.
  • Фотографии с различных школьных мероприятий.
  • Газетные вырезки и другие материалы об отличившихся выпускниках.

Краеведческие школьные музеи

Самбуров Николай Михайлович. «Экспозиции Ямало-Ненецкого окружного краеведческого музея им. И.С. Шемановского». Экспозиция «Обдорск» в окружном краеведческом музее / источник: Государственное автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского" (mvk.yanao.ru)

Самбуров Николай Михайлович. «Экспозиции Ямало-Ненецкого окружного краеведческого музея им. И.С. Шемановского». Экспозиция «Обдорск» в окружном краеведческом музее / источник: Государственное автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского" (mvk.yanao.ru)



Здесь тоже кладезь интересных фактов, фотографий и документов, собранных о местном крае и его жителях. Тут даже ощущается атмосфера событий, что проживал ваш предок и те люди, которые учились вместе с ним.

  • Примеры музейных материалов, что помогут вам лучше познать историю вашего края:
  • Город в лицах. Это могут быть разные местные книги и журналы.
  • История края. Коллекции краеведческих материалов, собранные силами учеников и педагогов.
  • Почетные граждане. Это информация о тех, кто внес свою лепту в историю края. Иногда встречаются необычные открытия — знакомые лица, фамилии, имена.
  • Книги памяти. Это одни из самых значимых и чтимых материалов, в которых собраны герои и участники войн.
  • Издания от Управления культуры. Местное отделение культуры тоже выпускает в свет различные публикации, и вышедшие издания попадают в краеведческие музеи. 
  • Издания местных краеведов, подаренные школе. Иногда такие книги выходят неофициально, на личные средства автора и поэтому не попадают в крупные библиотеки. 
  • Местные газеты. Полистав их, можно найти неожиданную информацию об истории и жителях края.

Краеведческая литература не выбрасывается, наоборот, с каждым годом сотрудники музеев стараются пополнить свою коллекцию, в которой каждый элемент — это не просто историческая справка, а живое свидетельство того, как складывалась история места и его людей, среди которых жили ваши родные.

Телеграм-канал Famiry: не пропустите новые статьи — здесь все о генеалогии и изучении семейной истории: @famiry

Школы мегаполисов, городов, сел, деревень…

Книга инвентарная школьного музея. 1987 год. / источник: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Екатеринославский историко-краеведческий музей" (ekmuseum.amur.muzkult.ru)

Книга инвентарная школьного музея. 1987 год. / источник: Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Екатеринославский историко-краеведческий музей" (ekmuseum.amur.muzkult.ru)

Наполненность и сохранность документов в архивах школ и школьных музеях зависит от разных причин:

  • от сотрудника, который этим занимается, от его загруженности работой;
  • от наличия соответствующих помещений в школе, от их площади;
  • от населенного пункта, где расположена школа;
  • от возможности собирать ту или иную информацию;
  • от индивидуальных особенностей самой школы.
Лекция в школьном музее / источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей" (www.ethnomuseum.ru)

Лекция в школьном музее / источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей" (www.ethnomuseum.ru)

На практике мы сталкиваемся с разными школами. И часто бывает так, что если идем в школу большого города, то вероятность получения нужных сведений не так велика. В сельских и деревенских школах можно почерпнуть гораздо больше информации, в их музеях встречаются материалы о людях, которые учились в этой школе, чем жила деревня, как строились взаимоотношения с соседями. Сотрудники опрашивают старожилов — встречаются рукописные альбомы, которые писали школьники в прошлом, делились тем, что рассказывали их родители: про войну, про коллективизацию. Бывшие учителя (или их потомки) живут в этих же селах и деревнях. У них часто хранятся фотографии классов, где они были классными руководителями или еще какие-либо материалы.

В нашем случае в Конаковской школе был небольшой уголок, посвященный жизни школы и краеведению. Информации о Семене Тимофеевиче мы в нем не нашли, но познакомились с историей родного края, в котором жила семья Верещагиных, а среди старых фотографий города нам попалось фото улицы Пушкина школьных времен Семена Тимофеевича. Это дополнило нам картину его детства и обогатило биографическую страницу в семейном древе.

Уникальные экспонаты школьных музеев

В некоторых школах к созданию своих музеев подходят с особым вниманием, и бывает, что там появляются необычные экземпляры, которые могут существенно помочь генеалогу.

«ВЫПУСКНИКИ-1941 года». / источник: группа школы МБОУ "Гаврилово-Посадская СШ N°2" в сетях (https://vk.com/gpschool2)

«ВЫПУСКНИКИ-1941 года». / источник: группа школы МБОУ "Гаврилово-Посадская СШ N°2" в сетях (https://vk.com/gpschool2)

«ВЫПУСКНИКИ-1941 года». / источник: группа школы МБОУ "Гаврилово-Посадская СШ N°2" в сетях (https://vk.com/gpschool2)

«ВЫПУСКНИКИ-1941 года». / источник: группа школы МБОУ "Гаврилово-Посадская СШ N°2" в сетях (https://vk.com/gpschool2)

За 5 дней до войны

В музее школы №2 города Гаврилов Посад Ивановской области хранится альбом «Выпускники-1941 года». В 1975 году одна из выпускниц 8-го класса 1941-го года обратилась в местную газету в поисках одноклассников, — и через год они встретились. Это дало начало этому уникальному альбому, наполненному черно-белыми фотографиями, которыми поделились уже повзрослевшие выпускники, и надписями, сделанными от руки. 

«Моя семья — мое богатство»

В музее школы №4 города Михайловска Ставропольского края кроме богатой экспозиции по истории края и его жителей, есть раздел «Моя семья — мое богатство», в котором собраны материалы и фотоальбомы учителей, родословные учеников, альбомы выпускников.

«Родословное древо Раздора»

В школе села Раздор Астраханской области школьники и учителя реализовали проект «Родословное древо Раздора». Они построили древо основателей села, которое насчитывает 14 поколений и более 1800 персон. 18-ти метровый экспонат — результат труда слаженной школьной команды, теперь бережно хранится в школьном музее и постепенно дополняется.

1966 11"Б"(из коллекции Владимира Федоровича Овчинникова)  / источник Лицей "Вторая школа" Московская физико-математическая школа №2 (school2.ru)

1966 11"Б"(из коллекции Владимира Федоровича Овчинникова)  / источник Лицей "Вторая школа" Московская физико-математическая школа №2 (school2.ru)

Альманах к юбилею Черемхово

В музее школы № 8 к юбилею родного города Черемхово Иркутской области школьники собрали историко-краеведческий альманах, который открывает полную картину прошлого и настоящего города и его жителей. Ребята посвятили много времени изучению архивов самого города, музея, местных предприятий и организаций. В результате у них получилось оригинальное электронное пособие по краеведению и уникальная виртуальная экспозиция «Всегда на передовой», посвященная 25-летию Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов города Черемхово.

История школы в фотографиях

В лицее «Вторая школа» города Москвы собрали коллекцию фотографий выпускников, начиная с 1958 года. Организовал эту акцию сам директор, поделившись и своим личным архивом. Теперь на сайте школы можно найти учеников и учителей разных лет.

Ежегодно в первую субботу февраля отмечается День встречи выпускников. Если вы планируете посетить родную школу, загляните в ее музей, узнайте, какие сокровища в нем хранятся. А одноклассникам предложите сохранить историю класса, собрать интересные истории и фотографии. Кстати, это тоже можно сделать в сервисе Famiry. Достаточно создать отдельную базу «неродственников», завести на каждого ученика личную биографическую страницу и совместно их заполнять.

Исследуя школьные архивы, вы сможете открыть для себя уникальные факты о предках и их школьных годах. Каждая найденная запись — это грань их личности, добавляющая новые оттенки к вашей родословной. Не бойтесь задавать вопросы краеведам, архивариусам и даже директорам школ, ведь там, на страницах архивов, может скрываться ваша удивительная история.