Маленькие помощники: что умели дети 100 лет назад
Сергей Лобовиков, “Красавицы”, 1914-1916 / источник: Центр визуальной культуры BÉTON, Москва
Что умеют современные дети? Наверное, сейчас родители излишне оберегают их от работы. Поэтому и кажется, что все свободное время дети проводят за компьютером или «в телефоне». А еще 100 лет назад 10-летняя девочка умела и печь натопить, и воды из колодца принести, варить и стряпать, прясть и ткать, чистить керосиновую лампу, ухаживать за скотиной, работать на сенокосе, рыбачить, нянчиться с младшими детьми и много чего еще. Захотелось разобраться, почему дети так изменились. И изменились ли вообще?
Когда мы начинаем восстанавливать свою родословную, узнавать о предках, то больше начинаем интересоваться историей, чтобы понять и представить, как жили наши родственники в прошлые века, чем занимались, каков был их быт. В то же время мы привыкли перепроверять все услышанное в исторических источниках.
Очевидно, что эта трудолюбивая 10-летняя девочка была из семьи крестьян. А так как до середины прошлого века это было самое многочисленное сословие на Руси, получается, что такими были большинство детей.
Чтобы убедиться, так ли это было на самом деле, стоит обратиться в библиотеки, полистать периодику XIX — начала XX в., найти рассказы, очерки, воспоминания современников наших предков — тех, кто жил в деревнях, видел крестьянскую жизнь. Возможно, события, обрисованные в их сочинениях, окажутся художественным вымыслом, но обстановка зачастую не придумана, а описана такой, какой она и была. И это не только произведения классиков — Тургенева, Чехова, Некрасова, но и публикации малоизвестных авторов — сельских священников, педагогов.
КНИГИ О ДЕРЕВНЕ
Быт крестьян, в том числе детей, описан, например, в рассказах писателей XIX в. — Д. В. Григоровича, А. А. Потехина и др.
«Для крестьянских детей, живущих в деревнях при родителях, вся зима — непрерывный праздник: работы на их долю достается не много, и работа, по их мнению, вся легкая, веселая, гулящая: наколоть дров, натаскать их в избу, наносить из сарая корму, поскать цевок, где есть в дому точа (перемотать нитки на большую катушку на ткацком станке. — Famiry), а тут и гуляй... Впрочем, такое приволье только для маленьких детей, а чуть паренек или девушка повыросли, перешли за десять — одиннадцать лет, их уже и зимою стараются посадить на такую работу, которая бы приносила в дом лишнюю деньгу: если отец знает какое ремесло, он обучает ему сына, а выучивши, сажает на обязательный суточный урок (определенную норму изделий, которую ребенок должен был сделать за сутки. — Famiry) или отдает в ученье мастерству на сторону, а девушек сажают за гребень — прясть, или за стан ткать, коли никакого дела, а где есть в околотке фабрики, то стараются пристроить на них для какой-нибудь подходящей работы» (А. А. Потехин. Крестьянские дети).
Действительно, дети в деревне с раннего детства во всем помогали родителям, многое умели, знали о полевых работах, заготовках на зиму, уходе за скотиной и домашнем хозяйстве. Это было необходимо, чтобы помочь прокормить семью, а также чтобы дети были приспособлены к жизни с ранних лет, ведь из-за бедности, эпидемий, необходимости в тяжелой работе средняя продолжительность жизни была невысока. Семьи тогда были многодетными, и старшие дети всегда ухаживали за младшими. Д. В. Григорович в рассказе «Деревня» (и других) подробно описывает, как дети с пяти лет нянчились с малышами, не особо церемонясь с ними, — как могли, так и управлялись.
ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ
Детский труд в семье или на заработках был в то время обычным делом, поэтому о нем много не писали. Большинство таких статей принадлежат перу приходских священников, которые сетовали на то, что детям некогда ходить в школу, некогда учиться, что зачастую дети в школе отдыхают от тяжелого домашнего труда.
«Дети сельских жителей, являясь серьезным подспорьем в домашнем хозяйстве каждого крестьянина, делали очень часто пропуски в занятиях. Оставаясь дома для уборки скота, отправляясь в поле за снопами или в лес за дровами, школьники зачастую в школе не бывали по неделе» (Благовещенские епархиальные ведомости. Благовещенск. 1917. № 7/8).
«Лишь только ребенок стал подрастать, начал привыкать ходить, он поступает на попечение 5–7-летней сестренки, которая нянчится с ним, смотрит, наблюдает и ухаживает за ним. Растет дитя само собою до 10–13-ти лет. С этих лет оно становится рабочей силой в семье. Мальчику дают то или иное занятие по хозяйству: он ездит с отцом в лес по дрова, помогает отцу в пашне, в сенокосе, в уборке хлеба; девочка, кроме нянчанья с меньшими детьми, прядет лен или коноплю, приучается к шитью и, по мере нужды, в летнее время помогает матери в уходе за огородом, а затем вместе с мальчиками принимает участие в полевых и сенокосных работах» (Харьковские епархиальные ведомости. Харьков. 1914. № 9).
Зачастую и родители не пускали детей в школу — у них не было возможности потерять хоть и на время дополнительные рабочие руки. С другой стороны, никем не опровергалась польза физического труда. В школах, приютах, детских колониях уделялось большое внимание трудовому воспитанию. При образовательных учреждениях обязательно были огороды, мастерские, где дети осваивали основные хозяйственные работы и ремесла. Подобные мастерские открывались и при училищах для детей более знатных родителей.
«Ручной труд в значительной степени способствует выработке нравственных привычек и полезных навыков: развивается внимательное и добросовестное отношение к труду, развертываются творческие способности, изобретательность, приобретается ловкость и сила крупных и мелких мышц, изощряется зрение и т. д.» (Сибирская жизнь. Томск. 1909. № 130).
КАРТИНЫ И ФОТОГРАФИИ
Кроме книг, о жизни и работе крестьянских детей можно узнать по картинам и фотографиям позапрошлого и начала прошлого веков. Кроме известной картины В. Г. Перова «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»), детский труд и быт запечатлены на картинах Ф. В. Сычкова, И. М. Прянишникова, К. Е. Маковского.
У Федота Сычкова и Иллариона Прянишникова все больше изображены веселые беззаботные дети, но встречаются и те, что заняты каким-либо делом, например на картинах «У хаты», «Трудный переход» или «Дети на рыбалке». Много писал крестьянских детей художник Константин Маковский: «Дети, бегущие от грозы», «Крестьянские мальчики стерегут лошадей», «Рыбачки», «Пастушки», «Сенокос» и другие.
Подобными сюжетами интересовались и фотографы: Вильям Каррик, С. А. Лобовиков.
А ЧТО В ГОРОДЕ?
Вряд ли ребенок, родившийся и выросший в городе, умел доить корову или знал, когда пора жать зерновые. Но в городах, в семьях мещан и купцов дети взрослели также рано. Купцы привлекали детей с 10 лет к работе в своих лавках (так прошло детство и А. П. Чехова) и готовили их заменить отца в его торговых делах. Многие другие небогатые жители при первой возможности отправляли своих сыновей на заработок на фабрики или учениками к ремесленникам, дочерей — в домработницы или няни. Средние и мелкие чиновники старались пристроить своих детей с раннего возраста в какие-нибудь конторы. Работающие дети помогали поддерживать финансовое благополучие. Кроме того, они получали возможность раньше продвинуться по служебной лестнице (благодаря выслуге лет) и получить чины.
«В то время любви к детям не пересаливали… Их держали в духе подобострастия, чуть ли не крепостного права, и они чувствовали, что созданы для родителей, а не родители для них» (В. А. Сологуб).
В городских училищах, а тем более в сиротских домах обязательно преподавалось какое-либо ремесло, а изделия, сделанные воспитанниками, шли на продажу. Сироты часто набирались на работу на различные мануфактуры или «жили в людях», работая у «достаточных хозяев». Впрочем, и деревенские дети с 10–12 лет нанимались на эти же фабрики, чтобы принести в семью дополнительные деньги. Занимались какими-либо промыслами или ремеслами.
«Вообще крестьянские дети гуляют на полной свободе очень недолго и очень рано приучаются добывать деньги самостоятельным трудом. Я знаю, например, мальчиков-горшечников, лет одиннадцати — двенадцати, которые обязаны сделать для отца в сутки до пятидесяти горшков» (А. А. Потехин).
Несмотря на то, что существовало законодательство, ограничивающее использование детского труда, такие работники были вполне обычным явлением, как в сельской местности, так и в городах. Нередко в газетах можно было встретить объявления «требуется нянька — крестьянская девочка лет 12–14» или «требуется мальчик в лавку».
«В настоящее время не многие дети знают, что такое радости, веселье, резвость, наслаждение: не многие живут действительно по-детски… Наши дети не имеют времени быть детьми: они должны работать, и <...> многие учащиеся до того устают, переутомляются, что не только теряют аппетит, но даже теряют сон — „отвыкают от сна“» (2-й съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России 1895–96. XIV секция — ремесленного ученичества в мастерских. — СПб.: «Владимирская» Паровая Типо-Лит. Мордуховскаго. 1898).
Так же как и в деревне, городские родители не спешили отдавать детей в школы — они просто не видели в этом смысла. Дети чаще всего готовились пойти по стопам отца, работать в его мастерской или лавке, а не постигать науки, которые, казалось бы, в жизни не пригодятся.
Зажиточные горожане, наоборот, с 5–7 лет приставляли к детям домашних учителей, а после отдавали их в училища. Богатые купцы старались дать своим детям хорошее образование, необходимое для успешного ведения дела, а дочерям — скромное, для престижа семьи.
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ
Сейчас большая часть населения страны живет в городах, соответственно, и детей городских больше. Именно с ними, с их распорядком дня, с их бытом сравнивают детей прошлого. Современный городской ребенок большую часть дня проводит за учебой, физическая нагрузка у него в основном только в спортивных секциях, досуг предпочитает проводить за компьютерными развлечениями. Он помогает дома по мере необходимости. И обо всех тех делах, что умели крестьянские дети его возраста 100 лет назад, знает лишь из книг. Но у него и нет в них необходимости.
А вот современные деревенские дети по-прежнему с малых лет помогают по хозяйству: в огороде и на поле, в хлеву и в доме. Они привыкли много и достаточно тяжело работать. Для них это до сих пор естественно. При этом они совмещают домашние дела с учебой.
Итак, что умели 10-летние дети 100–200 лет назад и что умеют сейчас:
Разные эпохи — разные дети. Но всегда — самые лучшие.
Кстати, все успехи своего ребенка, его новые достижения можно отмечать прямо в семейном древе в сервисе Famiry на его расширенной странице с биографией. Здесь можно самостоятельно добавлять блоки: фотографии и интересные истории. Позже их интересно будет читать, удобно делиться с родственниками и вместе вспоминать это счастливое время — детство.