Все темы

Уроки семьеведения

314
Светлана Лискова

С 1 сентября 2024 года во всех школах России появится новый предмет — «Семьеведение».

ЧТО БУДУТ ИЗУЧАТЬ НА УРОКАХ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ?

Первоцелинники шофер Анатолий и учительница Алевтина Березанские вечером дома с детьми. Казахская ССР, Кустанайская область, совхоз «Краснодонский», 1959 г. Источник: Валентин Хухлаев, Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Первоцелинники шофер Анатолий и учительница Алевтина Березанские вечером дома с детьми. Казахская ССР, Кустанайская область, совхоз «Краснодонский», 1959 г. Источник: Валентин Хухлаев, Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

В этом году, который был объявлен Годом семьи, с новой силой возобновились обсуждения о необходимости ввести в школьную программу уроки семьеведения. С их помощью планируется сформировать у детей позитивное отношение к созданию семьи, объяснить, как создавать здоровые и устойчивые семейные отношения, разобрать различные аспекты совместной жизни: межличностные, психологические, правовые. И конечно, большое внимание будет уделено семейным ценностям и традициям. Кроме того, в школьный курс семьеведения планируют включить изучение родословной и составление семейного древа.

Подобная дисциплина преподавалась в школе и в советское время (в 1980-е гг.). Она называлась «Этика и психология семейной жизни». Учебником для нее служила хрестоматия, в которой были собраны статьи о любви и браке известных педагогов, писателей и политических деятелей — Н. Гоголя, Н. Чернышевского, К. Цеткин, М. Горбачева и др.

«Материнство». Москва, 1965 г. Источник: Игорь Гневашев, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Материнство». Москва, 1965 г. Источник: Игорь Гневашев, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

О важности крепкой семьи беседуют со школьниками и сейчас в рамках изучения других предметов. В начальной школе это уроки литературного чтения и окружающего мира, в средней — основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР). У старшеклассников эти темы затрагиваются на уроках биологии, обществознания и ОБЖ. Кроме того, уже два года в школах проходят внеурочные занятия «Разговоры о важном», в которые также часто включаются темы семьи, семейных отношений и традиционных ценностей.

Семьеведение призвано объединить эти разрозненные уроки в один предмет, упорядочить и структурировать материал.

«На улице снег». Москва, 1969 г. Источник: Валерий Усманов, архив Валерия Усманова / История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«На улице снег». Москва, 1969 г. Источник: Валерий Усманов, архив Валерия Усманова / История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Министерство просвещения РФ еще несколько лет назад рекомендовало регионам ввести внеурочный предмет «Семьеведение» в школах. Некоторые прислушались. Уже сейчас более чем в 30 регионах во многих школах есть такой урок. Но с 1 сентября 2024 года он станет обязательным для всех учащихся 10–11-х классов и студентов колледжей и техникумов.

Точной программы дисциплины пока еще не утверждено. В настоящее время она находится в активной разработке, как и учебные пособия и курсы подготовки для преподавателей. Как заявила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова, семьеведение будет проходить в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы в безоценочном формате.

Разработать программу Министерство просвещения доверило Институту изучения детства, семьи и воспитания.

«Смеющиеся дети». 1963 г. Источник: Всеволод Тарасевич, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Смеющиеся дети». 1963 г. Источник: Всеволод Тарасевич, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Очевидно, что работа с подростками по формированию традиционных семейных ценностей, подготовке к будущей семейной жизни, рождению и воспитанию детей сегодня необходима», — отметили в институте.

Специалисты изучили уже накопленный опыт и большое количество существующих учебников по семьеведению, после чего разработали и презентовали проект нового курса. В нем 4 раздела, включающих темы: взаимоотношения в семье, преодоление конфликтов, здоровый образ жизни, семейный бюджет, ответственное родительство, меры господдержки семей и т. п.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» (34 АК. Ч., ПРОЕКТ)

«Солнышко». Москва, 1961 г. Источник: Дмитрий Воздвиженский, Нина Свиридова, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Солнышко». Москва, 1961 г. Источник: Дмитрий Воздвиженский, Нина Свиридова, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Новоселье». 1970-е гг. Источник: Георгий Розов, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Новоселье». 1970-е гг. Источник: Георгий Розов, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Отец и сын». Москва, 1960 г. Источник: Игорь Гневашев, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Отец и сын». Москва, 1960 г. Источник: Игорь Гневашев, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Дети на велосипеде». 1960-е гг. Источник: Борис Косарев, семейный архив Марии Косаревой, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Дети на велосипеде». 1960-е гг. Источник: Борис Косарев, семейный архив Марии Косаревой, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Первое сентября». Москва, 1970 г. Источник: Дмитрий Воздвиженский, Нина Свиридова, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Первое сентября». Москва, 1970 г. Источник: Дмитрий Воздвиженский, Нина Свиридова, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Карусели в городском парке». Калининградская область, город Гусев, 1980–1985 гг. Источник: Петр Кулик, архив Евгения Викторовича Ахматова, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Карусели в городском парке». Калининградская область, город Гусев, 1980–1985 гг. Источник: Петр Кулик, архив Евгения Викторовича Ахматова, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Модули/темы
Часы
1. ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
8
1.1. Моя семья: настоящее и будущее
1
1.2. Семья в жизни человека и общества: ценность семьи и семейные ценности
2
1.3. Семейные традиции и уклад семьи
2
1.4. Вариантивный компонент: итоговый проект «Моя семья и культурные традиции России»
3
2. ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
12
2.1. Основы семейных отношений и культура общения в семье
2
2.2. Отношения до брака: дружба, любовь, выбор спутника жизни
2
2.3. Молодая семья: начало совместной жизни
2
2.4. Семья: родители и дети
2
2.5. Преодоление семейных кризисов и конфликтов. Взаимоотношения поколений в семье
2
2.6. Вариативный компонент: итоговый проект «Мастерская счастливых отношений»
2
3. БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ
8
3.1. По согласованию с Минздравом России
1
3.2. По согласованию с Минздравом России
1
3.3. Здоровый образ жизни семьи: правильное питание, режим дня, гигиена сна, полезные привычки
2
3.4. Цифровая гигиена и безопасность
1
3.5. Психологическое здоровье современной семьи
1
3.6. Вариативный компонент: итоговый проект «Здоровая семья — благополучная семья»
2
4. СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ
6
4.1. Семейная политика Российской Федерации и меры государственной поддержки семьи
1
4.2. Внешние и внутренние ресурсы семьи
1
4.3. Быт и досуг современной семьи
1
4.4. Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности супругов
1
4.5. Вариативный компонент: итоговый проект по материалу курса
2
34
Семья на кухне. 1970-е гг. Источник: Всеволод Тарасевич, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Семья на кухне. 1970-е гг. Источник: Всеволод Тарасевич, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Первый раздел — о семейных ценностях. В ранее рекомендованном курсе по семьеведению они касались в основном отдельно взятых супругов и их детей. Теперь в раздел планируют включить и сохранение истории, традиций семьи и рода. На занятиях школьники будут создавать семейное древо, дополнять его рассказами о жизни предков и других родственников. Это поможет детям увидеть связь с предыдущими поколениями и почувствовать себя частью рода и его возможными продолжателями. А практические задания, такие как беседа с родственниками, совместный разбор семейного альбома и т. п., помогут укрепить отношения в семье, создать более теплую и доверительную атмосферу.

Пока неизвестно, ограничится ли исследование истории семьи в рамках дисциплины интервью с родственниками и разбором семейного архива или дети получат и азы поиска архивной информации.

«Мужчина с ребенком». Сахалинская область, пгт Ноглики, 1968 г. Источник: Юрий Садовников, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Мужчина с ребенком». Сахалинская область, пгт Ноглики, 1968 г. Источник: Юрий Садовников, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Мало того, что мы прописали [в программу] генеалогическое древо, я сейчас проговаривала с Министерством просвещения, чтобы мы взяли пилотные школы, пилотные классы в разных регионах России. И мы бы отработали, как ребята смогут в каждом регионе, на уровне своего города какой-то архив найти, обратиться через интернет в архив. Вообще [понять], как это работает» (из интервью первого зампреда комитета нижней палаты парламента по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяны Буцкой радиостанции «Говорит Москва» 14.04.2024).

Проект программы курса подразумевает вариативность. Т. е. школы, где уже ведется предмет «Семьеведение», могут использовать свои наработки или менять план уроков с учетом, например, национальных и региональных особенностей.

СЕРВИС FAMIRY В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКАМ

«Городской роддом». Челябинск, 1977 г. Источник: Сергей Васильев, Государственный исторический музей Южного Урала / История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Городской роддом». Челябинск, 1977 г. Источник: Сергей Васильев, Государственный исторический музей Южного Урала / История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Уже сейчас многие старшеклассники увлекаются генеалогией. И легко справятся с заданиями по истории рода на уроках семьеведения, а возможно, даже смогут научить и одноклассников, как искать информацию и узнавать больше. Они и их родители оценили удобство построения древа в сервисе Famiry. Многие семьи строят древо совместно, даже если у каждого свой аккаунт. Кроме того, в сервисе Famiry каждому родственнику в древе можно оформить расширенную страницу, где собрать биографию, фотографии, документы и другие материалы в цельный рассказ о нем.

Чтобы представить результат своего исследования в школе, семейную схему можно сохранить в формате pdf и распечатать или отправить ссылку для просмотра древа учителю и продемонстрировать его на экране в классе.

Кстати, знание истории своей семьи и умение строить генеалогическое древо пригодятся школьникам не только на уроках семьеведения. Тема «Отношения между поколениями» была включена и в курс обществознания в раздел «Человек и его социальное окружение», несмотря на то, что со следующего учебного года количество часов на этот предмет в школе планируется существенно сократить. Кроме таких вопросов, как роль и функции семьи, семейные роли и семейные ценности, в нее включаются изучение родословия семьи и знакомство с понятием династий и их ролью в истории России.

«Куколка». Москва, 1976 г. Источник: Владимир Богданов, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

«Куколка». Москва, 1976 г. Источник: Владимир Богданов, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Новый курс «Семьеведение» призван помочь подросткам в будущем построить крепкие, здоровые семейные отношения, с учетом опыта собственной семьи и истории рода. По словам главного научного сотрудника Института изучения детства, семьи и воспитания Алексея Александровича Майера, «в курсе сделан акцент на опыт поколений и на сохранение живой исторической памяти, которая касается многопоколенных и межпоколенных связей, в современных семьях».

А сервис Famiry поможет оформить результаты изучения семейных отношений, ценностей и традиций максимально удобно, полно и интересно.

Читайте также

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО