Хранители истории Ленинграда-Петербурга — о семье и однофамильцах советского маршала Дмитрия Устинова
В октябре 2023 года стартовал проект «Петербург. Дома и люди», объединивший историков, генеалогов и общественных деятелей. Его целью является сохранение памяти о людях, живших в городе во время блокады.
«По разным оценкам, во время блокады погибло от 650 тысяч до 1,2 миллиона ленинградцев. Установлены фамилии более 600 тысяч человек. Такое количество людей сложно представить, но понять огромный масштаб трагедии можно, посмотрев на каждый петербургский дом и узнав, сколько жителей этого дома умерли во время блокады, в большинстве своем — от голода».
Основная идея проекта — разместить на каждом доме, где жили погибшие в блокаду, табличку «Блокадный адрес» с QR-кодом, ведущим на страницу дома, говорят авторы проекта.
Для каждого блокадного дома на сайте 1703.su созданы страницы с именами погибших. А в этой статье для блога Famiry авторы проекта «Петербург. Дома и люди» решили рассказать историю Устиновых — родственников советского руководителя и их соседей.
Путь советского маршала
За две недели до начала Великой Отечественной войны 32-летний директор ленинградского завода «Большевик» Дмитрий Устинов был назначен народным комиссаром вооружений. Именно он в течение всей войны и еще 12 лет после ее окончания отвечал за всю оборонную промышленность Советского Союза. Потом Дмитрий Федорович был назначен министром оборонной промышленности СССР, затем заместителем Председателя Совета Министров СССР, стал Маршалом Советского Союза.
После 1941 г. вся жизнь Устинова была связана с Москвой, куда он переехал из Ленинграда с женой и двумя маленькими детьми. Там он умер, и его прах захоронен в Кремлевской стене.
Сегодня прочитать биографию Дмитрия Федоровича можно в книгах, на интернет-сайтах, его имя носит Балтийский государственный технический университет.
Генеалогией семьи Устинова занимаются и независимые историки, и сотрудники БГТУ им. Устинова. А IT-сервис Famiry построил древо семьи Устиновых и создал персональную карточку Дмитрия Федоровича, где можно познакомиться с его жизнеописанием.
Брат маршала: другая судьба
Петр, брат будущего маршала Советского Союза Дмитрия Федоровича Устинова, родившегося в 1908 г. в Самаре, был на 18 лет старше.
В Первую мировую он участвовал в Брусиловском прорыве, в Гражданскую воевал в Чапаевской дивизии. С 1928 г. служил в Ленинграде, преподавал в Военно-механическом институте, где потом у него учился его брат Дмитрий.
В 1936 г. Петра арестовали, лишили званий. Потом освободили, вернули звания и восстановили на военной кафедре института. В январе 1938 г. снова арестовали, и 2 апреля Петр Федорович в возрасте 47 лет умер в тюрьме. Семья Петра Федоровича осталась жить в доме на Кондратьевском.
Ленинградская история
У Петра Федоровича было две семьи. С первой женой он официально развелся в 1924 г., но фактически расставание произошло не позже 1922 г. Мы изучаем ленинградскую историю, и в центре нашего внимания именно вторая семья.
Про нее было известно, что в семье жили четыре человека: вдова Петра Федоровича Полина Александровна Устинова (Акинфеева) (1898 — 27.05.1976) и трое детей: Евгений (род. 21.11.1922), Владимир (1925–1942) и Борис (1928–1942).
Небольшую страницу истории этой семьи можно узнать из статьи Н. А. Ломагина «Битва за Ленинград. Стратегии сторон и „революционная“ риторика в письмах во власть (1941–1942)» в журнале «Звезда» (№ 5, 2020). Там цитируется письмо П. А. Устиновой первому секретарю обкома А. А. Жданову с мольбой о помощи:
«Скажу о себе. Старший сын-студент с первого дня войны ушел добровольцем в народное ополчение, тяжело ранен, 7 декабря вывезен на аэроплане, дальнейших сведений не имею, сама участница Гражданской войны, инвалид, муж — партизан, командовавший крупными частями, в 1938 г. умер, осталась с троими детьми, брат мужа — нарком вооружения, и вот сейчас ребенок в комнате при температуре 5 градусов ниже ноля умирает от голода».
На письме резолюция Жданова: «Нужно оказать помощь».
Что дал архивный поиск
Вот что нам удалось еще собрать про семью Устиновых из книги памяти «Блокада» и информационных ресурсов петербургских архивов.
Полина Александровна с семьей жила в 417-й квартире дома 40, корпус 8, на Кондратьевском проспекте, работала буквально в 200 метрах от дома кассиршей в кинотеатре «Титан». Старший сын Евгений был студентом Горного института. Когда началась война, 6 июля он был призван в Ленинградскую армию народного ополчения.
Начиная с 18 сентября 1941 г. Евгений Петрович Устинов служил в артиллерии. Сначала в 85-м артиллерийском полку 157-й стрелковой дивизии, потом в 45-м полку 13-й стрелковой дивизии. Дивизия обороняла Ленинград на Южном направлении и располагалась не дальше двух километров от того места, где сегодня находится аэропорт Пулково.
Вот запись из журнала боевых действий 13 СД за 18.11.1941:
«Противник активности пехотными соединениями не проявлял и вел редкий арт. мин. огонь по переднему краю и тылам. В 11:20 к Верхн. Койрово подъехали 2 мотоцикла и 2 бронемашины, которые в дальнейшем скрылись в лощине по направлению к Венерязи. Разведгруппы полков вернулись без результата. Наши потери: 2 раненых».
Видимо, один из этих двоих — Евгений Устинов. Именно 18 ноября он оказался в госпитале, где через 3 дня ему исполнилось 19 лет. В госпиталях он провел почти три месяца — до 7 февраля 1942 г. На этом война для солдата Евгения Устинова закончилась. В карточке Ленинградского РВК г. Москвы, датированной 1988 г., написано, что инвалид Великой Отечественной войны рядовой Евгений Петрович Устинов прослужил 7 месяцев и 5 дней.
Первая блокадная зима
Вернемся в Ленинград, в первую, самую тяжелую блокадную зиму. Оба младших брата Евгения умерли в марте 1942 г. В какой из дней марта умер Борис, неизвестно, а Владимир умер 17-го. Где они похоронены, тоже неизвестно, но, скорее всего, это одно из двух кладбищ — Богословское или Пискаревское.
Старший сын Евгений вернулся к матери только 27 июля 1944 г. Буквально через два дня, 29 июля, Полина Александровна была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Через месяц, 31 августа, Евгений тоже получил такую медаль, и тоже как «лицо из гражданского населения» — студент Горного института.
Другие Устиновы
Устиновы — распространенная фамилия. В одном доме с семьей Полины Александровны в квартире 387 жила семья однофамильцев. Иван Федорович (1898 г. р.) работал кладовщиком на заводе ГОМЗ, а его жена Мария Семеновна (1901 г. р.) — на заводе КИНАП. После войны эти два завода станут одним знаменитым объединением — ЛОМО.
У Ивана и Марии, как и у Полины, тоже перед войной было трое сыновей: Владимир (1924 г. р.), Арнольд (1926 г. р.) и Юрий (1927 г. р.). Глава семьи Иван Федорович умер в феврале 1942 г., а Мария Семеновна — 16 апреля 1942 г. В домовой книге рядом с именами Владимира и Юрия нет отметок с датой смерти, а написано лишь слово «умер». Только рядом с именем Арнольда нет никаких отметок, и нам не удалось выяснить его судьбу.
Устиновы из 417-й квартиры умерли от истощения. Такой однозначный вывод можно сделать из письма Полины Александровны Жданову. Устиновы из 387-й квартиры тоже, как и большинство ленинградцев, скорее всего, умерли от голода. Он не пощадил ни племянников всесильного наркома вооружений, ни простую семью ленинградских рабочих, ни многих других.
Нам же остается долг Памяти. Мы должны сохранять известные и искать забытые имена ленинградцев.
Где искать сведения о ленинградцах
Если вы хотите изучить историю какой-либо семьи, которая жила Ленинграде в 1941–1944 гг., для этого есть большой массив оцифрованной информации.
Во-первых, правительство Петербурга издало книгу памяти «Блокада», в 35 томах которой сохранены более 600 тысяч имен погибших в блокаду. Эта книга размещена на сайте «Возвращенные имена».
Во-вторых, Государственный архив Петербурга создал два информационных ресурса. На одном можно найти имена нескольких сотен тысяч человек, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», а на втором собраны имена эвакуированных.
В-третьих, есть всем известный портал «Память народа».
И наконец, в-четвертых, есть еще один уникальный ресурс, тоже собранный Государственным архивом Петербурга, — домовые книги (ЦГА СПб, фонд Р-7965). Значительная часть домовых книг отсканирована, и с ними можно ознакомиться на сайте Архивы Санкт-Петербурга.
Если мы посмотрим все эти ресурсы и сложим информацию, то мы сможем приоткрыть семейные истории петербуржцев.
Проект «Петербург. Дома и люди»
В центре наших изысканий история города и особенно истории людей, которые жили и умирали во время блокады. Мы развиваем проект «Петербург. Дома и люди». Основная идея проекта — разместить на домах, в которых ленинградцы жили в блокаду, адресные таблички с QR-кодом — ссылкой на страницу дома на сайте http://www.1703.su со списком его погибших во время блокады жителей. Еще у проекта есть телеграм-канал, где публикуются истории петербургских домов и их жителей.
Мы мечтаем, чтобы у каждого петербургского дома появился хранитель истории, который найдет и изучит судьбы людей, живших там.
И тогда частью этой большой истории станут летопись дома 40, корпус 8, на Кондратьевском проспекте и истории двух семей Устиновых.