Все темы

История в елочных игрушках

1277
Вера Гиренко

Как появились и эволюционировали елочные игрушки: от настоящих яблок и свеч
к стеклянным космонавтам и ракетам

Новый, 1936 год в советских школах, детских садах и домах пионеров встречали на иголках — еловых. Причиной тому стала статья в «Правде» от 28 декабря под названием-императивом «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Веселиться подрастающее поколение призывал соратник Сталина и второй секретарь Компартии Украины Павел Постышев, что стало для всей страны большим сюрпризом. Ведь украшение елки было официально запрещено в советском государстве с 1929 г., обычай считался буржуазным и совершенно неподходящим для строителей «светлого будущего». Да, небольшие деревца тайно украшали в некоторых семьях, но теперь требовался масштаб: согласно директиве сверху, елка должна быть большой и красиво наряженной. Где взять украшения?
В ход пошли все возможные средства — вата, обернутые в фольгу грецкие орехи, фрукты, конфеты в ярких фантиках, самодельные снежинки, детские игрушки…

Сначала были звезды

Возможно, совсем немногие тогда, в 1936-м, понимали, что действуют совсем как жители Германии XVI в., украшавшие «вечное дерево» самыми доступными способами в честь Рождества. По легенде эта традиция прижилась после того, как однажды реформатор христианства Мартин Лютер вернулся необычайно вдохновленным с ночной зимней прогулки под небом, усеянным звездами, и решил украсить дома ель свечами в память о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении Иисуса Христа. Так было положено начало истории елочных игрушек.

Традиционное празднование Рождества в Германии в XVI в.

Традиционное празднование Рождества в Германии в XVI в.

Первое время их символика была исключительно религиозно-библейской. Яблоки заставляли вспомнить про запретный плод Эдема, а вафли напоминали о пресных хлебах, используемых во время причастия. Дополнением композиции могли быть картонные ангелы, изготовленные ремесленниками вручную. Такой елочный декор мог использоваться очень долго, если бы не произошла одна неприятность.

Несъедобные «яблоки»

В 1848 г. в Германии случился неурожай яблок — немцы не пили свежий игристый сидр и готовы были отказаться и от эдемских плодов на рождественской елке. Но решить проблему с украшениями вызвались стеклодувы из местечка Лауша в Тюрингии. Они создали искусственные стеклянные «яблоки», которые не просто успешно заменили привычное украшение, но и дали старт регулярному производству елочных игрушек. 

Новая технология выдувания стекла позволила делать игрушки сложных форм

Новая технология выдувания стекла позволила делать игрушки сложных форм

Сначала это ремесло было трудоемким и вредным для здоровья, ведь шары выдувались из тяжелого зеркального стекла и покрывались изнутри слоем свинца — он придавал изделиям уютно мерцающий блеск. Однако прогресс не стоял на месте — уже в 1867 г. технология изменилась. На смену свинцу пришел нитрат серебра, стекло стало более легким, и благодаря газовой горелке стало возможно получать не только шары, но и более сложные фигуры, например ангелов. Их расписывали вручную серебряной и золотой пылью.

Удивительно, что вплоть до второй половины XIX в. елочные игрушки производили исключительно в Лауше. Оттуда они экспортировались в страны Европы и в Россию, где любили праздновать Рождество по немецкому образцу.

«Бусы повесили, встали в хоровод…»

Догадайтесь, кто решил, что Рождество в России должно отмечаться так же, как в Европе — с богато наряженной елкой? Конечно, Петр I! Будучи молодым человеком, он гостил в Германии. Больше всего его воображение поразило «вечное дерево», на котором вместо шишек были конфеты, орехи и яблоки. Став царем, он издал указ,
в котором говорилось, что отмечать Новый год следует так же, как в просвещенной Европе. Историки утверждают, что на какое-то время придворная жизнь оживилась благодаря зимним балам в домах знати, где в качестве символа лояльности власти красовались пышные и богато украшенные ели. Однако после смерти Петра I эта традиция забылась и вернулась в российские дома только в 1819 г., когда император Николай Павлович по настоянию своей супруги Александры Федоровны поставил во дворце новогоднюю ель.

В.И. Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского. 1900 г.

В.И. Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского. 1900 г.

А.Ф. Чернышев. Рождественская елка в Аничковом дворце. 1848 г. 

А.Ф. Чернышев. Рождественская елка в Аничковом дворце. 1848 г. 

Наряжали праздничное деревце в императорской России по-европейски, но не обошлось без нововведений — к фруктам, свечам и сладостям щедро добавляли драгоценности из дамских шкатулок. Нитки жемчуга, бриллиантовые колье, бусы из полудрагоценных камней отражали свет и увеличивали сияние.

Именно бусы стали первым, что начали производить на первой российской мануфактуре по производству елочных игрушек. Стеклодувное предприятие в Круговской волости Клинского уезда открыл князь Александр Меньшиков в 1848 г., потому что поблизости были обнаружены залежи кварца. Со временем к бусам стали добавляться традиционные яблоки-шары и более сложные формы. Эти украшения высоко оценили на Российских мануфактурных выставках 1861 и 1865 г., а также на Всемирной выставке в Париже в 1889 г.

«Красная» елка

После официального возвращения в СССР традиции украшать елку с 1936 г. фабрики по производству стеклянных игрушек стали расти как грибы после дождя — в Москве, в Ленинграде, в Нижнем Новгороде... И неудивительно, ведь власть расценивала главный символ Нового года как орудие пропаганды: религиозный подтекст праздника был упразднен, венчать дерево должна была отныне пятиконечная звезда — символ Красной армии, а «наряд» дерева должен был соответствовать актуальной социально-политической повестке. 

«Рабочие», «пионеры» и «моряки» украшали советскую новогоднюю елку в 1937 г.

«Рабочие», «пионеры» и «моряки» украшали советскую новогоднюю елку в 1937 г.

Во время Великой Отечественной войны елочные игрушки делали из солдатских погон, проволоки и оружейных гильз

Во время Великой Отечественной войны елочные игрушки делали из солдатских погон, проволоки и оружейных гильз

Коллекционеры антиквариата утверждают, что по елочным игрушкам легко «читается» история советского государства. Так, в 1937-м — в год страшных репрессий, коснувшихся всех несогласных с политикой СССР — новогоднее дерево украшали «пионеры», «красноармейцы», «всадники в буденовках», «спортсмены», «рабочие», «моряки» и прочие идеологически благонадежные «типажи».

С началом войны было решено не отказываться от едва укрепившейся традиции празднования Нового года. Елки в те годы украшали игрушками, изготовленными в условиях тотального дефицита декоративных средств. В ход шли солдатские погоны, металл, проволока и даже гильзы от патронов — они становились основой для миниатюрных корабликов, мельниц, самолетиков и велосипедов, которые на большинстве елок раздавали детям в качестве подарков от Деда Мороза.

Производство игрушек на мирную тему началось после 1947 г. На какое-то время власти вспомнили, что Новый год — это, прежде всего, детский праздник. Елку стали украшать стеклянные персонажи сказок. Из хвои на ребят и их родителей смотрели Кот в сапогах, доктор Айболит, Красная Шапочка, Иван Царевич…

Гагарин стал главным героем в 1960-е гг.

Гагарин стал главным героем в 1960-е гг.

В 1960-е гг. к ним добавился другой всеобщий любимец — правда, вполне реальный герой. Юрий Гагарин в скафандре и шлеме с буквами «СССР» стал прототипом для фигурок космонавтов, украшавших все елки большой страны на протяжении многих лет. 

Наряду с другой главной героиней «оттепельного» десятилетия — царицей полей кукурузой, которой Хрущев планировал заменить пшеницу.

Елочные украшения 1970-1980-х гг. отличает идеологический аскетизм — игрушки стали просто игрушками, без явного злободневного подтекста. Шесть шишек или шесть шаров в картонной коробке — таким был лучший подарок на Новый год. Особенно если этот набор из ГДР, на территории которой оказалась та самая стеклодувная артель в Лауше, отсчитывающая свои традиции с XIX в.

«Весело-весело встретим Новый год!»

В России Новый год по праву считается главным праздником. И дело здесь, вероятно, не только в длинных каникулах, позволяющих отдохнуть и набраться сил, и даже не в неистребимой и стойкой, тайной или явной вере в чудеса, вложенной в каждого с детства, а в редкой, но такой необходимой возможности осмыслить время. Подвести итоги года минувшего, спланировать будущие 365 дней, и непременно под наряженной елкой — символом перехода на новый этап.