Все темы

Старые вещи в доме: как разгадать историю предмета

1579
Анна Зверкова

Старые вещи в доме: хлам или драгоценность?

Товары на Удельном рынке в Санкт-Петербурге

Товары на Удельном рынке в Санкт-Петербурге

В последнее время стало очень популярно так называемое расхламление. Эксперты считают, что предметы, которыми человек не пользуется долгое время, необходимо выкинуть. Если ввести в поисковик словосочетание «старые вещи», то первыми в списке будут статьи о том, как выкинуть хлам из дома. К сожалению, в подобных статьях не рассматривается вопрос о том, как отличить настоящий хлам от предметов, которые могут оказаться ценными. Ведь одно дело, когда мы отправляем в мусорку свои старые джинсы, а другое — когда мы выкидываем память о наших предках. Таким образом, среди претендентов на выброс могут оказаться книги, фотографии, школьные тетрадки и другие памятные предметы, которые необходимо беречь.

Иногда с предметами из прошлого поступают более лояльно. Вместо того чтобы выкидывать их, люди размещают объявления о продаже. Так, на интернет-площадках можно часто встретить продающуюся фарфоровую посуду периода СССР, шкатулки с ручной росписью, латунные подсвечники, винтажные вазы и другие ретровещи. Ведь ценность таких предметов заключается не только в красоте, но и в уникальных посланиях, которые они в себе хранят. Иногда такие послания могут открывать нам даже глобальные исторические пласты. Так, одна старая фотография может стать проводником к истории целого города. Все это стоит сравнительно недорого, но несет в себе большую ценность. Люди не задумываются о том, что вместе с бабушкиным сервизом они могут продавать историю о предках, а значит, о самих себе.

Многие жители Москвы так привыкли к современному ее виду, что, вполне возможно, не призна́ют столицу на снимках XIX–XX вв. Вот, к примеру, один из них.

Владимир Алексеевич Гиляровский

Владимир Алексеевич Гиляровский

Это фотография из коллекции Владимира Алексеевича Гиляровского — выдающегося журналиста, писателя, краеведа Москвы. Совсем недавно, 1 октября 2022 г., исполнилось 87 лет с момента его смерти.

На снимке изображен самый криминальный район конца XIX в. — Хитровка. Большая площадь рядом с р. Яузой, окруженная облупленными домами, лежала в сырой низине. Дома были ночлежками, а ютилось в них до десяти тысяч человек.

Здесь подрядчики нанимали рабочих. Барыжники, карманники промышляли на этой площади. Даже власть боялась Хитровки. «Но меня сюда тянуло неотвратимо…» — признавался Гиляровский. Его волновали искалеченные судьбы, человеческие драмы этого района.

Дом «Утюг» на Хитровской площади, первая половина XX в.

Дом «Утюг» на Хитровской площади, первая половина XX в.

Таким образом, старая фотография может многое рассказать об истории родного города, стоит только внимательно ее изучить. Присмотритесь — может, такие снимки есть и в вашем семейном архиве.

Только советской власти удалось облагородить площадь. Недавние трущобы в краткие сроки были отделаны под чистые квартиры и заселены мирными рабочими. Эти здания стоят там и теперь.

Наслаждаясь прогулками по Хитровской площади, жители современного города вряд ли задумываются об истории, которую скрывают симпатичные дома. Сложно поверить, что один из самых дорогих районов Москвы когда-то был самым опасным.

Дом «Утюг» на Хитровской площади в наши дни

Дом «Утюг» на Хитровской площади в наши дни

Как Сальвадор Дали разгадал историю одной картины

Жан-Франсуа Милле

Жан-Франсуа Милле

Ее написал Жан-Франсуа Милле, работа получила название «Анжелюс» — по первым словам молитвы “Angelus Domini”, что означает «Ангел Господень». Сюжет этой картины, по общепринятому мнению, заключается в молитве крестьян для хорошего урожая. Но особо тонкое восприятие ценителей искусства часто наводило на мысли о том, что с этой картиной не все так просто. Среди этих ценителей оказался и сам Сальвадор Дали, который с детства чувствовал, что от картины веет грустью, безысходностью и смертью.

На чайных парах, гобеленах, репродукциях и прочих вещах из прошлого века довольно часто присутствует изображение картины, популярной в конце XIX — начале XX в.

Жан-Франсуа Милле. «Анжелюс». 1857–1859 гг.

Жан-Франсуа Милле. «Анжелюс». 1857–1859 гг.

Если изучить творчество Дали, во многих его работах можно обнаружить отсылки к упомянутой картине. Очевидно, что сюжет «Анжелюса» будоражил воображение художника.

Сальвадор Дали. «Архитектонический „Анжелюс“ Милле»

Сальвадор Дали. «Архитектонический „Анжелюс“ Милле»

Сальвадор Дали. «Атавизм сумерек»

Сальвадор Дали. «Атавизм сумерек»

Сальвадор Дали был буквально одержим идеей разгадать истинный смысл работы Жана-Франсуа Милле. По его мнению, с ней определенно было что-то не так. Не зря и заказчик работы — американский художник Томас Эллтон — отказался от картины без объяснения причин. После этого автору пришлось переделать сюжет, перед тем как показать миру свое творение.

Когда работа была представлена, люди разглядели в «Анжелюсе» простоту и благочестие мирных крестьян — это их заворожило. Вскоре репродукции появились почти в каждом французском доме. Когда картина была выставлена на продажу, за нее долгое время яростно боролись французские и американские агенты.

Альфреду Шошару, издателю исторического журнала о Лувре, удалось откупить у американцев картину за 800 000 франков — французы назвали этот жест «патриотическим». Все они еще не знали, какое открытие об «Анжелюсе» совершит Сальвадор Дали.

Фрагмент картины, переписанный Милле

Фрагмент картины, переписанный Милле

В шестидесятые годы начали делать рентгеновские снимки полотен. Сальвадор Дали на тот момент уже стал известным художником и решил запросить у Лувра анализ картины, которая не давала ему покоя. Рентгеновские лучи действительно открыли истинную суть «Анжелюса»: корзинка с картошкой скрывала за собой маленький гробик с мертвым младенцем.

Когда ребенок крестьян рождался мертвым или его не успевали крестить, они шли хоронить младенца в поле. Видимо, Жан-Франсуа Милле изобразил именно такой сюжет в первоначальной версии работы. «Я всегда чувствовал смерть в этой картине…» — сказал потрясенный Дали. Несмотря на то, что большинство людей не чувствовали никакого противоречия в «Анжелюсе», великому художнику удалось разгадать истинную суть картины.

Возможно, и за вашей сервизной чашкой скрывается непростая история.

Интересное в обыкновенном: как разгадать историю своей вилки

Интересные истории могут скрываться и за вполне обыкновенными вещами. Чтобы их разгадать, даже не нужно прибегать к рентгенограмме или глубокому историческому поиску, как героям двух предыдущих сюжетов. Достаточно внимательно осмотреть предмет, грамотно воспользоваться Интернетом и опросить ближайших родственников.

В квартирах или на дачах очень часто встречаются столовые приборы времен СССР. Они прочные и, как говорится, «неубиваемые». На первый взгляд, такие вилки и ложки не вызывают подозрений — мы привыкли ими пользоваться, не задумываясь, откуда они у нас взялись. Но наверняка они тоже хранят в себе определенную историю. Такие столовые приборы есть и у меня. Давайте попробуем разгадать, что скрывает одна из советских вилок.

Вилка завода имени Т.Г. Шевченко

Вилка завода имени Т.Г. Шевченко

Столовые приборы завода имени Т.Г. Шевченко

Столовые приборы завода имени Т.Г. Шевченко

Внимательно осмотрев вилку, я обнаружила на ней клеймо «ЗiШ». Информацию в Интернете не пришлось долго искать — оказалось, что вилка выпущена заводом имени Т.Г. Шевченко. Этот завод существует уже более 150 лет, выпуская продукцию до сих пор. Основали его немецкий промышленник Генрих Нейфельд и его компаньон голландец Клоассен. Тогда в моду начали входить изделия из «нового серебра» (мельхиора). Такие столовые приборы стоили намного дешевле серебряных, но выглядели и звучали точно так же. Так как точки производства подобных приборов в выбранной основателями локации не было, продукция завода быстро стала популярной и до сих пор хранится во многих семьях.

Следующее клеймо на вилке — «нержцо-95». Это значит, что основной сплав изделия — нержавеющая сталь. Далее идет подразделение по химическому составу (Co — кобальт). Цифра «95» означает класс качества, то есть основные свойства или область применения. Моя вилка предназначена для частого использования.

Клейма на вилке

Клейма на вилке

Последнее клеймо на вилке — знак качества СССР. Такой знак был введен в 1967 г. с целью повышения эффективности производства и сохранялся до 1991 г. Это буква «К», обозначающая качество. Она повернута на 90 градусов и символизирует собой пятиконечную звезду — государственный символ СССР. 

Такие столовые приборы, как правило, передаются от старших родственников, но об этом мало кто помнит. Если же постараться узнать, от кого досталась такая ложка или вилка, вполне возможно, вы обнаружите ряд интересных историй: кто из семьи был первым владельцем приборов, как они у него появились (может, они были чьим-то подарком на юбилей или другие праздники), как они оказались у вас.

Я решила спросить у мамы, помнит ли она, откуда у нас появились эти столовые приборы. Оказалось, что этот набор подарили моему дедушке, когда тот работал директором, в 1970-е гг. Набор долгое время хранился, а однажды его «передарили» моей маме. Она же, в свою очередь, отдала его мне, когда я переезжала в Москву. Как выяснилось, моя вилка была старше меня больше чем в два раза и проделала длинное путешествие, прежде чем попасть на мою кухню.

Вот такие интересные истории могут хранить в себе предметы вашего дома. Присмотритесь повнимательнее к тому, что вас окружает, и попробуйте разгадать скрытые послания вещей самостоятельно.

Читайте также

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО