Высоцкий и его «Высота»
Слова «Высоцкий» и «высота» не просто созвучны, они стали неотделимы друг от друга. В том числе благодаря новому невероятному высокотехнологичному шоу «Высота». Это «живой» концерт Владимира Высоцкого, где перед зрителями выступает сверхреалистичная цифровая копия певца. И название — это не просто одна из его знаменитых песен.
Высота — это концепция всей его жизни и творчества: на вершине, на краю, на грани...
Высоцкий о высоте

Владимир Высоцкий с матерью Ниной Максимовной, май 1950 г. Фото Н.Львова. Источник: Новиков В. И. Высоцкий. Мне есть, чем оправдаться перед Ним. — М: Молодая гвардия, 2021
Владимир с детства тянулся к высоте. Как вспоминала мать, Нина Максимовна, его первой фразой была «Вот она, луна!».
Он рос не по годам развитым ребенком, рано начал ходить и говорить, уже в два года с ходу запоминал объемные и серьезные стихи. И везде находил благодарную публику, будь то праздник или бомбоубежище. При этом для своего выступления всегда старался забраться повыше, хотя бы встать на стул.
…Хотел быть только первым —
Такого попробуй угробь!
(из песни Владимира Высоцкого «Натянутый канат»)

IT-платформа Famiry — сервис для самостоятельного изучения истории семьи и составления интерактивного родословного древа и биографий родственников по архивам и через поиск совпадений.
СОХРАНЯЙТЕ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СЕМЬИ В FAMIRY.RU.
Опасность его манила всю жизнь. А близкие вспоминали, что он обладал каким-то даже безрассудным бесстрашием.
«На съемках "Интервенции", где он играл революционера-подпольщика, он должен был спрыгивать в зал с балкона высотой в 2,5 метра, но, пробегая по перилам, сорвался в том месте, где высота была около семи. “Снимай!..” — падая, орал он оператору, — и тот снимал…» (Людмила Абрамова).

Фотооткрытка «Владимир Высоцкий в роли Бродского». Кинофильм «Интервенция». Из коллекции открыток «Владимир Высоцкий». Источник: Благодарненский районный историко-краеведческий музей имени Петра Федоровича Грибцова

Х/ф «Вертикаль». Источник: ГБУК г.Москвы "Государственный музей Владимира Высоцкого"
Одна из самых знаменитых песен Высоцкого — «Песня о друге». Она звучит в фильме «Вертикаль» о группе альпинистов, где исполнитель сыграл радиста Володю. В Кабардино-Балкарии у подножия горы Эльбрус есть памятник и музей, посвященные тому периоду жизни Высоцкого, когда он снимался в «Вертикали». Перед съемками актер прошел серьезное обучение основам альпинизма, познакомился и подружился с настоящими покорителями вершин и горцами. Их рассказы и жизнь в горах вдохновили его на знаменитые песни «Прощание с горами», «Вершина», «Баллада об альпийских стрелках» и др. В фильм вошли пять песен Высоцкого. Написанная тогда же «Скалолазка» в фильм не попала, но тоже стала хитом. А «Песня о друге» стала настоящими гимном горных туристов и альпинистов.
После выхода фильма резко возросло число желающих покорить горные вершины. Эта картина принесла Высоцкому всесоюзную популярность; по словам писателя Николая Андреева, после выхода фильма «известность Высоцкого рванула <…> вертикально вверх».
Тема высоты есть и в военном цикле творчества Высоцкого: «Песня летчика», «Як-Истребитель», «Их восемь — нас двое» и другие. Песни о военных летчиках, о воздушных боях, о боевом товариществе и самоотверженности написаны настолько ярко и исполнялись так животрепещуще и искренне, что ветераны принимали Высоцкого за своего, не задумываясь о том, что во время войны он был еще ребенком.
Семен Владимирович, отец барда, считал, что если бы его сын родился раньше, он непременно бы сбежал на фронт.
Высота в стихах Высоцкого — это цель, символ предела, мера чести и силы.

Владимир Высоцкий с отцом Семеном Высоцким и его женой Евгенией Лихалатовой. Эберсвальд, Германия, 1947 год. Источник: Георгиев Л. Владимир Высоцкий: Встречи, интервью, воспоминания. — М: Искусство, 1991
«Я вообще стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти...» (В. Высоцкий).
«Вершина» (фрагмент)
Здесь вам не равнина — здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
«Песня о друге» (фрагмент)
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг — а так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймёшь, кто такой.
«Песня летчика» (фрагмент)
Мы крылья и стрелы попросим у Бога,
Ведь нужен им ангел-ас.
А если у них истребителей много —
Пусть пишут в хранители нас!
Хранить — это дело почётное тоже:
Удачу нести на крыле
Таким, как при жизни мы были с Серёжей
И в воздухе, и на земле.
Высоцкий на высоте

Фотооткрытка «Владимир Высоцкий – студент Школы-студии МХАТ». Из коллекции открыток «Владимир Высоцкий». Источник: Благодарненский районный историко-краеведческий музей имени Петра Федоровича Грибцова
Но Высоцкий не просто пел о высоте, он жил и творил «на высоте»: постоянно в напряжении, на пике эмоций, в борьбе с системой и с самим собой. Об этом говорят многочисленные воспоминания, оставленные друзьями, коллегами и родственниками музыканта.
После окончания школы-студии МХАТ он работал по распределению в театре имени Пушкина, но не нашел там себе места, все были какие-то эпизодические роли, а хотелось чего-то большего. Несколько раз его увольняли за пьянство и вновь восстанавливали.
«После окончания Школы-студии я начал работать: где-то болтался, прыгал-прыгал, все искал куда? Работал в Театре имени Пушкина, там что-то случилось, поступал в театр “Современник”» (Владимир Высоцкий).
Работавший в то время в «Современнике» Михаил Козаков рассказывал, что на пробах актеру нужно было сыграть что-нибудь из действующего репертуара театра. Самым логичным было бы выбрать те роли, которые тогда игрались слабовато и продемонстрировать свое превосходство. Но Высоцкий выбрал роли, которые играли мэтры, ведущие актеры Олег Табаков и Евгений Евстигнеев. Это было безрассудством. На показе Высоцкий сыграл неплохо, но не блистательно. До Табакова и Евстигнеева ему тогда и впрямь было еще далеко. В «Современник» Высоцкого не взяли.
Немного снимался в кино, стал писать песни и пытался их продать. Тогда он жил уже со своей второй женой, Людмилой Абрамовой, она ждала Никиту, и денег катастрофически не хватало.
Одним из первых, кто разглядел в творчестве Высоцкого звезду был Иосиф Кобзон. Владимир предложил тогда уже известному артисту свои песни для исполнения, но ответ был: «Никто твои песни петь не будет, но ты их будешь петь сам! Поверь мне, пройдет не так уж много времени, и ты сам станешь с ними выступать. А пока возьми у меня в долг — вернешь, когда появятся деньги!» (из воспоминаний Людмилы Абрамовой).

В.С.Высоцкий — Галилей в спектакле «Жизнь Галилея» по пьесе Б.Брехта. 17.05.1966. Источник: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Любимов Ю.П. на репетиции. Источник: ГБУК г.Москвы "Государственный музей Владимира Высоцкого"
А потом Юрий Любимов начал реанимировать Театр драмы и комедии (позже ставший Театром на Таганке) и собирать новую труппу. В нее был принят и Высоцкий. На этот раз на показе он исполнял свои песни под гитару.
Любимов сильно преобразил театр и его репертуар. Спектакли шли не только на сцене, они начинались еще перед зданием, продолжались в фойе, когда зрителей встречали не просто билетеры, а актеры. В представления вносились элементы буффонады и акробатики, пантомимы и цирка. И после спектакля отслеживался успех не только по внешним эмоциям зрителей, но и по их «голосованию» с помощью ящиков разного цвета, в которые нужно было бросить билет в зависимости от того, насколько понравился спектакль.
«Входят три человека в зал с оружием. Стреляют… Громко, пахнет порохом, летит пыль, некоторых слабонервных даже уносят… Но они там отлежатся, их принесут, они досматривают. Жертв не было, стреляют не в зрительный зал, а вверх, и все больше холостыми патронами» (Высоцкий о спектакле «10 дней, которые потрясли мир»).

В.С.Высоцкий — Хлопуша в спектакле «Пугачев» по поэме С.Есенина. 17.11.1967. Источник: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Именно такая атмосфера нужна была Высоцкому, чтобы раскрыться в полной мере. О первых работах труппы метко написал театральный критик того времени Г. Бояджиев, назвав одну из первых рецензий о «Таганке» «Стая молодых набирает высоту» (журнал «Советская культура», 1965 г.). Другие называли спектакли слишком эпатажными. Но актеры в них искали себя. Характер постановок Таганки: резкость, импульсивность, эмоциональность, неуемная энергия — были созвучны с характером Высоцкого. Здесь он двигался вверх, к своей высоте. В некоторые спектакли с успехом добавляли авторские песни Владимира Высоцкого в его же исполнении.
«Он абсолютно владел залом, он намагничивал воздух, он был хозяином сцены. Не только из-за его неслыханной популярности. Он обладал удивительной энергией, которая, саккумулировавшись на образе, как луч сильного прожектора, била в зал. Это поле натяжения люди ощущали даже кожей. Я иногда в мизансценах специально заходила за его спину, чтобы не попадать под эту сокрушающую силу воздействия» (актриса Алла Демидова).
Там же в 1967 году на репетиции спектакля «Пугачев» увидела его в образе Хлопуши, рвущегося из цепей, будущая третья жена Марина Влади. В каждом образе Высоцкий был на высоте, входил в напряжение и держал в напряжении зрителей. Будь он Хлопушей, Галилеем или Гамлетом.
В конце жизни Высоцкий стал все больше отходить от театра, отдавая предпочтение концертам и кино.
«Театр был делом его жизни, а песни, его поэзия — судьба» (Алла Демидова).

Фотооткрытка «Концертные выступления Владимира Высоцкого». Фотограф В. Плотников. Из коллекции открыток «Владимир Высоцкий». Источник: Благодарненский районный историко-краеведческий музей имени Петра Федоровича Грибцова
Друзья и коллеги вспоминали, что он пел везде. Когда рядом была гитара — он пел. Пел о том, что волновало всех и каждого, метко и остро попадая в самую суть. Евтушенко называл Высоцкого «поющий нерв эпохи».
«Часто спрашивают в различных письмах — не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли и т.п. Это из-за того, что все мои песни написаны от первого лица.
Я всегда говорю “я”, но вовсе не оттого, что через все это удалось пройти… потому что понадобилось бы много жизней, чтобы во всех шкурах побывать. Просто основная моя профессия актерская, и мне часто приходится влезать в шкуру другого человека и от его имени играть… Но главное, во всех моих песнях есть мое собственное мнение и отношение к тому, о чем пою, к предмету, о котором я разговариваю в этой самой песне. Поэтому я имею право говорить “я”. Вот оттого эти песни так и называются песни-монологи» (Владимир Высоцкий).
Но это были не просто песни-монологи, это были песни-моноспектакли, где Высоцкий был и автором, и режиссером, и актером.
«Я хочу петь про людей, которые находятся в самой крайней ситуации: в момент риска.., людей на самом краю пропасти, на краю обрыва. Я их чаще нахожу в тех [военных и послевоенных] временах, либо там — в горах, либо там — под водой»
(Владимир Высоцкий).

Экслибрис «Ex libris Г.И. Кизеля. Стихи песни Высоцкого». Источник: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

Репетиция. Актер Владимир Высоцкий и режиссер Михаил Швейцер. Фильм "Маленькие трагедии". 1979 г. Источник: ГУК "Государственный центральный музей кино"
Но за популярностью стояла огромная работоспособность. Не жалея сил. Иногда он пел на сцене по шесть часов в день, давал по пять концертов. В один из таких дней 25 июля 1979 г. в Алма-Ате у него случилась клиническая смерть. Тогда врачи продлили его жизнь. Но как оказалось, всего на год. Это его не остановило, он продолжал мчаться по жизни вперед и вверх.
В конце жизни чувствовал себя очень плохо, но продолжал играть на сцене и давать концерты, за кулисами дежурил врач, иногда Высоцкий убегал к нему, потом возвращался и снова входил в образ.
«Вот хочу, хочу сегодня концерт провести просто так, легко, но на второй песне завожусь и провожу уже на всю железку до конца» (В. Высоцкий по воспоминаниям А.В. Эфроса).
Высоцкий был многогранен: это был не только актер театра и кино, певец и поэт, он писал и прозу, начинал заниматься режиссурой и написанием сценариев, но не успел…
«Он сорвался на самой высокой ноте…» (Алла Демидова).
«Упрекают нас, работавших с ним вместе, что не уберегли, что заставляли играть в предынфарктном состоянии. Оправдываться трудно, но я иногда думаю: способен ли кто-нибудь руками удержать взлетающий самолет, даже если знаешь, что после взлета он может погибнуть. Высоцкий жил самосжигаясь. Его несло. Я не знаю, какая это сила, как она называется: судьба, предопределение, миссия? И он — думаю, убеждена! — знал о своем конце, знал что сердце когда-нибудь не выдержит этой нечеловеческой нагрузки и бешеного ритма. Но остановиться не мог...» (Алла Демидова).

Сцена из спектакля «Десять дней, которые потрясли мир». Театр на Таганке. 1965 год. Фото А. Гаранина. Источник: Музей российской фотографии

👉 Телеграм-канал Famiry: не пропустите новые статьи — здесь все о генеалогии и изучении семейной истории: @famiry.

Спектакль «Памяти Владимира Высоцкого». 25.07.1981. Московский театр драмы и комедии на Таганке. Источник: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
После смерти барда Театр на Таганке поставил спектакль «Владимир Высоцкий». В спектакле были сцены из постановок, где он раньше играл, его песни, его стихи, его голос. Как описывала постановку актриса Алла Демидова: «Главное, что было в спектакле — эффект присутствия самого Высоцкого. Эффект присутствия был потому, что каждый из нас, читая его стихи, слушая его записи, представлял его буквально, видел перед глазами».
Но спектакль запретили, а Любимову был вынесен выговор. Возобновили его только через несколько лет. Но «эффект абсолютного присутствия Высоцкого, к сожалению, ушел» (Алла Демидова).
И вот теперь через 45 лет поставила перед собой амбициозную задачу добиться эффекта присутствия певца компания «Цифровые легенды».
Высоцкий «Высота»

В.С.Высоцкий. Спектакль «Гамлет». 29.11.1971. Московский театр драмы и комедии на Таганке. Источник: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
«Я постарался через все времена, через все залы протащить вот то настроение, которое у меня было с моими друзьями, с которыми мы сидели вместе за дружеским столом, — это настроение доверия, раскованности, свободы, полной непринужденности. И главное, желания услышать с их стороны, и желания спеть — с моей. Если эту атмосферу мне удается сохранить или сделать так, чтобы она установилась в зале, — это самая большая награда и больше ничего не надо. Я так понимаю, что моя миссия выполнена…» — так говорил Высоцкий о своих концертах.
👉 Компания «Цифровые легенды» возродила концерты Высоцкого на новом масштабном уровне. Абсолютно реалистичная цифровая 3D-копия легендарного барда «вживую» выступает на сцене вместе с аватарами других популярных артистов под аккомпанемент оркестра.

Шоу «Высоцкий. Высота». Источник: digitallegends.ru

Шоу "Высоцкий. Высота". Источник: из фотоархива Famiry
На своих концертах Высоцкий много общался с залом. Теперь он продолжает эту традицию — в своей неповторимой манере он не только поет, но и разговаривает со зрителями со сцены «Live арены». Да, организаторы не старались повторить концерты прошлого, они хотели вознести их на новую высоту.
Возможно, кто-то скажет, что Высоцкий и его гитара — это одно целое. А оркестр, который аккомпанирует певцу теперь — это уже совсем другое. Но и сам Высоцкий никогда не останавливался на достигнутом. И те, кто знал музыканта, соглашаются: это действительно он. Чтобы добиться такого эффекта, организаторы работали над проектом 2 года, изучали не только старые записи, фильмы, интервью, но и архивы, воспоминания, общались с теми, кто лично знал певца. Экспертом выступал и сын Высоцкого Никита.

IT-платформа Famiry — сервис для самостоятельного изучения истории семьи и составления интерактивного родословного древа и биографий родственников по архивам и через поиск совпадений.
Не только ваше древо, но и древа известных людей. Узнайте, есть ли у вас общие родственники.

Шоу «Высоцкий. Высота». Источник: digitallegends.ru
«Мы продлеваем его жизнь и наследие, стараясь сделать так, чтобы он обрел цифровое бессмертие» (Генеральный директор компании «Цифровые легенды» и генеральный продюсер шоу «Высоцкий. Высота» Александр Мамонов).
Движения и мимику для «оживления» Владимира Высоцкого «снимали» с талантливого актера Сергея Безрукова. Он ранее уже исполнял роль музыканта в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Тогда актер изучал жизнь своего персонажа, его манеры поведения, жесты, стиль общения и исполнения и т.п. В этот раз готовились еще более тщательно, вплоть до воспроизведения осанки, наклона головы, ассиметричной улыбки, напряжение мышц лица и других мельчайших деталей. И это ювелирная цифровая работа команды.
«Мы использовали все лучшее, что может предложить сегодняшний день:

Шоу «Высоцкий. Высота». Источник: фотоархив Famiry
Не дубль. Не копия. Новое сценическое воплощение Владимира Семеновича Высоцкого. Созданное с уважением, точностью и огромной ответственностью» (Алексей Лебедев, директор продакшн-студии «Цифровых Легенд»).
Полное погружение в новую реальность возможно только в «Live арене», никакой экран не сможет передать той энергетики, которую воссоздали «Цифровые легенды». Так же и раньше — те, кто знал актера лично, говорили, что в фильмах экран не передает той «психической энергии», которая исходила от Высоцкого на концертах и спектаклях.
Во время работы над проектом организаторы посетили другие концерты с «ожившими» звездами, которые уже давно проходят в России и за рубежом. И заявили, что их диджитал образ музыканта сделан еще более натуралистично и создает абсолютно полную иллюзию живого концерта.
Это новый вид искусства, позволяющий погрузиться в творчество легенды в современном звучании, заинтересовать современное поколение и продлить жизнь его наследия.

Шоу «Высоцкий. Высота». Источник: digitallegends.ru

Виниловая пластинка «Высоцкий. Высота». Источник: digitallegends.ru
Кроме того, была проведена большая работа над аранжировками легендарных песен. Два величайших оркестра: джаз-оркестр Георгия Гараняна и «Глобалис» — создают новую атмосферу и новый мир вокруг знаменитого голоса.
Отдельно еще до премьеры шоу был выпущен альбом «Высоцкий. Высота». А специально для ценителей это уникальное звучание высочайшего качества сохранено на виниловых пластинках лимитированной серии.
«Мы собрали звездную команду аранжировщиков и исполнителей, которые создали современное звучание, но передавая дух оригинала. Это не ремиксы, а новое прочтение: мы взяли лучшее из музыкального языка 2020-х и органично соединили с гениальностью Высоцкого. Результат превзошел все ожидания» (Александр Мамонов).

