Все темы

Борис Леонидович Пастернак: творческий путь

4137
Семейный Детектив

✡ РОДИЛСЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬЕ

ОТЕЦ (ХУДОЖНИК)
Леонид Осипович
1862–1945

МАТЬ (ПИАНИСТКА)
Розалия Исидоровна
1868–1939

БРАТ Александр (1893–1982)
СЕСТРА Жозефина (1900–1993)
СЕСТРА Лидия (1902–1989)

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве. Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками, музыкантами и писателями. В доме устраивались музыкальные вечера, в которых принимали участие А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов.

В 1900 г., во время второго визита в Москву, с семьей Пастернаков познакомился Райнер Мария Рильке. В 13 лет под влиянием композитора Скрябина Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).

ОБРАЗОВАНИЕ

«ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ...»

1901 г.

По предложению директора поступил сразу во второй класс 5-й Московской гимназии (сейчас московская школа №91). За год до этого не прошел по возрастному цензу.

1908 г.

Окончил курс композиторского факультета Московской консерватории. Окончил гимназию со всеми высшими баллами. Поступил на юридический факультет Московского университета.

1909 г.

По совету А.Н. Скрябина перевелся с юридического факультета на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

1912 г.

Изучал философию в Университете Марбурга (Германия) у главы марбургской неокантианской школы Германа Когена. Окончил МГУ, однако за дипломом не явился (диплом под номером 20974 сохранился в архиве университета).

 

§ ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА 

1910-е гг.

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО

КРУЖКИ И ГРУППЫ:

«Мусагет»

«Лирика»

«Центрифуга»

«ЛЕФ»

ПЕРВЫЕ СТИХИ — 1913 г.
(сборник группы «Лирика»)

ПЕРВАЯ КНИГА — 1914 г.
(«Близнец в тучах»)

После поездки в Марбург Пастернак отказался от философских занятий. Он начинает входить в круги московских литераторов, участвовать в различных кружках и группах. Первые стихи Пастернака и его первая книга воспринимались самим автором как незрелые.

Зиму и весну 1916 г. Пастернак провел на Урале, в Пермской губернии, в качестве помощника по переписке и отчетности управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского. Считается, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» стала Пермь.

1920–1930-е гг.

ОТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ

На конец 1920-х — начало 1930-х гг. приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР, его большой однотомник с 1933 по 1936 г. ежегодно переиздается. Пастернака называют лучшим поэтом СССР.

Однако к 1930-м гг. власти меняют к нему отношение — его упрекают в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», требуют идейной перестройки. Это приводит к первой полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы, его стихи приобретают более личный и трагический оттенок.

1940-е гг.

ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

©️ «ПОЛЖИЗНИ ОТДАЛ НА ПЕРЕВОДЫ — СВОЕ САМОЕ ПЛОДОТВОРНОЕ ВРЕМЯ».

В 1940-х гг. основным источником заработка Пастернака становятся переводы. В тот период им создаются ставшие классическими переводы многих трагедий У. Шекспира (в том числе «Гамлета»), «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.

Период с 1942 по 1943 г. Пастернак провел в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе репрессированной дочери Марины Цветаевой — Ариадне Эфрон. В 1943 г. выходит книга стихотворений «На ранних поездах», включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.

ГЛАВНЫЙ РОМАН ХХ В., САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ РУССКАЯ КНИГА В МИРЕ, ВЕРШИНА ТВОРЧЕСТВА ПАСТЕРНАКА ПО ОЦЕНКЕ САМОГО АВТОРА, ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КВЕНТИНА ТАРАНТИНО — «ДОКТОР ЖИВАГО».

РАБОТА НАД РОМАНОМ: 1945–1955 гг.

РАБОЧИЕ ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ:

  1. «Мальчики и девочки».
  2. «Свеча горела».
  3. «Опыт русского Фауста».
  4. «Смерти нет».

ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ — 1957 г., Италия (Feltrinelli).

Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, был негативно встречен властями и официальной литературной средой, отвергнут издателями из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны.

Книга вышла в свет в Италии в 1957 г. в издательстве Feltrinelli. Позже роман опубликовали в Голландии и Великобритании. ЦРУ США была организована раздача экземпляров книги советским туристам на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе, на Фестивале молодежи и студентов в Вене в 1959 г., а также распространение романа в странах социалистического блока.

«Я ВСЕГДА СТРЕМИЛСЯ ОТ ПОЭЗИИ К ПРОЗЕ, К ПОВЕСТВОВАНИЮ И ОПИСАНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, ПОТОМУ ЧТО ТАКАЯ ПРОЗА МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТОГО, ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ПОЭЗИЯ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ Я МОГУ СКАЗАТЬ: СТИХИ — ЭТО НЕОБРАБОТАННАЯ, НЕОСУЩЕСТВЛЕННАЯ ПРОЗА».

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ: ПРЕСЛЕДОВАНИЕ, ВЫНУЖДЕННЫЙ ОТКАЗ

«НЕ ЧИТАЛ, НО ОСУЖДАЮ!»

23 октября 1958 г. — постановление Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака».

27 октября 1958 г. — решение об исключении Пастернака из Союза писателей СССР.

ПРИСУЖДЕНИЕ

Ежегодно в период с 1946 по 1950 г., а также в 1957 г. Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 г. его кандидатура была предложена Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым русским писателем (после И.A. Бунина), удостоенным этой награды.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

Присуждение премии привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес. Выдвигались требования о высылке Пастернака из страны и лишении его советского гражданства. В официозной писательской среде премия была воспринята также негативно.

ОТКАЗ ОТ ПРЕМИИ

В результате массовой кампании давления Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал:

«В СИЛУ ТОГО ЗНАЧЕНИЯ, КОТОРОЕ ПОЛУЧИЛА ПРИСУЖДЕННАЯ МНЕ НАГРАДА В ОБЩЕСТВЕ, К КОТОРОМУ Я ПРИНАДЛЕЖУ, Я ДОЛЖЕН ОТ НЕЕ ОТКАЗАТЬСЯ. НЕ СОЧТИТЕ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ МОЙ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ».

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 

«Я СВЯЗАН С РОССИЕЙ РОЖДЕНИЕМ, ЖИЗНЬЮ, РАБОТОЙ... ВЫЕЗД ЗА ПРЕДЕЛЫ РОДИНЫ ДЛЯ МЕНЯ РАВНОСИЛЕН СМЕРТИ».

Несмотря на исключение из Союза писателей СССР, Пастернак продолжал оставаться членом Литфонда СССР, получать гонорары, публиковаться. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута.

Летом 1959 г. Пастернак начал работу над оставшейся незавершенной пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный рак легких в последние месяцы жизни приковал его к постели. Пастернак умер 30 мая 1960 г. на 71-м году жизни. Он был похоронен на Переделкинском кладбище.

РЕАБИЛИТАЦИЯ И ПАМЯТЬ

Негативное отношение советских властей к Пастернаку постепенно менялось после его смерти. В 1965 г. в серии «Библиотека поэта» было опубликовано почти полное стихотворное наследие поэта. В статьях о Пастернаке в Краткой литературной энциклопедии и в Большой советской энциклопедии о его творческих трудностях в 1960-х гг. рассказывается уже в нейтральном ключе.

1986 г.

На даче в Переделкине был основан первый в СССР музей Пастернака.

1987 г.

Отменено решение об исключении Пастернака из Союза писателей СССР.

1988 г.

Роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в Советском Союзе (журнал «Новый мир»).

1989 г.

Медаль Нобелевского лауреата была вручена в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку.

ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНА «ДОКТОР ЖИВАГО»

1965 г.
США
Режиссер: Дэвид Лин. В ролях: Омар Шариф, Джули Кристи, Род Стайгер.
2002 г.
США, Германия, Великобритания
Режиссер: Джакомо Кампиотти. В ролях: Кира Найтли, Сэм Нил, Ханс Мэтисон, Крис Маршалл.
2005 г.
Россия
Режиссер: Александр Прошкин. В ролях: Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова, Олег Янковский.

Материалы взяты из Интернета и открытых источников, все права принадлежат их авторам. Настоящий материал подготовлен в некоммерческих целях.