Все темы

Детство в дореволюционной России

1506
Александра Акименко

Школа, 1915 г. Источник: МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Развитие общества не стоит на месте, и постоянно происходят изменения во всех сферах. Как известно, каждое поколение детей, живущих даже в пределах одного региона, отличается философией и, конечно, обстановкой вокруг. А что насчет взгляда сквозь века? Расскажем в этой статье, как жили дети в дореволюционной России, что они умели и было ли у них детство.

БЫТ И ОБЯЗАННОСТИ

Крестьяне в поле, 1906–1908 гг. Источник: МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Крестьяне в поле, 1906–1908 гг. Источник: МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

В отличие от дворянских детей, у крестьянских не было отдельных комнат. Их семьи зачастую были большими, состояли из нескольких поколений, и все могли жить в одной избе. Однако разграничение пространства все же было, например, пожилые люди спали на печи, а у женщин был свой угол, в который мужчины не заходили. Там и висели люльки для младенцев. 

Крестьянские дети в дореволюционной России с ранних лет учились труду и ответственности. Примерно к двум-трем годам, когда ребенок уже умел ходить, начинался новый этап в его жизни. В теплое время года дети играли на лугу, пока родители работали в полях. Часто за ними присматривали старшие братья и сестры, но у них было немало своих забот, поэтому малыши вели уже вполне самостоятельную жизнь. 

Когда они становились немного старше, им начинали доверять некоторые дела: присмотреть за горшками с едой в печи, почистить овощи, сходить со старшими за грибами и ягодами и другие несложные задания.

Портрет девушки, собирающей малину. 1911 г. Источник: История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Портрет девушки, собирающей малину. 1911 г. Источник: История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

С пяти лет многие дети активно помогали по хозяйству: пасли гусей и коз, приносили в поле еду родителям. Девочки уже могли нянчить младших детей, а мальчики начинали помогать в полях, ремесленных и охотничьих делах.

Подростки же максимально включались в рабочий процесс взрослых, так как они уже были достаточно самостоятельны и многое умели:

  • пасли скот и ухаживали за животными,
  • доили коз и коров,
  • косили траву,
  • выращивали и собирали урожай,
  • боронили и пахали,
  • готовили,
  • прибирались в доме,
  • пряли, шили и вышивали,
  • помогали в охоте и рыбалке.

ОБРАЗОВАНИЕ

Ученики сельской школы, 1910–1917 гг. Источник: МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Ученики сельской школы, 1910–1917 гг. Источник: МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Большую роль в обучении крестьянских детей играла семья. Именно старшее поколение в первую очередь передавало детям все свои знания, умения и устное творчество.

В дворянских семьях было принято домашнее обучение, а крестьянские дети ходили в школу. В то время школы делились на:

  • одноклассные и двухклассные церковноприходские школы Св. Синода;
  • начальные школы;
  • ведомственные школы;
  • одно- и двухклассные сельские училища;
  • крестьянские школы грамоты. 
Урок чистописания с детьми проводит Вера Петровна Смирнова (урожденная Рябкова). Ташкент, 1906–1907 гг. Источник: Константин Смирнов, архив Владимира Александровича Карлова, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Урок чистописания с детьми проводит Вера Петровна Смирнова (урожденная Рябкова). Ташкент, 1906–1907 гг. Источник: Константин Смирнов, архив Владимира Александровича Карлова, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Не всем обучение было по карману, особенно учитывая то, что семьи часто были многодетными. Поэтому нередко школу посещал только старший ребенок, а затем дома он передавал свои знания младшим братьям и сестрам. В школе изучали грамоту, математику и церковные предметы. 

Постепенно школы становились значимым элементом в жизни населения. Учителя сельских школ зачастую организовывали быт и жизнедеятельность сельской общины. 

Конечно, для крестьян школы не заменяли передачу профессиональных знаний из поколения в поколение. И даже то, что ребенок ходил в школу, не отменяло того, что старшее поколение обучало его ремеслу дома.

Тем временем дворянские дети учились на дому. К ним были приставлены учителя, а то, какие предметы они будут изучать, выбирали родители. Также была распространена практика поездок за границу, где дети посещали разнообразные курсы, учились в местных учебных заведениях. В дореволюционный период, по большей части, мальчиков обучали военному делу, умению обращаться с оружием и держаться в седле.

ДЕТСКИЙ ТРУД

Рынок на Новой площади. Москва, 1898 г. Источник: собрание Г.А. Максимовой, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Рынок на Новой площади. Москва, 1898 г. Источник: собрание Г.А. Максимовой, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Законодательство в области детского труда подверглось изменениям еще в XIX в., начиная с 1882 г. Был введен ряд ограничений:

  • запрет на работу детей до 12 лет;
  • максимальное время рабочего дня в восемь часов установили для тех, кто был младше 15 лет;
  • не более четырех часов из восьми без перерыва;
  • запрет на работу по воскресеньям;
  • запрет на ночную работу;
  • запрет на работу на вредных производствах;
  • детям, не имеющим образования более одного класса, работодатель обязан был давать возможность обучаться не менее трех часов в день.
Заволжские кустари: ложкарное производство. Нижегородская губерния, деревня Чернуха, 1897 г. Источник: Максим Дмитриев, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Заволжские кустари: ложкарное производство. Нижегородская губерния, деревня Чернуха, 1897 г. Источник: Максим Дмитриев, МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)

Не в пользу детей произошли изменения в 1890 г. Так, допустимый рабочий день был увеличен с восьми часов до девяти. Кроме того, было разрешено ставить детям и ночные смены.

Детский наемный труд часто был выгоден работодателям (например, фабрикам), так как оплачивался в разы меньше, чем взрослый. Зачастую помимо большой продолжительности рабочего дня и высокой интенсивности (носили тяжести, работали с минимальным отдыхом) приходилось трудиться в очень неблагоприятных условиях.

Жизнь детей в дореволюционной России была далеко не самой легкой. Зачастую им приходилось работать практически наравне со всеми, рано взрослеть и постигать азы физического труда. Конечно, их жизнь не ограничивалась только помощью взрослым и работой. У детей находилось время для отдыха и игр. Например, девочки самостоятельно делали себе кукол, а мальчики — палки-лошадки и мячики, с которыми потом играли.