Детство в дореволюционной России
Школа, 1915 г. Источник: МАММ/МДФ, История России в фотографиях (russiainphoto.ru)
Развитие общества не стоит на месте, и постоянно происходят изменения во всех сферах. Как известно, каждое поколение детей, живущих даже в пределах одного региона, отличается философией и, конечно, обстановкой вокруг. А что насчет взгляда сквозь века? Расскажем в этой статье, как жили дети в дореволюционной России, что они умели и было ли у них детство.
БЫТ И ОБЯЗАННОСТИ
В отличие от дворянских детей, у крестьянских не было отдельных комнат. Их семьи зачастую были большими, состояли из нескольких поколений, и все могли жить в одной избе. Однако разграничение пространства все же было, например, пожилые люди спали на печи, а у женщин был свой угол, в который мужчины не заходили. Там и висели люльки для младенцев.
Крестьянские дети в дореволюционной России с ранних лет учились труду и ответственности. Примерно к двум-трем годам, когда ребенок уже умел ходить, начинался новый этап в его жизни. В теплое время года дети играли на лугу, пока родители работали в полях. Часто за ними присматривали старшие братья и сестры, но у них было немало своих забот, поэтому малыши вели уже вполне самостоятельную жизнь.
Когда они становились немного старше, им начинали доверять некоторые дела: присмотреть за горшками с едой в печи, почистить овощи, сходить со старшими за грибами и ягодами и другие несложные задания.
С пяти лет многие дети активно помогали по хозяйству: пасли гусей и коз, приносили в поле еду родителям. Девочки уже могли нянчить младших детей, а мальчики начинали помогать в полях, ремесленных и охотничьих делах.
Подростки же максимально включались в рабочий процесс взрослых, так как они уже были достаточно самостоятельны и многое умели:
- пасли скот и ухаживали за животными,
- доили коз и коров,
- косили траву,
- выращивали и собирали урожай,
- боронили и пахали,
- готовили,
- прибирались в доме,
- пряли, шили и вышивали,
- помогали в охоте и рыбалке.
ОБРАЗОВАНИЕ
Большую роль в обучении крестьянских детей играла семья. Именно старшее поколение в первую очередь передавало детям все свои знания, умения и устное творчество.
В дворянских семьях было принято домашнее обучение, а крестьянские дети ходили в школу. В то время школы делились на:
- одноклассные и двухклассные церковноприходские школы Св. Синода;
- начальные школы;
- ведомственные школы;
- одно- и двухклассные сельские училища;
- крестьянские школы грамоты.
Не всем обучение было по карману, особенно учитывая то, что семьи часто были многодетными. Поэтому нередко школу посещал только старший ребенок, а затем дома он передавал свои знания младшим братьям и сестрам. В школе изучали грамоту, математику и церковные предметы.
Постепенно школы становились значимым элементом в жизни населения. Учителя сельских школ зачастую организовывали быт и жизнедеятельность сельской общины.
Конечно, для крестьян школы не заменяли передачу профессиональных знаний из поколения в поколение. И даже то, что ребенок ходил в школу, не отменяло того, что старшее поколение обучало его ремеслу дома.
Тем временем дворянские дети учились на дому. К ним были приставлены учителя, а то, какие предметы они будут изучать, выбирали родители. Также была распространена практика поездок за границу, где дети посещали разнообразные курсы, учились в местных учебных заведениях. В дореволюционный период, по большей части, мальчиков обучали военному делу, умению обращаться с оружием и держаться в седле.
ДЕТСКИЙ ТРУД
Законодательство в области детского труда подверглось изменениям еще в XIX в., начиная с 1882 г. Был введен ряд ограничений:
- запрет на работу детей до 12 лет;
- максимальное время рабочего дня в восемь часов установили для тех, кто был младше 15 лет;
- не более четырех часов из восьми без перерыва;
- запрет на работу по воскресеньям;
- запрет на ночную работу;
- запрет на работу на вредных производствах;
- детям, не имеющим образования более одного класса, работодатель обязан был давать возможность обучаться не менее трех часов в день.
Не в пользу детей произошли изменения в 1890 г. Так, допустимый рабочий день был увеличен с восьми часов до девяти. Кроме того, было разрешено ставить детям и ночные смены.
Детский наемный труд часто был выгоден работодателям (например, фабрикам), так как оплачивался в разы меньше, чем взрослый. Зачастую помимо большой продолжительности рабочего дня и высокой интенсивности (носили тяжести, работали с минимальным отдыхом) приходилось трудиться в очень неблагоприятных условиях.
Жизнь детей в дореволюционной России была далеко не самой легкой. Зачастую им приходилось работать практически наравне со всеми, рано взрослеть и постигать азы физического труда. Конечно, их жизнь не ограничивалась только помощью взрослым и работой. У детей находилось время для отдыха и игр. Например, девочки самостоятельно делали себе кукол, а мальчики — палки-лошадки и мячики, с которыми потом играли.