Все темы

Где и как искать информацию о предках из духовного сословия

1267
Ольга Веселова

Если среди ваших предков или родственников были представители духовенства, вам непременно стоит попробовать восстановить их биографии. Конечно, исследование рода, относящегося к духовному сословию, — дело непростое, однако оно того стоит. При успешном стечении обстоятельств вы сможете узнать о том, где и когда родился, учился, служил ваш предок или родственник, каким был состав его семьи, имел ли он награды за свою службу, с какими жалобами и прошениями он обращался к руководству, как к нему относились прихожане и многое другое. При этом поиск сведений о предках из духовного сословия имеет свои нюансы и особенности. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Как формировалось духовное сословие в России?

Василий II Васильевич Темный — великий князь московский с 1425 г., пятый (младший) сын великого князя владимирского и московского Василия I Дмитриевича. Источник: портрет из Царского титулярника

Василий II Васильевич Темный — великий князь московский с 1425 г., пятый (младший) сын великого князя владимирского и московского Василия I Дмитриевича. Источник: портрет из Царского титулярника

Для начала стоит сказать несколько слов об истории духовного сословия. В Российской империи представители духовенства были освобождены от налогов, податей и телесных наказаний, равно как и от обязанности нести военную службу. Кроме того, они не привлекались к светскому суду.

Упоминания о первых священнослужителях на Руси относятся к середине X в., когда православие еще не успело стать государственной религией и распространялось на ее землях греческими проповедниками. Только пять столетий спустя, в 1440-х гг., Русская православная церковь вышла из подчинения константинопольского патриарха. Этому предшествовало неприятие русской церковью Флорентийской унии, которая была подписана на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438–1445 гг., в том числе и представителями Константинополя. Эта уния представляла собой соглашение об объединении Западной и Восточной церквей на условиях признания православной церковью латинской догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов. Среди подписавших соглашение был и русский митрополит, грек Исидор, которого затем московский князь Василий II Темный низложил как впавшего в «ересь латинства». В итоге Флорентийская уния в Русском государстве так и не вступила в силу. Именно тогда в Москве начала складываться концепция Третьего Рима и де-факто самостоятельной Русской православной церкви.

Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата, май 1590 г.

Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата, май 1590 г.

Акт Константинопольского собора 1593 г. об учреждении в России патриаршества. Источник: Государственный исторический музей (ГИМ)

Акт Константинопольского собора 1593 г. об учреждении в России патриаршества. Источник: Государственный исторический музей (ГИМ)

Учреждение же московского патриаршества произошло позднее, в 1589 г., когда митрополиту Иову Вселенским патриархом Иеремией II было присвоено патриаршее достоинство.

В XV в. на Руси было примерно 6,5 тыс. православных храмов и более 15 тыс. священнослужителей. Церкви строились и содержались всей общиной или же на деньги князей, бояр и зажиточных купцов.

Уже тогда храмы и церкви в крупных городах образовывали епархии, за пределами которых располагались церковные округа, именовавшиеся приходами. В каждом соборе и храме имелся свой причт. В его состав входили священник (в простонародье поп), диакон (был не везде) и дьячок (пономарь). Первые двое — священнослужители, дьячок же относился к разряду церковнослужителей. Звонарь, сторож и просвирня (женщина, которая пекла просфоры) в состав причта не входили. Как правило, это были родственники священно- или церковнослужителей. Должность приходского священника поначалу была выборной. Однако с XVII в. стала распространяться практика передачи прихода по наследству от отца к сыну или от тестя к зятю. Далеко не все священнослужители того времени были грамотными, многие из них читали службы по памяти. Для повышения уровня образованности духовенства в Русском государстве стали появляться специальные учебные заведения. К концу XVII в. численность священнослужителей дошла до 100 тыс. человек.

Как менялась жизнь духовенства на протяжении XVIII — начала XX в.?

Николай Богданов-Бельский, «Воскресное чтение в сельской школе», 1895 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Николай Богданов-Бельский, «Воскресное чтение в сельской школе», 1895 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

В XVIII столетии довольно широкие права духовенства (в том числе и получение дохода с церковных земель) были ограничены. Управление церквями перешло к специальному государственному органу — Синоду. Именно с этих пор духовенство, оформившееся в отдельное сословие, с одной стороны, получило ряд привилегий, а с другой — стало максимально закрытым (вход в него, как и выход, был затруднен). Вместе с тем у церквей появились административные обязанности, к которым относилось ведение метрических книг, где фиксировали даты рождения, крещения, венчания и смерти прихожан, а также составление исповедных росписей, где отмечалось присутствие православных на исповеди.

Александр Литовченко, «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского», 1886 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Александр Литовченко, «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского», 1886 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Если в XVII–XVIII вв. приход часто наследовался, то есть, как уже упоминалось ранее, переходил от старого священника к его сыну или зятю, то с XIX в. священнослужителей после окончания специального учебного заведения стали распределять на место службы. При этом старались, чтобы родственники не служили в одном приходе.

В XIX столетии в Российской империи уже действовала целая сеть специальных учебных заведений, готовивших своих воспитанников к церковной службе. Это были духовные училища, семинарии и академии. Наличие специального образования стало к тому времени непременным условием службы как для городского, так и для сельского духовенства.

Дети священнослужителей наследовали сословную принадлежность лишь в том случае, если они поступали в духовные учебные заведения. Те же, кто не желал идти по стопам отцов, после достижения 15 лет лишались всех привилегий духовенства и должны были приписаться к какой-либо общине податного сословия, пополнив ряды мещан или крестьян. Не желавших определяться поповских сыновей отдавали в солдаты.

К началу XX в. духовенство Российской империи насчитывало порядка 112 тыс. человек. После Октябрьской революции это сословие, равно как и все другие, было ликвидировано. В последующие годы десятки тысяч священнослужителей подверглись массовым репрессиям, многие из них сгинули в застенках тюрем или были расстреляны. Во многом именно поэтому в советское время информацию о родственниках-священнослужителях старались тщательно скрывать.

С чего начать поиски?

Михаил Нестеров, «Преподобный Сергий Радонежский», 1899 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Михаил Нестеров, «Преподобный Сергий Радонежский», 1899 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Если до вас все же дошли семейные легенды о том, что в роду имелись представители духовенства, начать поиск сведений о них следует со сбора исходных данных. Постарайтесь опросить представителей старшего поколения вашей семьи. Причем это могут быть необязательно близкие родственники. Попробуйте наладить общение со старшей дальней родней, например, троюродными/четвероюродными сестрами/братьями, тетями/дядями или бабушками/дедушками по той же фамильной линии, к которой принадлежал ваш предок из числа духовенства. Если вы не поддерживаете тесного общения со столь дальними родственниками, поищите их через социальные сети или по возможности съездите на малую родину предков по этой линии. Не исключено, что там могли остаться люди, располагающие нужной вам информацией.

Михаил Нестеров, «Видение отроку Варфоломею», 1890 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Михаил Нестеров, «Видение отроку Варфоломею», 1890 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Самыми важными из исходных данных, которые предстоит установить до начала поисков, являются:

🔴 фамилия, имя и отчество предка;
🔴 год и место его рождения;
🔴 его духовный сан;
🔴 место службы.

Не стоит недооценивать важность этого этапа, ведь чем больше точной исходной информации вам удастся узнать о предке-священнослужителе, тем выше шансы того, что ваши дальнейшие поиски окажутся результативными.

К каким открытым источникам информации обратиться дальше?

Михаил Нестеров, «В скиту», 1916 г. Источник: Одесский художественный музей

Михаил Нестеров, «В скиту», 1916 г. Источник: Одесский художественный музей

Даже располагая минимальным набором исходных данных (зная только фамилию, имя и примерный год рождения), стоит попробовать провести поиски в интернет-источниках и специализированных базах данных. Тем более что такой поиск можно осуществить не выходя из дома.

Сервис Яндекса «Поиск по архивам»

Михаил Нестеров, «Великий постриг», 1898 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Михаил Нестеров, «Великий постриг», 1898 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Среди интернет-ресурсов, к которым непременно стоит обратиться при поиске предка из духовного сословия, — сервис Яндекса «Поиск по архивам». Этот сервис появился не так давно, однако уже сейчас в его базе насчитывается более 11 млн архивных документов из хранилищ Москвы, Астраханской, Оренбургской, Иркутской, Нижегородской и некоторых других областей. При этом количество его фондов и источников постоянно пополняется. Этот сервис позволяет осуществлять поиск фамилий, имен, названий населенных пунктов в рукописных документах XVIII — начала XX в., считающихся наиболее информативными источниками генеалогической информации, — метрических книгах, ревизских сказках и исповедных росписях.

Михаил Нестеров, «Монах», 1913 г. Источник: из частной коллекции

Михаил Нестеров, «Монах», 1913 г. Источник: из частной коллекции

Стоит пояснить, что причт должен был свидетельствовать каждое зафиксированное в метрических книгах крещение, венчание и погребение, поэтому священнослужители оставляли в этих документах множество своих подписей (чаще всего имя и фамилию). Так что если ваш предок или родственник упоминается в размещенных в базе указанного сервиса документах, то отыскать его не составит труда.

Правда, сочетания имен и отчеств у священнослужителей нередко повторялись, именно поэтому поиск будет более эффективным, если наряду с фамилией и именем вы укажете в поисковой строке духовное звание искомой персоны (хотя бы предполагаемое). Вместе с тем при поиске стоит учитывать, что с течением времени духовные звания предка могли изменяться. К примеру, псаломщик мог быть рукоположен в диакона, а диакон — в иерея (священника). Если в сервисе Яндекса удастся найти множество упоминаний искомой персоны, это позволит проследить годы его службы в том или ином приходе, узнать о его переводе на другое место или должность. При просмотре найденных упоминаний, возможно, удастся получить сведения и о ключевых событиях в его собственной семье — рождениях и смертях детей, их венчании, кончине супруги, его самого и т. п.

Базы данных репрессированных

Михаил Нестеров, «Под Благовест», 1895 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Михаил Нестеров, «Под Благовест», 1895 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Другим важным шагом в направлении восстановления биографии священнослужителя может стать поиск сведений о нем в базах данных репрессированных. Как уже упоминалось выше, в годы советской власти репрессиям подверглись десятки тысяч служителей церкви. Даже если вам точно известно, что искомому предку удалось избежать этой незавидной участи, наберите его фамилию и отчество в поисковой строке этих баз данных. Вполне возможно, что вам удастся узнать много нового о его братьях (семьи священников, как правило, были многодетными) или даже об отце.

Поиску сведений о репрессированных посвящена отдельная статья блога Famiry, где подробно описан алгоритм такого поиска и проанализированы его возможные результаты.

Специальные базы данных со сведениями о священнослужителях

Алексей Корзухин, «Перед исповедью», 1877 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Алексей Корзухин, «Перед исповедью», 1877 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Помимо этого, существуют специальные базы данных, в которых хранится информация о подвергшихся репрессиям священнослужителях. Однако такие базы не всеобъемлющи. Как правило, они сформированы по территориальному признаку и включают в себя сведения о священнослужителях определенной области или края. Среди них можно назвать: 

🔴 «Базу данных репрессированных священнослужителей», сформированную Алтайской митрополией,
🔴 архивную коллекцию «Репрессированные священнослужители и прихожане Рязанских территорий»,
🔴 «Базу данных о репрессированном духовенстве Брянской области и мирянах»,
🔴 базу данных о репрессированных православных священнослужителях и мирянах Средней Азии и Казахстана «Туркестанская Голгофа» и т. д.

Василий Верещагин, «Великая церковь Киево-Печерской лавры», 1905 г. Источник: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Василий Верещагин, «Великая церковь Киево-Печерской лавры», 1905 г. Источник: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Если ваш предок относится к числу новомучеников и исповедников Русской православной церкви, то информацию о нем вы сможете найти в именном указателе, размещенном на сайте регионального общественного фонда, который так и называется, — «Память мучеников и исповедников Русской православной церкви».

Кроме того, существует база данных православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «За Христа пострадавшие». В ней содержатся довольно подробные биографии священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в советские годы и признанных новомучениками и исповедниками российскими ХХ в.

Информацию о судьбах родственников, которые являлись священно- или церковнослужителями, можно попробовать найти и в другой уникальной базе под названием «Биографическая база данных православного духовенства». В этой базе, созданной на основе архивных материалов, источников из библиотечных хранилищ, дореволюционных изданий, публикаций и воспоминаний родственников, собрана информация о православных священнослужителях c конца XVIII до начала XX в. Проект позволяет найти человека как по фамилии, так и по населенному пункту или конкретному храму, в котором ему довелось служить. В базе содержится более 250 тыс. имен. В отношении каждого священнослужителя здесь есть информация не только о его фамилии, имени, отчестве и годе рождения, но также и о происхождении, сане, образовании, местах служения, наградах, составе семьи, годе смерти или последнего упоминания.

Иван Трутнев, «Крестный ход на водоосвящение в деревне», 1858 г. Источник: Национальный художественный музей Республики Саха

Иван Трутнев, «Крестный ход на водоосвящение в деревне», 1858 г. Источник: Национальный художественный музей Республики Саха

Так что если вам посчастливится найти имя и фамилию своего предка в этой базе данных, то вы получите довольно подробные сведения о его жизненном пути. Кроме того, в этой базе можно попытаться найти и других носителей нужной фамилии как в целом по Российской империи, так и по отдельному региону. Эти персоны вполне могут также оказаться вашими родственниками. Очень ценно еще и то, что на этом ресурсе есть ссылки на источники указанных сведений. Это позволит при желании углубить поиски и поработать с первоисточниками.

Таким образом, становится понятно, что найти сведения о предке-священнослужителе, как правило, вполне возможно даже с помощью открытых источников информации. Если же выявленных таким способом данных недостаточно, то без обращения в архивы вам не обойтись.

В чем состоят особенности архивного поиска?

Никанор Чернецов, «Кострома», 1862 г. Источник: Харьковский художественный музей

Никанор Чернецов, «Кострома», 1862 г. Источник: Харьковский художественный музей

Отправляясь в архивы с целью восстановить биографию предка, который был священником или церковнослужителем, стоит учитывать ряд характерных для представителей духовного сословия особенностей.

Во-первых, семьи духовенства, в отличие от крестьян, не жили веками в одном и том же населенном пункте. Место службы духовного лица определяло епархиальное начальство. Оно же по прошествии нескольких лет, а иногда и десятилетий могло перевести священника, пономаря (дьячка) или диакона на службу в другой приход. Так что с помощью документов, территориально относящихся к малой родине вашего предка или родственника, вряд ли удастся реконструировать все этапы его жизненного и трудового пути.

Иван Шишкин, «Святой ключ близ Елабуги», 1886 г. Источник: Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Иван Шишкин, «Святой ключ близ Елабуги», 1886 г. Источник: Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Во-вторых, ваш принадлежавший к духовному сословию родственник вполне мог упоминаться в архивных документах без фамилии (например, дьячок Петр Иванов) или же носить не свою родовую, а искусственную, так называемую семинаристскую фамилию. Подобные благозвучные прозвища, впоследствии ставшие официальными фамилиями, будущие священнослужители, как правило, получали в период пребывания в духовных учебных заведениях. Такие фамилии чаще всего образовывались от латинских и греческих слов, от имен библейских героев, от названий церковных праздников. Бывало и так, что их основой становились отдельные черты характера семинариста или его отношения к учебе. Подобным образом появились такие искусственные фамилии, как: Аквилев (латинская калька фамилии Орлов), Воздвиженский (в честь праздника Воздвижение Креста Господня), Елеонов (в честь Елеонской горы), Предтеченский (в честь святого Иоанна Предтечи), Чистосердов (от черт характера) и т. д.

Семинаристские фамилии можно отнести к числу особенностей, которые также способны существенно осложнить восстановление родословной представителей духовного сословия. Ведь они не позволяют установить истинную родовую фамилию носившей ее персоны. В этом случае сведения о ее предках следует искать в клировых ведомостях (подробно об этом типе архивных документов будет рассказано далее), где среди прочего должна быть указана информация о родителях священнослужителя.

В какие архивы обращаться?

Илья Репин, «Портрет отца Иоанна Цветкова», 1924 г. Источник: из частной коллекции

Илья Репин, «Портрет отца Иоанна Цветкова», 1924 г. Источник: из частной коллекции

Документы, содержащие сведения о представителях духовного сословия, хранятся как в государственных, федеральных и региональных архивах, так и в негосударственных церковных архивах, к которым относятся архив Московской патриархии, архивы синодальных учреждений, епархиальные архивы и т. д.

По содержанию и характеру информации ведомственные архивы ничуть не менее интересны, чем государственные. Ведь они могут содержать не только официальные документы и юридические акты, но и фотографии, личные письма, неопубликованные дневники и мемуары. Как правило, негосударственные церковные архивы закрыты для личной работы исследователей в читальном зале.

Вместе с тем некоторые из них охотно отвечают на частные запросы. Например, на информационно-аналитическом портале Саратовской митрополии «Православное Поволжье» регулярно размещаются статьи, созданные на основе ответов на обращения граждан в местный епархиальный архив с просьбой найти сведения о судьбах некогда служивших в храмах этой епархии родственников.

Так что если известно хотя бы одно из мест службы вашего предка, стоит попробовать обратиться с письменным запросом (его составляют в свободной форме) в соответствующий епархиальный архив.

Виктор Васнецов, «Богоматерь с Младенцем», 1901 г. Источник: Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)

Виктор Васнецов, «Богоматерь с Младенцем», 1901 г. Источник: Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)

Основным же местом поисков сведений о предках из духовного сословия, как правило, становятся региональные или федеральные архивы. В какой из них обратиться, также зависит от места службы искомой персоны. К примеру, если ваш предок в один из периодов своей жизни служил священником в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Болхов Болховского уезда Орловской губернии, то поиски целесообразно проводить в Государственном архиве Орловской области.

В государственные архивы можно направить письменный запрос с просьбой о проведении поиска сведений в отношении того или иного предка или родственника. Ответ на генеалогические запросы относится к числу платных услуг. Цены на такие услуги, как и формы подачи подобных запросов, в разных архивных учреждениях разнятся. Подробная информация об этом размещена на официальных сайтах конкретных архивов.

Карл-Фридрих Бодри, «Вид в Кремле (Архангельский и Благовещенский соборы)», 1850 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Карл-Фридрих Бодри, «Вид в Кремле (Архангельский и Благовещенский соборы)», 1850 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Отвечают на такие запросы небыстро. К примеру, на официальном сайте Орловского государственного архива указано, что «срок исполнения генеалогического запроса со дня поступления предварительной оплаты составляет от одного до 10 месяцев». Кроме того, на этом же сайте с завидной периодичностью появляется объявление о том, что «прием генеалогических запросов временно прекращен ввиду большого количества поступающих обращений и малого штата сотрудников».

Учитывая это, самостоятельные поиски в читальном зале архива представляются более быстрым и эффективным способом восстановления биографии предка-священнослужителя (не считая, конечно, обращения к профессиональному генеалогу-архивисту). Если вы решились на проведение самостоятельного поиска, стоит ознакомиться с типами архивных документов, которые считаются наиболее содержательными источниками информации о духовенстве.

В каких архивных документах искать нужные сведения?

Клировые ведомости

Карл-Фридрих Бодри, «Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле», 1860 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Карл-Фридрих Бодри, «Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле», 1860 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

К числу наиболее ценных документов со сведениями о священно- и церковнослужителях относятся клировые ведомости, или «Именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания». Это своеобразные послужные списки лиц духовного сословия.

Документы такого типа были учреждены в Российской империи в 1769 г. С этого времени они составлялись ежегодно при каждом городском и сельском храме. Клировые ведомости содержали три части. В первой части приводилась информация о здании церкви, ее убранстве, а также действовавшей при этом храме богадельне или школе. Третья часть включала в себя статистические сведения о конкретном приходе.

С точки зрения генеалогии наиболее интересна вторая часть клировых ведомостей. Именно она содержит данные обо всех без исключения членах причта (как штатных, так и сверхштатных), а также об их семьях.

Алексей Саврасов, «Новодевичий монастырь», 1890 г. Источник: музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко (Кисловодск)

Алексей Саврасов, «Новодевичий монастырь», 1890 г. Источник: музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко (Кисловодск)

В отношении духовного лица во второй части клировых ведомостей указывались:

🔴 его фамилия, имя и отчество;
🔴 наличие имения у него самого, его родителей или супруги;
🔴 учебное заведение, которое он оканчивал, и годы обучения;
🔴 места и сроки службы;
🔴 сведения о военной службе, если таковую доводилось проходить;
🔴 возраст на момент составления документа;
🔴 особенности поведения;
🔴 имя, отчество, возраст и род занятий супруги;
🔴 имена, возраст детей, места их учебы, жительства (если проживали отдельно от родителей), род их занятий.

Алексей Саврасов, «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», 1871 г. Источник: Нижегородский государственный художественный музей (Нижний Новгород)

Алексей Саврасов, «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», 1871 г. Источник: Нижегородский государственный художественный музей (Нижний Новгород)

Традиционно клировые ведомости составлялись в двух экземплярах. Один из них отправлялся в духовную консисторию, другой оставался в приходе.

В федеральных архивах клировые ведомости хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), Российском государственном историческом архиве (РГИА) и некоторых других архивах в фондах Синода и синодальных учреждений. В региональных архивах клировые ведомости следует искать в фондах приходских и полковых церквей, епархиальных управлений, духовных правлений и монастырей.

Клировые ведомости следует считать очень полным и достоверным источником генеалогической информации в отношении представителей духовенства. Жаль, что до наших дней документы этого типа дошли не в полном объеме.

Списки священнослужителей

Константин Савицкий, «Инок», 1897 г. Источник: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого

Константин Савицкий, «Инок», 1897 г. Источник: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого

В том случае если клировые ведомости нужной церкви не сохранились, информацию о духовном лице можно попробовать отыскать в специальных списках священнослужителей. Во многих губерниях такие списки составлялись ежегодно. В них приводились данные о месте службы каждого священника, получении им званий, должностей и наград.

Чаще всего такие списки помещали в «Памятные книжки» или «Адрес-календари» определенной губернии. Подобного рода сборники издавались губернскими статистическими комитетами и архивными службами. Выходили они небольшими тиражами и распространялись, как правило, в пределах губернии. В настоящее время такие справочники хранятся в региональных архивах и библиотеках.

Коллекция «Памятных книжек» также доступна на сайте Российской национальной библиотеки. Там оцифрованы порядка 2300 изданий (это более 90% всех подобных сборников) по всем губерниям за период с 1930‑х гг. до начала XX в. Доступ к этой коллекции бесплатный. Чтобы поработать с ней, даже не потребуется регистрация на сайте.

Епархиальные ведомости

Константин Савицкий, «Встреча иконы», 1878 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Константин Савицкий, «Встреча иконы», 1878 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Другим важным печатным источником генеалогической и биографической информации о предках из духовного сословия являются Епархиальные ведомости. Это местные официальные церковные периодические издания (журналы), которые выходили в 63 епархиях Русской православной церкви в период с 1860 по 1922 г. Инициатива их основания и выработка программы, утвержденной Священным Синодом, принадлежала херсонскому архиепископу Иннокентию (Борисову).

Епархиальные ведомости обычно выходили два раза в месяц или еженедельно. Они состояли из официальной и неофициальной частей, а также могли иметь разные приложения в виде книг, брошюр и листков.

Исаак Левитан, «Тихая обитель», 1890 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Исаак Левитан, «Тихая обитель», 1890 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

В официальной части публиковались все важнейшие и относящиеся к данной епархии нормативно-правовые акты императора, государственных учреждений и епархиального начальства. Здесь же размещали отчеты и другую официальную информацию епархиальных учреждений и церковно-общественных организаций.

Именно в этой части можно найти сведения об учебе предка-священнослужителя (например, в «Списках учеников духовных училищ»), о его перемещениях по службе, наградах, производстве в чины, взносах в эмеритальные (пенсионные) кассы и выдаче пособий из них, а также о смерти. Эта же часть включала в себя раздел о вакантных местах и данные о составе прихода и хозяйстве храма. Полезной может оказаться и информация о действовавших при храмах церковно-приходских школах: их финансировании, количестве учеников, а также актуальных вопросах образования того времени.

Исаак Левитан, «Над вечным покоем», 1894 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Исаак Левитан, «Над вечным покоем», 1894 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Неофициальная, или духовно-литературная, часть епархиальных ведомостей содержала проповеди, поучения, беседы, назидательные размышления, духовные советы, богословские и церковно-исторические труды, извещения, объявления и прочее. Здесь же можно встретить историко-статистические описания епархий, очерки о приходах, отчеты об их деятельности или, к примеру, развернутый некролог с освещением основных этапов жизненного пути усопшего.

Самая полная в России коллекция епархиальных ведомостей (более 2,5 тыс. годовых комплектов) находится на хранении в Российской национальной библиотеке. Большая часть этой коллекции оцифрована и доступна для изучения на сайте Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Кроме того, доступ к епархиальным ведомостям имеется в сервисе Яндекса «Поиск по архивам», где можно искать сведения из документов этого типа как по фамилии, так и по названию населенного пункта. 

Документы об учебе

Аполлинарий Васнецов, «Новодевичий монастырь. Собор», 1926 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Аполлинарий Васнецов, «Новодевичий монастырь. Собор», 1926 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Если вам точно известно, какое духовное учебное заведение оканчивал ваш предок или родственник, или же у вас есть определенные предположения на этот счет, то стоит провести поиск сведений о нем в региональном архиве среди материалов фонда данного образовательного учреждения. При этом в первую очередь вас должны интересовать такие документы, как:

🔴 личные дела обучающихся,
🔴 кондуитные списки,
🔴 книги учета выдачи дипломов,
🔴 списки выпускников.

Больше всего информации вы сможете почерпнуть из личного дела своего предка или родственника. Такое дело может содержать метрические выписки, сведения о родителях, характеристики, прошения, а также документы об окончании учебного заведения.

Аполлинарий Васнецов, «Троицкая церковь на Берсеневке», 1922 г. Источник: Музей Москвы

Аполлинарий Васнецов, «Троицкая церковь на Берсеневке», 1922 г. Источник: Музей Москвы

Кондуитные списки представляют собой документы, характеризующие поведение и умственные способности учащихся. Такие списки позволят составить представление об особенностях характера искомой персоны. 

В фондах учебных заведений могли сохраниться книги учета выдачи дипломов, равно как и копии самих дипломов. Документ об окончании духовного учебного заведения обычно включал в себя, помимо прочего, ценные сведения о семье выпускника, сословной принадлежности его родителей, а также полученной специальности.

Относительно списков выпускников различных духовных учебных заведений Российской империи стоит отметить, что многие из них размещены на сайте Петербургского генеалогического портала. Доступ к этим документам бесплатный.

Метрические книги, исповедные росписи, ревизские сказки

Борис Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Борис Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

В блоге Famiry уже публиковались отдельные статьи, посвященные и метрическим книгам, и исповедным росписям, и ревизским сказкам. Перечисленные архивные документы традиционно считаются основными источниками генеалогической информации при восстановлении биографий представителей практически любого сословия. Не стоит забывать о них и при изучении жизненного пути духовенства.

В метрических книгах о духовных лицах можно получить даже несколько больше информации, чем о представителях других сословий. Помимо того, что документы этого типа содержат информацию о рождении детей, бракосочетании и смерти, они помогут понять, в какие годы искомая персона служила в означенной церкви. Кроме того, все записи в метрические книги вносились священнослужителем собственноручно, под каждой такой записью духовное лицо ставило свою подпись. Это означает, что метрические книги, которые велись предком-священнослужителем, позволят получить образцы его почерка и личной подписи.

Борис Кустодиев, «Ярмарка», 1910 г. Источник: Саратовский музей имени А. Н. Радищева

Борис Кустодиев, «Ярмарка», 1910 г. Источник: Саратовский музей имени А. Н. Радищева

Ценную информацию о составе семьи священнослужителя можно получить и из исповедных росписей. В начале документов такого типа располагалось описание прихода: упоминалось название епархии, церковное или светское административно-территориальное деление, название церкви, фамилия (если она была) и имя приходского священника. Далее шли списки прихожан, сгруппированные по сословному признаку.

Следует помнить, что духовенство и их домашние переписывались в первую очередь, поэтому они всегда находятся в начале списка. После смерти главы семьи его вдова и дети по-прежнему заносились в раздел «Духовные и их домашние», даже если сами они не являлись ни священно-, ни церковнослужителями.

Что касается ревизских сказок, то для священнослужителей и их родных составлялись отдельные документы этого типа. В отношении каждого члена семьи указывался возраст и по нынешней, и по предыдущей ревизии. Если священник был переведен на другое место службы, это также находило отражение в ревизских сказках. Здесь записывалась дата и основание для его определения на новое место. Для почивших священников отмечались год и причина смерти.

Послужные списки монашествующих

Андрей Рябушкин, «Диакон», 1888 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Андрей Рябушкин, «Диакон», 1888 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

В случае если ваш родственник относился к числу черного духовенства и был монахом, информацию о нем стоит искать в «Послужных списках монашествующих и послушников».

Это документы ежегодного учета служащих духовного ведомства. Из них о монахе можно узнать следующее:

🔴 духовное и мирское имя,
🔴 возраст,
🔴 должность,
🔴 духовную степень,
🔴 образование,
🔴 происхождение,
🔴 семейное положение в миру,
🔴 наличие судимости,
🔴 место и время принятия пострига,
🔴 особенности прохождения послушаний и прочее.

Послужные списки монашествующих и послушников следует искать в региональных архивах, в фондах духовных консисторий, монастырей, пустыней и общин.

Прочие документы

Василий Поленов, «Московский дворик», 1878 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Василий Поленов, «Московский дворик», 1878 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Помимо перечисленных выше документов сведения о предке-священнослужителе могут содержать и другие архивные материалы. К числу дополнительных генеалогических источников изучения биографии духовных лиц можно отнести:

🔴 различного рода прошения, обращения, заявления, жалобы священнослужителя в консисторию;
🔴 документы финансовой отчетности прихода: приходно-расходные книги и так называемые книги кружечного сбора и т. п.
🔴 судебные дела, рассматриваемые специальным церковным судом, в которых искомая персона могла выступать в роли ответчика.

Документы всех трех перечисленных типов хранятся в региональных архивах в фондах епархий или духовных консисторий.

❗Очевидно, что самостоятельное изучение родословной священнослужителя — это занятие довольно сложное, но чрезвычайно интересное и увлекательное. Очень надеемся, что эта статья поможет восстановить неизвестные ранее ветви вашего родословного древа (построить его вы можете онлайн благодаря IT-сервису Famiry), возвратить из забвения имена предков, которым вы обязаны своей жизнью. Недаром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I говорил: «Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей». 

Полезные сайты

Аполлинарий Васнецов, «Церковь Вознесения. Село Коломенское», 1927 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Аполлинарий Васнецов, «Церковь Вознесения. Село Коломенское», 1927 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Узнать о важных фактах из биографии родственника из духовного сословия можно попытаться и на сайте «Храмы России». В правой части главной страницы этого сайта имеется ссылка на раздел «Персоналии». В нем содержится упорядоченный по алфавиту пофамильный список священно- и церковнослужителей, а также ктиторов (то есть благотворителей) Русской православной церкви, включающий порядка 6 тыс. имен.

Упоминание фамилии, имени и отчества каждой персоны из этого списка представляет собой гиперссылку, после перехода по которой открывается краткая биография. Из нее можно узнать о годе рождения клирика, образовательном учреждении, которое он окончил, сане и приходе, в котором проходила его служба. Эти биографические справки, как правило, составлены на основе клировых ведомостей (своеобразный послужной список лица духовного звания) с указанием их архивного шифра.

Исаак Левитан, «Вечерний звон», 1892 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Исаак Левитан, «Вечерний звон», 1892 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Хорошим подспорьем в деле восстановления жизненного пути предков-священнослужителей может стать сайт известного российского генеалога и архивиста Александра Александровича Бовкало. В сферу его научных интересов входит исследование генеалогии родов духовенства и дворянских родов России и Польши. На созданном им интернет-сайте, входящем в состав Петербургского генеалогического портала, размещено много родословных росписей и справочных материалов, в том числе касающихся генеалогии духовенства. К примеру, здесь имеются:

🔴 «Списки выпускников духовных учебных заведений»,
🔴 «Списки преподавателей духовных учебных заведений»,
🔴 «Списки духовенства», 
🔴 «Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян (всех исповеданий)» и многое другое.

Илларион Прянишников, «Крестный ход», 1893 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Илларион Прянишников, «Крестный ход», 1893 г. Источник: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

Специализированная литература

Аполлинарий Васнецов, «Симонов монастырь. Облака и золотые купола», 1927 г. Источник: мемориальная музей-квартира А. М. Васнецова (Москва)

Аполлинарий Васнецов, «Симонов монастырь. Облака и золотые купола», 1927 г. Источник: мемориальная музей-квартира А. М. Васнецова (Москва)

В процессе восстановления биографии родственников из духовного сословия не стоит забывать и о специализированной литературе. Родословные священников отдельных губерний опубликованы в книгах, а также статьях, входящих в состав генеалогических справочников и научных сборников. В качестве примера можно привести следующие монографии и статьи:

🔴 Матисон А. В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине XIX века: Справочник. М., 2015.
🔴 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. М., 2019.
🔴 Грамматин А. С. Грамматины. История рода священнослужителей Владимирской епархии. СПб. 1999.
🔴 Габышев Н. Н. Память поколений. Династия священников Пельгорских // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2022. Вып. 17–18. С. 130–140.
🔴 Мраморнов А. И. Изучение генеалогии приходского духовенства Саратовской епархии XIX — начала XX в.: основные источники и вопросы // Краеведы и краеведение Поволжья в контексте общественного развития региона: история и современность. Материалы X межрегиональных краеведческих чтений. Саратов, 2003. С. 74–77.

Многие из подобного рода книг и статей оцифрованы и доступны для изучения на просторах интернета.