Не только в День святого Валентина: самые необычные подарки любимым
В День всех влюбленных мы хотим подарков: получать, дарить и рассказывать о них. Если гигантский плюшевый медведь и букет алых роз кажутся вам банальными, обратитесь за вдохновением к предшествующим эпохам. Возможно, ваши возлюбленные сначала не вполне вас поймут, но после того, как вы раскроете тайный смысл подарка, точно запомнят надолго.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПОДАРКИ
Подарок любимым людям всегда выделяется среди прочих — и в прежние эпохи, и в наше время. Это, в первую очередь, материальное воплощение романтического чувства к другому человеку. Поэтому, с одной стороны, подарки могут быть чрезмерно дорогими, ведь для любимого ничего не жалко. А с другой — это всегда движение души навстречу, поэтому материальные аспекты бывают не так уж и важны.
Некоторые подарки навсегда остались в истории человечества. По легенде, одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды — не имели никакого отношения к этой царице. А были созданы по приказу вавилонского царя Навуходоносора II для его жены Амитис, скучавшей по горам Мидии, откуда она была родом. И пусть само существование висячих садов историки ставят под сомнение — но зато какая красивая история!
А вот актер Ричард Бертон преподнес своей жене Элизабет Тейлор в День святого Валентина самую дорогую в мире жемчужину — Блуждающую, или Перегрину. Она отличается не только размером, но и необычной грушевидной формой и когда-то принадлежала испанской короне. Испанские королевы на парадных портретах часто изображались с Перегриной, висящей на цепочке.
А самым известным, но трагическим подарком любимой женщине, пожалуй, остается Тадж-Махал. Падишах империи Великих Моголов Шах Джахан I приказал построить этот мавзолей для своей умершей жены Мумтаз-Махал в знак великой скорби.
Подарки любимым могут быть очень интимными и представлять ценность только для возлюбленного. Иногда такой подарок — это зашифрованное послание, смысл которого понятен лишь двоим и оттого еще более значим.
НА ЯЗЫКЕ ЦВЕТОВ
В XVIII в. в Европе, прежде всего во Франции и Англии, получил распространение язык цветов, или селам, — символический способ выражения смыслов при помощи растений. По-видимому, он зародился в Оттоманской империи в начале XVIII в., откуда был привезен путешественниками. Словари языка цветов издавали на протяжении всего XVIII в., дошли они и до нашего времени. Флористический код наполняет французскую прозу 1780–1820-х гг. (Шарафадина, 2004), но наибольшую популярность язык цветов приобрел в викторианской Англии. В период господства представлений о сдержанности и строгой морали он позволял влюбленным тайно рассказать о своих чувствах.
Россию мода на язык цветов тоже не обошла стороной. Поэт Д. П. Ознобишин в 1830 г. опубликовал книгу «Селам, или Язык цветов» (Ознобишин, 1830) — перевод немецкого издания “Die Blumensprache, oder Bedeutung”, которое, в свою очередь, содержит переведенные на немецкий персидские стихи. В книгу вошло предисловие автора, перевод поэмы и непосредственно словарь, в котором описываются значения около 400 растений. Каждое из них — не просто номинация, а целая реплика. Например, цвет вишни сообщал: «Ты приковал к себе мое сердце; возьми его, если, полное любовью, оно может удовлетворить тебя» (Шарафадина, 2004, с. 29).
Чтобы передать послание на языке цветов, не обязательно было дарить сам цветок: о любви, нежности или ревности могло сообщить и его изображение или, даже чаще, упоминание цветка в тексте, например в стихотворении. И рисунки, и стихи с цветочным посланием могли оставлять в альбомах — о них речь еще пойдет ниже.
«ТАМ ВОЛШЕБНИЦА, ЛАСКАЯСЬ, МНЕ ВРУЧИЛА ТАЛИСМАН»
Распространенным подарком любимому человеку были украшения, в которые вкладывался особый смысл, например кольца и перстни или медальоны. Иногда связь между двумя людьми олицетворяли парные украшения: одно дарили возлюбленному, а второе оставалось у подарившего.
Такие парные кольца связывали Александра Сергеевича Пушкина и Елизавету Ксаверьевну Воронцову — жену Михаила Семеновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края и Бессарабской области. Поэт влюбился в Воронцову во время своей южной ссылки. На прощание, перед отъездом Пушкина в Петербург, Елизавета Воронцова подарила ему крупное золотое кольцо с восьмиугольным сердоликом. На камне была выгравирована надпись на иврите и изображена стилизованная виноградная лоза. У самой Воронцовой осталось такое же кольцо, и с их помощью они запечатывали письма друг другу.
Кольцо Пушкина не сохранилось до наших дней: оно было украдено. Однако до нас дошли оттиски камня на сургуче и многочисленные изображения кольца — и на рисунках, выполненных самим поэтом, и на его портретах.
Кольцо можно встретить и на страницах воспоминаний современников Пушкина, и в его собственных письмах. Посвящены украшению и несколько пушкинских стихотворений: «Храни меня, мой талисман» — это именно о нем.
Другая известная пара колец принадлежала Владимиру Владимировичу Маяковскому и Лиле Юрьевне Брик. На кольце Брик были выгравированы ее инициалы Л, Ю, Б, которые могли читаться как слово «люблю», а внутри — имя «Володя». На кольце Маяковского изображены его инициалы W и M, а с внутренней стороны написано имя «Лиля».
Хотя влюбленные обменялись кольцами, похоже, что Лиля Брик не носила свое при жизни поэта. Оба кольца хранились у Маяковского. Однако после его самоубийства Лиля Брик до конца жизни носила оба кольца на цепочке.
Очень интимным подарком, свидетельствовавшим о большой любви, были украшения с локонами волос. Локоны вправляли в медальоны, из них плели цепочки для нательных крестиков, кольца, браслеты. Сегодня такой подарок может показаться странным, но в XVIII и XIX вв. подарить любимому человеку украшение с собственными волосами значило отдать частичку себя. Подобные украшения хранятся, например, в собрании Эрмитажа.
ЛУЧШИЙ ПОДАРОК — СДЕЛАННЫЙ СВОИМИ РУКАМИ
Навыками рукоделия в прошлом владели девушки всех сословий, не исключая и членов царской фамилии. Для дворянок самым распространенным видом рукоделия была вышивка. Поэтому и своим возлюбленным девушки часто дарили предметы, украшенные вышивкой, в том числе бисером. Это могли быть самые разные вещи: от предметов одежды и аксессуаров вроде кошельков до чехлов для чубуков и подстаканников.
В коллекции костюмов Петра I, хранящейся в Эрмитаже, есть парадный костюм, сшитый специально к коронации его супруги Екатерины I в 1724 г. Он состоит из нескольких предметов и богато украшен вышивкой серебряной нитью по плотной шелковой ткани — гродетуру. Конечно, эту вышивку выполняли профессиональные мастерицы. Однако при реставрации костюма между шерстяной тканью подкладки и верхней тканью камзола обнаружили маленькое вышитое изображение короны, по краям которой расположены полоски, цветочки и буквы R. Специалисты предположили, что эту вышивку Екатерина создала своими руками для любимого супруга. Интересно, что изображение не видно ниоткуда, не только снаружи, но и изнутри, ведь оно расположено между двумя слоями тканями. Получился тайный маленький знак любви, о существовании которого нужно просто знать.
Пушкину принадлежал вышитый бисером кошелек — сейчас он хранится в музее-квартире поэта на Мойке. По одной из версий, это подарок Пушкину от его жены, Н. Н. Гончаровой. Замшевый кошелек полностью покрыт вышивкой разноцветным бисером с крупным цветочным орнаментом. Сегодня подобный предмет в руках мужчины представить трудно, но в XIX в. это был обычный подарок от любящей женщины.
Часто вышивкой в подарок любимому украшали кисеты — маленькие мешочки с завязками, в первую очередь предназначенные для табака или махорки, в которых, однако, могли носить и различные мелкие предметы. В Эрмитаже хранятся вышитые кисеты первой половины XIX в., но наибольшее распространение в качестве подарка любимому мужчине они получили во время войн: Первой мировой и особенно Великой Отечественной.
Кисеты военного времени могли быть и настоящим произведением искусства, и довольно скромными предметами. Часто на них вышивали инициалы бойца или трогательные надписи, напоминавшие о доме и дававшие надежду на скорую победу.
МИЛЫЕ СЕРДЦУ СТРОКИ
Проявлением чувств могли выступать записи, стихи, завуалированные признания в любви в рукописных альбомах. Иногда такие альбомы называют девичьими, хотя в XIX в. их вели и дамы, и юноши, и взрослые мужчины, а первые альбомы в России XVIII в. и вовсе были исключительно мужским атрибутом. Альбом был фактически «гостевой книгой»: в нем было принято оставлять записи и рисунки при посещении дома.
Поскольку альбомы были до некоторой степени публичными — записанное в них могли видеть и другие гости — признания в любви в них оставляли в завуалированной форме, намеками или даже шутливо. Они могли быть зашифрованы, например, в форме акростиха, т. е. складываться из начальных букв каждой строки.
Дворянские и купеческие альбомы постепенно вышли из моды, зато их переняли гимназистки, позже школьницы, и в форме уже действительно девичьих альбомов они дожили до начала XXI в. Альбомы сохранились во многих семейных архивах, а значит, могут оказаться полезны и в генеалогическом исследовании.
Надписи, свидетельствующие о любви, появлялись также на предметах, которые дарили возлюбленным. Любой предмет, украшенный такой гравировкой, становился особенным, будь то чернильница, табакерка, набор для курения, посуда, бонбоньерка. Гравированные послания могли быть зашифрованными, содержать интимные ласковые обращения к любимому человеку, отсылать к событиям или именам, известным только двоим.
Такой подарок отправил своей жене из Тегерана Александр Сергеевич Грибоедов. В одной из лавок он купил инкрустированный чернильный прибор с изображениями ангелов. На внутренней стороне крышки по заказу Грибоедова сделали гравировку с надписью на французском языке: «Пиши мне чаще, мой ангел Нинули, навеки твой А. Г. 15 января 1829 г. Тегеран» (Хечинов, 2003). Подарок стал прощальным: Грибоедов погиб спустя две недели.
Особенным подарком инскрипты — рукописные дарственные надписи — делали и книги. Когда Александр Александрович Блок получил тираж «Стихотворений Аполлона Григорьева», который он редактировал, он в один день, 15 декабря 1915 г., подписал книги сразу двум женщинам: жене Любови Дмитриевне Блок и Любови Александровне Дельмас (Сеславинский, 2010). На экземпляре, подаренном супруге, стоит простое «Любе». А певице, которой Блок восхищался, он оставил стихотворение:
От знающего почерк ясный
Руки прилежной и прекрасной,
На память вечную о том
Лишь двум сердцам знакомом мире,
Который вспыхнул за окном,
Зимой, над Ponte dei Sospiri...
Наконец, любимому человеку могли отправить открытку. Правда, в то время как бумажные письма многие столетия были единственным средством связи, открытки возникли относительно поздно. Впрочем, первая открытка, по легенде, была отправлена давно и была не просто открыткой, а валентинкой: ее якобы отослал герцог Орлеанский своей возлюбленной из заточения в Тауэре еще в 1415 г. Однако расцвет моды на открытки в Европе приходится на вторую половину XIX в., в России — на конец XIX — начало XX в. В это время стали появляться открытки с изображениями и текстами на разные случаи жизни, в том числе специально предназначенные для любимых. Иногда рисунки и тексты были шутливыми, воспроизводящими фольклорные сценки или эпизоды из крестьянской жизни. Как и современные, открытки того времени могли в шутку имитировать серьезные документы. Например, «вексельную бумагу для личных долговых обязательств». Внизу такой открытки была надпись: «При свидании извольте платить по сему векселю ТЫСЯЧУ ПОЦЕЛУЕВ. Валюта натурою…» (Шевырин, 2008).
Подписанные книги и открытки, когда-то подаренные любимым, хранят во многих семьях — они ждут своего исследователя.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО «НА ПАМЯТЬ»
Обмен, в том числе подарками, лежит в основе отношений между людьми. Это самый простой способ установления и поддержания социальных связей на протяжении всей культурной истории человечества. Приходить в гости с пустыми руками не принято — букет цветов, торт, ретроавоська с фруктами или небольшой сувенир всегда будут тепло приняты.
Кстати, само слово «сувенир» (souvenir) французского происхождения и буквально означает «воспоминания». Именно воспоминания о родных и любимых людях помогает нам сохранять генеалогия.
А мы можем предложить еще один вариант необычного и уникального сувенира — подарочный сертификат на подписку в IT-сервисе построения семейного древа Famiry. Приобретенная подписка в подарок начинает действовать тогда, когда получатель подарка первый раз зайдет в сервис по указанному в сертификате email, но не позже 30 календарных дней с момента покупки подписки в подарок. Получателю подарка нужно будет просто зарегистрироваться, используя свой email, на который куплен подарочный сертификат. После успешной регистрации платная подписка активируется автоматически.