Все темы

«Творчество — лучшая молитва». История церкви Всех Святых в английской деревне Тудли

3319
Александра Зайцева
1960, Великобритания, Юго-Восточная Англия / источник: pastvu (pastvu.com)

1960, Великобритания, Юго-Восточная Англия / источник: pastvu (pastvu.com)

Эта история началась прекрасным сентябрьским днем 1963 г. на побережье английского графства Восточный Суссекс. Юная британская аристократка Сара Авигдор Голдсмид и ее бойфренд Дэвид Винн приняли приглашение друга — сына лорда Лонгфорда — прокатиться на лодке. Они вышли в море неподалеку от прибрежного городка Рай. 

День был погожий, а ветер совсем слабый. Однако, когда они уже решили возвращаться домой, сильный порыв ветра поднял огромную волну, отбросив лодку далеко от берега. Молодые люди изо всех сил гребли, пытаясь вернуться к берегу, до которого было несколько километров, но с наступлением ночи все трое выбились из сил. 

До берега добрался только один человек, Сара и ее бойфренд утонули. 

В ПАМЯТЬ О ДОЧЕРИ

Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (1887, Лиозно, Витебская губерния, Российская империя — 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — русский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (1887, Лиозно, Витебская губерния, Российская империя — 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — русский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Родители Сары были безутешны. Память о своей дочери они решили увековечить в маленькой церкви в графстве Кент, прихожанами которой являлись, — церкви Всех Святых в деревне Тудли. Традиция оставлять материальные напоминания об ушедших родственниках среди англикан распространена, однако обычно все ограничивалось памятной скамьей в церкви или около нее или латунной табличкой с именем. 

Но отец Сары захотел в память о ней отреставрировать всю церковь. А новый витраж восточного окна заказать у знаменитого уже на тот момент русско-французского художника еврейского происхождения Марка Шагала, одного из любимых художников его дочери. 

Сара впервые увидела витражи Шагала на выставке в Лувре в 1961 г. Это были двенадцать роскошных сияющих окон, рассказывающих историю о 12 коленах Израилевых. Шагал сделал их для синагоги больницы Хадасса в Иерусалиме. 

По словам знакомых Сары, витражи Шагала она называла «всполохами самоцветов» и была так очарована ими, что несколько недель после возвращения домой говорила только о них. В 1960–1970 гг. витражи Шагала появлялись в церквях, синагогах и музеях по всему миру — в Швейцарии и Германии, в Америке и Израиле. 

«Я СДЕЛАЮ ИХ ВСЕ!»

Восточное (Мемориальное) окно Сары д’Авигдор Голдсмид, утонувшей в возрасте 21 года, Марка Шагала в Церкви всех Святых в Тудли, Кент, Англия

Восточное (Мемориальное) окно Сары д’Авигдор Голдсмид, утонувшей в возрасте 21 года, Марка Шагала в Церкви всех Святых в Тудли, Кент, Англия

Первой проблемой было уговорить Шагала, который поначалу упорно отказывался, ссылался и на занятость, и на преклонный возраст (ему тогда было уже 76). Однако в итоге согласился.  

Для восточного окна он выбрал историю самой Сары: молодая женщина тонет в темно-синих водах. Она плывет мимо ее убитой горем матери и дальше — в более спокойные воды, по направлению к лестнице, по которой она и ее друг поднимаются наверх — к Богу. Изумительные оттенки синего цвета наполняют церковь необычным, почти мистическим свечением. 

В 1967 г. Шагал принял приглашение родителей Сары и приехал на установку витража. И тут случилось чудо: художник был настолько очарован атмосферой маленькой деревенской церкви, что, по преданию, воскликнул: «Это великолепно! Я сделаю их все». Но одно дело — заказать витраж церкви современному художнику в память о погибшей дочери. Совсем другое — объяснить местному настоятелю, что все окна в церкви будут заменены на полуабстрактные витражи. При этом художник не только не исповедует англиканскую веру, но и вообще иудей.  

Витражи устанавливали в церкви по мере того, как Шагал их делал. Однако четыре последних пролежали нераспакованными девять лет. По одной из версий, это произошло из-за того, что церковь наводнили любители искусства, вызвав негодование местных прихожан. 

«Это не картинная галерея, а церковь!»

Вид на алтарь и восточное окно, Церковь всех Святых в Тудли, Кент, Англия

Вид на алтарь и восточное окно, Церковь всех Святых в Тудли, Кент, Англия

По другой версии, четыре витража в алтарной части долгое время не устанавливали, так как для этого пришлось бы вынуть антикварное викторианское стекло. 

Лишь в 1985 г., незадолго до смерти художника, было достигнуто соглашение, и последние четыре творения Шагала заняли свое место. А их предшественников поместили в лайтбоксы и оставили в ризнице. 

Теперь это единственная в мире церковь, где абсолютно все витражи сделаны рукой Марка Шагала.

А местные? Местные жители уже давно не жалуются на поток посетителей, а радуются вниманию к их маленькой деревушке.

ОТ XVII В. ДО НАШИХ ДНЕЙ

Церковь всех Святых в Тудли изнутри, Кент, Англия

Церковь всех Святых в Тудли изнутри, Кент, Англия

Церковь всех Святых в Тудли изнутри, Кент, Англия

Церковь всех Святых в Тудли изнутри, Кент, Англия

Церковь в деревушке Тудли была построена еще в начале VII в.  — и была на тот момент одной из немногих церквей в этом регионе Англии.  

До наших дней дошли лишь более поздние элементы конструкции церкви — основания нефа церкви и башни, сделанные из песчаника. Они, по свидетельствам ученых, определенно были воздвигнуты до Нормандского завоевания Англии — то есть до XI в. 

Церковь в Тудли упоминается даже в так называемой «Книге Судного дня» (Domesday Book) — первой в средневековой Европе всеобщей поземельной переписи, проведенной в Англии в 1085–1086 гг. по приказу Вильгельма Завоевателя. 

Сохранился и список викариев церкви — аж с 1251 г. 

Однако большая часть самого строения, которое можно увидеть сейчас, датируется XVIII в. Кирпичная башня была построена в 1765 г., как и отделанный мрамором потолок. Северный придел был добавлен в 1871 г. 

Уже в XX в. церковь была серьезно отреставрирована: заменили скамьи и хоры, а также древняя система отопления здания была заменена современной. Тогда же, в 1966 г., был переделан восточный оконный проем, чтобы вместить первый из витражей Шагала. 

ХУДОЖНИК И РЕЛИГИЯ

Витражи Марка Шагала в Кафедральном соборе Святой Троицы в Чичестере, Западный Суссекс, Англия

Витражи Марка Шагала в Кафедральном соборе Святой Троицы в Чичестере, Западный Суссекс, Англия

Сам Шагал так говорил о своей работе над витражами: «Витраж для меня — это прозрачная перегородка, разделяющая два сердца — мое и мира… Читать Библию означает воспринимать идущий оттуда свет, и окно призвано сделать это очевидным — своей простотой и изяществом». 

Как и в исламской религиозной традиции, так и в иудаизме на фигуративное изображение людей наложен запрет: считается, что ни один из создаваемых человеком образов не способен передать всей полноты и красоты того, что было сотворено Богом. Но что если художник чувствует в этом свое призвание? Позволяет ли это оставаться ему правоверным иудеем? За разрешением этого вопроса Шагал даже обращался к раввину. Тот мудро ответил, что оставляет это решение на усмотрение самого художника. Шагал позже говорил, что само творчество для него и есть лучшая молитва. 

Поэтому с витражей в церкви Тудли на нас смотрят и библейские персонажи, и реальные люди, и ангелы, и птицы, и звери. 

Пейзаж в окрестностях деревни мало изменился с конца XIX в., и прогулка по деревне станет приятным дополнением к посещению церкви. 

Подробнее о церкви, мероприятиях и часах посещения можно узнать на официальном сайте