Все темы

Возрождение традиций: как вепсы вспомнили свои корни

153
Александра Зайцева

В 300 км на восток от Петербурга плоская равнина Ленинградской области сменяется холмистой местностью. Дорога идет то резко вверх, то сразу же круто вниз. «Вепсская Швейцария» — так иронично называют свой край потомки тех, кто много столетий назад поселились на берегах рек — в треугольнике Ладожского, Онежского и Белого озер.

Вепсы — малочисленный народ России, бережно хранящий свои традиции. 

Вот уже 35 лет подряд каждый июнь жители вепсского села Винницы проводят фестиваль «Древо жизни».

Для всех, кто интересуется историей и культурой многонациональной России, это уникальная возможность познакомиться с самобытной культурой

Кто такие вепсы

Вепсов иногда называют самым мирным народом на земле. Они с этим согласны: с одной стороны, желающих захватить их северные и малоплодородные земли, поросшие густым лесом, находилось не так уж много. С другой стороны, всегда была возможность избежать стычки — и отступить еще глубже в лес. 

Вепсы — финно-угорская народность, родственная финнам и прибалтам. Как рассказывают сами жители, когда в гости к ним приезжают эстонцы или финны, вепсы просят их говорить помедленнее, чтобы было все понятно, языки хотя и родные, но различия есть. 

«Осень»
  • вепсский язык — sügüz;
  • эстонский язык — sügis;
  • финский язык — syksy.
«Дождь»
  • вепсский язык — vihm;
  • эстонский язык — vihm;
  • финский язык — sade.
«Туман»
  • вепсский язык — sumeg;
  • эстонский язык — udu;
  • финский язык —sumu.
«Листопад»
  • вепсский язык — lehtištonlähtend;
  • эстонский язык — lehtede langemine;
  • финский язык — lehtien pudotus.

Современные ученые полагают, что вепсы — потомки древнего народа «весь», того самого, который упоминается еще в «Повести временных лет». В других источниках они называются «заволочская чудь». То есть «те, кто живут за волоками» — путями между Белым и Онежским озером, по которым в древности по суше перетаскивали суда. 

Во что верят вепсы

Жизнь в вепсских деревнях, отрезанных от больших городов бездорожьем и густыми лесами, всегда была наполнена верой в магическое. До наших дней вепсы сохранили эту веру. Представьте себе: короткое лето, длинная зима и отсутствие повсеместного электрического освещения. В темноте леса и окружающих холмов раздаются непонятные звуки — ну конечно же, это духи! 

Главным среди них для вепсов был хозяин леса — Мецижанд. 

Вепсы представляли его высоким мужчиной в балахоне, подпоясанным красным кушаком. Перед тем как зайти в его владения, нужно спросить разрешения. Если ведешь себя хорошо — не разоряешь птичьи гнезда, не рубишь деревьев больше, чем тебе нужно, то хозяин леса тебе ничего плохого не сделает. К нему всегда можно обратиться за помощью, если заблудился, и обязательно нужно оставить на пеньке немного еды, чтобы сохранить хорошие отношения. 

В верованиях вепсов языческое наследие причудливо сочетается с православными традициями. 

Например, они считают ель оберегом, потому что, по их мнению, иголки на концах веток располагаются в виде креста. И сейчас у многих вепсских домов можно увидеть посаженную — для защиты от злых духов — ель.

Личный опыт

Одна из необычных семейных традиций, которая до сих пор в ходу у вепсов, — это сватовство по ночам

Жительница Ярославичей Надежда вспоминает, что ее будущий муж не мог решиться всю ночь: «Уговаривали его до пяти утра». И в итоге жених с большой толпой сватов заявился почти с рассветом. Родители невесты не забыли ей вручить перед этим мутовку — в хозяйстве она используется для взбивания или взбалтывания чего-нибудь. А в свадебных традициях ее достает невеста, когда отказывает жениху. Надежда улыбается и говорит, что мутовка у нее хранится до сих пор, но тогда ночью не понадобилась.

Как фестиваль дал импульс национальному возрождению

Источник https://vk.com/wall-77611356_4840

Источник https://vk.com/wall-77611356_4840

Впервые фольклорный фестиваль «Древо жизни» провели в селе Винницы еще в советское время — в 1987 г. Готовили его специалисты по фольклору, этнографы, из Петербурга. 

Поначалу новость о фестивале местные жители встретили в штыки: заявили, что они русские и никакие не вепсы и праздник им не нужен. 

На фестиваль приехали гости из других регионов страны и даже соседних стран. «И мы узнали, в каком интересном мире мы живем, как много у нас родственных народов», — вспоминает Надежда Ковальская, руководитель «Вепсского центра фольклора». 

Местные жители были впечатлены тем, какая, оказывается, у них интересная, самобытная, богатая культура.

Энтузиасты, интересовавшиеся местными традициями и фольклором, были и раньше. Но именно с 1987 г. сохранением культурного наследия вепсов повсеместно занялись местные жители. Уже через год появились первые фольклорные ансамбли, а на ежегодный фестиваль стали приезжать тысячи людей. Спустя еще 10 лет в селе Винницы был создан центр по возрождению исконных ремесел вепсского народа — ткачества, плетения из бересты и лозы, вышивки, лоскутного шитья.

Чем заняться на фестивале

Калитки делают из ржаной муки, а в качестве начинки используют ячневую крупу, рис, пшено или картофельное пюре

Калитки делают из ржаной муки, а в качестве начинки используют ячневую крупу, рис, пшено или картофельное пюре

Гости фестиваля могут не только послушать песни на вепсском языке, увидеть, что современная молодежь танцует вепсскую кадриль так же задорно, как их прабабушки и прадедушки, но и глубоко погрузиться в быт северной деревни.

Сюда местные рукодельницы привозят свои ткацкие станки и показывают, как на них ткали одежду и текстиль для дома.

Здесь угощают традиционными калитками — вкуснейшими пирожками из ржаного теста с разными начинками.

Источник https://cultinfo.ru/news/index.php?CODE=muzey-vepsskoy-kukhni-poyavitsya-v-babaevskom-rayo

Источник https://cultinfo.ru/news/index.php?CODE=muzey-vepsskoy-kukhni-poyavitsya-v-babaevskom-rayo

Есть и местный алкоголь — олудь. Его называют вепсским пивом, но больше, честно говоря, он похож на бражку.

С собой из Винниц можно увезти не только отличные впечатления, но и сувениры — традиционные половички, обереги из бересты и даже украшения в традиционном стиле, подобные тем, что носили жители финно-угорских племен аж тысячу лет назад!

И все это праздничное великолепие — посреди густых лесов, меж которых петляет река Оять

По берегу реки Оять
Очень легко идти.
А вдруг пройдет
Милая девушка навстречу,
А вдруг хорошие слова
Придут мне на ум,
А вдруг придут сегодня
Красивые стихи на язык.
Здесь на весенней заре
Глухарь поет о любви…
Здесь на берегу давно
Живет мой народ.
По берегу реки Оять
Очень легко идти.
А вдруг пройдет
Милая девушка навстречу,
А вдруг хорошие слова
Придут мне на ум,
А вдруг придут сегодня
Красивые стихи на язык.
Здесь на весенней заре
Глухарь поет о любви…
Здесь на берегу давно
Живет мой народ.

Николай Абрамов

Ojat’-jogen randal
Lujas hüvä astta.
Aigoin tuleb minei
Armaz neižne vastha
Aigoin hüvid sanoid
Minä otan mel’he,
Aigoin tuldas tämbei
Čomad runod kel’he.
Tägä keväz’zor’al
Mečoi kimib ladvas,
Tägä randal amu
Eläb meiden rahvaz.

Nikolai Abramov

Где проходит фестиваль «Древо жизни»: Ленинградская область, Подпорожский район, с. Винницы, ул. Советская, д. 68, филиал «Вепсский центр фольклора»

Следить за новостями можно на странице «Вепсского центра фольклора» «ВКонтакте».

Читайте также

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО