Все темы

Где искать информацию о предках-железнодорожниках

9602
Светлана Лискова

С возникновения первых железных дорог в Российской империи в начале XIX в. и до сегодняшнего дня в сфере ж/д работали миллионы людей, причем не только непосредственно на поездах, но и при станциях, на прокладке новых путей и т.д. При этом архивы комплектовались отдельно по службам, в единый комплекс не собирались, централизованного учета не велось. И сейчас они хранятся так же: основной массив документов начиная с советского времени — в собственных архивах РЖД, дореволюционные материалы — в государственных региональных архивах.

Если у вас были предки-железнодорожники, воспользуйтесь нашими советами. Возможно, вам удастся обогатить свою семейную историю новыми подробностями.

Поиск сведений о гражданских работниках железной дороги

Карта железных дорог Российской империи в годы Первой мировой войны. Источник: https://dzen.ru/a/X7L9TTktTBmemn5h

Карта железных дорог Российской империи в годы Первой мировой войны. Источник: https://dzen.ru/a/X7L9TTktTBmemn5h

Россия опутана сетью железных дорог, которая растет из века в век и требует большого числа работников. Особенно интенсивным строительство железных дорог стало со второй половины XIX в., когда активизировалось освоение новых присоединенных территорий и Сибири.

Об истории развития железных дорог в России написано множество статей и книг. Много информации есть в Интернете, например, на Железнодорожник.рф. Отдельный исторический раздел есть и на официальном сайте РЖД.

К тем, кто работал на железной дороге, относят:

  • тех, кто ее строил;
  • тех, кто ее обслуживал и эксплуатировал (служащие пути, МТО и др.);
  • работников станций;
  • персонал вспомогательных учреждений (образовательных, медицинских и других организаций, созданных специально для сотрудников или пользователей железной дороги).
Экспресс Санкт-Петербург — Москва. Источник: https://dzen.ru/a/X83rfI-MeFPtjcFr

Экспресс Санкт-Петербург — Москва. Источник: https://dzen.ru/a/X83rfI-MeFPtjcFr

Документы каждого такого подразделения собирались в архивы по отдельности. Кроме того, железные дороги часто переименовывали, объединяли или, наоборот, разукрупняли их отделения и управления, поэтому сейчас нет четко структурированной системы хранения образовавшихся массивов дел. Стоит ориентироваться на современные названия станций и принадлежность их к конкретной железной дороге.

Для генеалога особенно интересны будут документы по личному составу: личные дела, учетные карточки, матрикульные книги (журналы по учету личного состава до 1917 г.) и т.п.

Архивы

Основные материалы о работе железных дорог и связанных с ними организаций хранятся в следующих архивах:

Ведомственные архивы РЖД

Период: с 1930-х гг.

Состав дел: списки служащих, личные дела, приказы по личному составу и т.п.

Государственные региональные архивы

Период: до 1917 г. и ранний советский период.

Состав дел: списки служащих, учетные карточки, матрикульные книги и т.п.

РГАЭ

Период: после 1917 г.

Состав дел: личные дела на руководящий состав.

РГИА

Период: до 1920 г.

Состав дел: списки высших чиновников; дела, касающиеся строительства дорог, включая списки рабочих и т.п.

Архив РЖД

В основном здесь хранятся документы начиная с 1930-х гг., но встречаются и более ранние, в том числе небольшая часть дореволюционных. На официальном сайте РЖД в разделе Архивные фонды можно определить, за какие годы имеется информация по разным подразделениям железных дорог.

Обратиться в архив можно, отправив запрос по почте. Адреса всех архивных учреждений РЖД приводятся.

Военно-санитарный поезд № 143. На переднем плане — солдат-санитар Сергей Есенин. Источник: https://dzen.ru/a/X7L9TTktTBmemn5h

Военно-санитарный поезд № 143. На переднем плане — солдат-санитар Сергей Есенин. Источник: https://dzen.ru/a/X7L9TTktTBmemn5h

Если документы есть, архив предлагает направить письменный запрос
В запросе укажите как можно больше имеющейся у вас информации: в какие годы, на какой станции, кем работал предок. Часто архивы РЖД на местах не автоматизированы, дела скомпонованы не по алфавиту, а по станциям, поэтому только по Ф.И.О. работникам архива будет сложно что-либо найти.

По каждой железной дороге сложилась своя специфика поисков. Так, например, архивы Октябрьской железной дороги (г. Санкт-Петербург) принимают генеалогические запросы через «Госуслуги», а некоторые отделения архивной службы РЖД (например, по Московско-Рязанской железной дороге) — только письмом по «Почте России». Полезно найти узкотематические форумы, где собрались исследователи конкретных ж/д веток или станций, и перенять их опыт.

Работники ж/д станции регулируют движение состава. Источник: https://dzen.ru/a/Y9TyFvhrLSoWH-2O?pulse_user_id=

Работники ж/д станции регулируют движение состава. Источник: https://dzen.ru/a/Y9TyFvhrLSoWH-2O?pulse_user_id=

Примеры форумов:

Если не удалось разобраться, к какому именно архиву относится нужная станция, на официальном сайте РЖД есть возможность отправить запрос через общую виртуальную приемную. Там обращение перенаправят в нужное отделение.

Если после окончания ведения дела еще не прошло 75 лет, архив потребует подтверждение родства.

Региональные архивы

Пассажирка вагона для некурящих Николаевской железной дороги. 1910 г. Источник: https://vita-life777.livejournal.com/80947.html?media

Пассажирка вагона для некурящих Николаевской железной дороги. 1910 г. Источник: https://vita-life777.livejournal.com/80947.html?media

Более ранняя информация по личному составу различных организаций, относившихся к деятельности железной дороги, хранится в региональных архивах.

Здесь могут быть и документы после 1917 г., в том числе в отдельных архивах новейшей истории. Так, архив Московской железной дороги передал личные дела служащих Московско-Курской ж/д, датированные 1878–1947 гг., на хранение в Главархив Москвы.

Важно разобраться, к какой дороге относится станция, на которой работал ваш предок, в настоящее время и где ее центральное управление. Скорее всего, именно в этом городе стоит искать документы. Например, практически весь массив дел, относящихся к Московско-Казанской дороге, независимо от места расположения станций, хранится в ЦГА Москвы; материалы по Октябрьской железной дороге — в Санкт-Петербурге (хотя в структуру архивного отдела Октябрьской железной дороги входят подразделения, расположенные в Москве, Бологом, Ржеве, Санкт-Петербурге, Пскове, Петрозаводске, Мурманске и Волхове); архив Юго-Восточной железной дороги — в Воронеже и т.д.

Группа личного служебного состава поезда. В первом ряду — губернатор А.Г. Чернявский, председатель местного управления Красного Креста, и его супруга О.К. Чернявская, попечительница Общины сестер милосердия. Источник: https://humus.livejournal.com/3958719.html

Группа личного служебного состава поезда. В первом ряду — губернатор А.Г. Чернявский, председатель местного управления Красного Креста, и его супруга О.К. Чернявская, попечительница Общины сестер милосердия. Источник: https://humus.livejournal.com/3958719.html

Для успешного поиска желательно знать название станции, подразделение и годы работы.

Какие-либо чины и звания работники могли получить, только имея профильное образование, а значит, сведения могли сохраниться и в фондах учебных заведений.

Следует иметь в виду, что в советское время при переходе работника в другое подразделение передавалось и личное дело, поэтому стоит начинать поиски с последнего места работы.

Пример

Петр Ефремович Иовлев, по воспоминаниям родственников, начал работать на железной дороге на станции г. Ужур Красноярского края: сначала на строительстве дороги, затем кочегаром. После войны он был направлен на учебу в Пензенскую дортехшколу. Получив профессию машиниста, стал работать на станции Нурлат Татарской АССР. Поиск следует начать с последнего места работы. 

  • С помощью сайта РЖД выясняем, что документы по станции Нурлат хранятся в архиве г. Ульяновска.
  • Пишем запрос по указанному адресу: 432068, г. Ульяновск, ул. Локомотивная, 100. В запросе указываем все имеющиеся сведения: Ф.И.О., год рождения, станцию, на которой работал предок, примерные годы работы, должность. Просим найти его личное дело, приказы по личному составу и другие документы, содержащие биографическую информацию.
  • Поскольку со времени окончания работы предка на железной дороге еще не прошло 75 лет, прикладываем к запросу документы, подтверждающие родство с ним.
  • В зависимости от полученного ответа таким же образом определяем места хранения документов с других станций, где работал Петр Ефремович, и отправляем запросы.

Другие архивы

Внутренний вид вагона для тяжелораненых военно-санитарного поезда. Источник: https://humus.livejournal.com/3958719.html

Внутренний вид вагона для тяжелораненых военно-санитарного поезда. Источник: https://humus.livejournal.com/3958719.html

В зависимости от специфики работы предка на железной дороге информация о нем может храниться и в других архивах. Сведения по ж/д формированиям военного времени есть в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ), по медико-санитарному отделу путей сообщения — в фондах здравоохранения Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), по членству в партии работников железной дороги — в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) и т.д.

На железной дороге, особенно на ее строительстве, часто использовался и лагерный труд. Сведения об этом хранятся в отдельных фондах региональных и федеральных архивов, а также архивах ФСБ.

(Архив ФСБ руководствуется не только Законом РФ № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Законом РФ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом РФ № 152-ФЗ «О персональных данных», но и собственным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, поэтому требует подтверждения родства для ознакомления с документами, даже если они старше 75 лет.)

👉 Телеграм-канал Famiry: не пропустите новые статьи — здесь все о генеалогии и изучении семейной истории: @famiry

Дополнительные источники

1. Музеи

Американцы покоряют Транссиб. 1918 г.Источник: https://vita-life777.livejournal.com/80947.html?media

Американцы покоряют Транссиб. 1918 г.
Источник: https://vita-life777.livejournal.com/80947.html?media

На некоторых крупных и малых станциях созданы тематические музеи. Самый значительный — Музей железных дорог России. Для генеалога интерес представляют и небольшие музеи, хранящие историю отдельной железнодорожной ветки или конкретной станции. Там можно найти фотографии, памятные альбомы и наградные документы, узнать подробности о профессии в нужный период, получить вдохновение на дальнейшие поиски.

Обязательно пообщайтесь с музейными работниками, расскажите им, кого вы ищете. Зачастую они любезно помогают, разрешают полистать старые советские альбомы с фотографиями и газетными вырезками, которые собирались сотрудниками музея к какому-нибудь памятному дню. И, как правило, знают «старожилов» станции и могут подсказать, к кому еще можно обратиться за сведениями.

2. Библиотеки

Подробнее о том, как библиотеки помогают в генеалогических исследованиях, можно прочитать здесь. Снова обратимся к ним в поиске предков-железнодорожников.

Адрес-календарь служащих Владикавказской железной дороги, 1913 г.

Адрес-календарь служащих Владикавказской железной дороги, 1913 г.

  1. Множество сведений о работниках железной дороги содержится в ведомственных справочниках. Например, в РГБ есть «Справочная книжка по личному составу служащих Китайской Восточной железной дороги» (Общ-во КВЖД. — Харбин, 1915). Она включает список чинов правления общества КВЖД и список служащих дороги с указанием имени, должности, чина, звания, вероисповедания, года рождения, образования, наград, срока службы и местожительства. Также есть списки служащих местного контроля КВЖД, консульских, таможенных, жандармских, полицейских, пограничных и прочих учреждений. Есть именной указатель.

    Полезными будут справочники, которые помогут разобраться в расположении станций, их появлении и переименованиях: справочники для железнодорожных статистических отделов, путеводители, описания и другие.
  2. В РГБ, РНБ, НЭБ хранятся адрес-календари железных дорог. В них указывалось множество фамилий служивших не только непосредственно на железной дороге (начальники, контролеры, кладовщики, ремонтники), но и при станциях и во вспомогательных учреждениях (работники жандармерии, образовательных, медицинских организаций).
  3. Иногда справочники можно найти в оцифрованном виде в электронных читальных залах, как, например, Адрес-календарь служащих Владикавказской железной дороги. Но, к сожалению, такие издания сохранились не по всем железным дорогам.

4. Фотографии

Музей в г. Ульяновске

Музей в г. Ульяновске

Если сохранились фотографии предка в форме железнодорожника, можно попытаться определить по ним должность, вычислить дополнительные сведения по атрибутике, наградным знакам (медалям, часам). Здесь снова придет на помощь Интернет, например, исторический раздел на неофициальном сайте Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги.

Если в вашем роду были железнодорожники, вполне вероятно, об этом сохранились сведения. Нужно только их найти. Начните поиски с ведомственного архива РЖД и государственного архива того региона, где они работали. И когда вы узнаете больше, кто знает, возможно, и вам захочется пойти по стопам своих предков.