«Бессмертный полк»: трамплин к поиску предков
Это история о грандиозном явлении, которое зародилось в Сибири и выросло из скромной частной инициативы во всемирное шествие. Сегодня «Бессмертный полк» — ежегодное массовое событие, мотивирующее сотни тысяч людей заняться генеалогией и начать искать свои корни. И вместе с тем это история о маленьких чудесах, которые произошли благодаря «Бессмертному полку». Ведь большое хотя и видится на расстоянии, но состоит из персональных радостей обретения искомого.
УДАЧА И ЦИФРОВИЗАЦИЯ
Акции по случаю Дня Победы, участники которых торжественно носили портреты ветеранов, проводились в разных городах России начиная с 1960-х гг. под различными названиями. Но именно «Бессмертный полк» обрел молниеносно выросшую ошеломительную популярность, в чем есть как элемент случайности, так и точное попадание в формат, общественный запрос и социальный нерв.
Согласно проведенному в 2018 г. опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, более чем 93% населения России интересна история их семьи. При этом именно в XXI в. развитие Интернета и электронных баз данных позволило как никогда легко добывать информацию, что способствует относительному упрощению поисков всего необходимого для участия в «Бессмертном полку». Доля пользователей цифровых технологий в России сегодня достигает 81%, по данным уже упомянутого ВЦИОМ.
ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
Первая акция «Бессмертный полк» в современном формате состоялась 9 мая 2012 г. в Томске. В ней поучаствовало порядка шести тысяч человек, что уже довольно масштабно, особенно для первого раза. Организаторами стали местные журналисты, а не власти, это определило принципиально «горизонтальную» организацию акции и в дальнейшем. Тогда же авторы запустили сайт, где можно было публиковать истории своих предков-ветеранов. Такая функция есть у платформы «Бессмертного полка» и сегодня.
В 2013 г. акцию повторили 15 городов и 2 страны, помимо РФ: Израиль и Казахстан. Далее до самой пандемии коронавируса популярность мероприятия лишь возрастала. В 2015 г. его поддержал даже глава государства, поучаствовав в шествии с портретом своего воевавшего предка.
В 2019 г. «Бессмертный полк» прошел в 115 странах, а в России собрал более 10 млн участников. Московское шествие состояло из 700 тысяч человек.
В год жестких пандемийных ограничений акция проходила онлайн: в ней приняли участие более 3 млн человек со всего мира. Трансляция шествия длилась 20 дней, ее посмотрели более 25 млн человек.
В 2021 г. снова миллионы людей присоединились к онлайн-маршруту, а во многих городах и странах акцию разрешили провести офлайн. В 2022 г. акция снова проходила преимущественно виртуально.
СОБСТВЕННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Чтобы принять участие в акции «Бессмертный полк», необходимо создать табличку с копией фотографии своего родственника, участника Великой Отечественной войны, и присоединиться с ней к маршу в объявленные день и час. Но сегодня «Бессмертный полк» проводится преимущественно онлайн. Для виртуального участия можно воспользоваться IT-платформой на сайте акции. Если вы не знаете даты жизни или не имеете фотографии воевавшего предка, можно обратиться к различным ОБД — открытым базам данных, таким как «Память народа 1941–1945». Там доступен поиск по ФИО, месту рождения, месту призыва, родам войск и другим деталям, а иногда даже по фотографиям. Такой раздел есть, например, на сайте самого «Бессмертного полка». Он позволяет загрузить имеющееся фото человека и посмотреть, каких людей по совпадениям во внешности подберет алгоритм. Там же идут активные дискуссии: того ли человека отыскал по фотографии искусственный интеллект? Косвенные подтверждения или опровержения находятся в сопоставлении известных о нем данных: имени, года рождения, места призыва и т. д.
«Бессмертный полк» — не только и не столько марш с фотографиями. По факту подготовка каждого участника к маршу — это мини-исследование по сбору данных о воевавшем предке (ФИО, годы жизни, награды, фотографии). Многие осознают неожиданно для себя самих, что не хотят останавливаться: «Вот я разузнал многое про воевавшего дедушку, а теперь хочу узнать про его жену — мою бабушку, потом про их родителей, а потом — если очень повезет — и про их родителей!» — и продолжают работать с открытыми базами данных, чтобы углубить свои знания об истории семьи, начинают говорить об этом с родными и даже посещать архивы.
«ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ…»
Сайт акции полон сообщений: «Благодаря „Бессмертному полку“ я узнала о своих предках и их подвигах в Великой Отечественной войне», «„Бессмертный полк“ помог мне найти родственников, о которых я даже не знал», «„Бессмертный полк“ — не просто сайт, это возможность вспомнить своих героев и узнать что-то новое о своей семье»…
Одна из участниц акции «Бессмертный полк» в офлайне и виртуальном формате, а также завсегдатай сайта проекта Галина Манина рассказала: «Благодаря „Бессмертному полку“ я нашла своих родных: участника Великой Отечественной войны Владимира Валентиновича Коробкина, маминого двоюродного брата, и потомков родного брата моего прадеда Степана Емельяновича Коробкина, которых никогда не знала. Как это случилось: я бродила по сайту и обнаружила с помощью поиска, что одна из участниц акции — Татьяна Дементьева — опубликовала фото своего дяди Анатолия Коробкина, погибшего в концлагере, поделилась его историей, приложила фото его матери. Оказалось, это не однофамильцы, а мои родственники. Я безмерно благодарна создателям проекта, благодаря им удалось воссоздать фрагмент родословной Коробкиных — уроженцев с. Шермейка Бардымского района Пермской области». Немаловажно, что все эти новые для Галины генеалогические данные получены не выходя из дома!
Возможно, именно современная высокая степень оцифрованности данных и легкость поиска сделали «Бессмертный полк» столь массовым явлением: можно, практически не прикладывая усилий, дать старт своему мини-расследованию.
ЗАЦЕПКА ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ
«Я живу в Подольске, у нас в городе находится знаменитый ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. — Прим. ред.), — делится специалист по подбору персонала Елена Романова. — В годы студенчества, лет в 20, я планировала когда-нибудь посетить этот архив, чтобы разузнать о своем воевавшем и впоследствии ушедшем из семьи дедушке. Но вот мне уже 33, а я так и не сходила в этот архив (смеется. — Прим. ред.). Знала только примерно, что прадед был стрелком, награжден чем-то… Что ж, благодаря открытым базам данных я теперь знаю, где именно в ЦАМО хранится его карточка. Ну и, кстати, я узнала его отчество: дедушка не хотел вспоминать своего отца, потому что, как я уже сказала, тот ушел из семьи; дедушка мой был уже не малышом, все запомнил. А вот отчество прадеда и какие-то сведения о нем — не знал или не сообщал специально, что вероятнее всего. При его жизни я была слишком мала, чтобы попытаться разговорить деда, а потом уже некого было расспрашивать. В 2018 г., решив принять участие в „Бессмертном полке“, я и полезла в Интернет поискать хотя бы что-нибудь. Получается, опубликованные данные военной карточки прадеда — это все, что я знаю о нем на сегодня. Но если соберусь копнуть глубже, то эти данные позволят хотя бы за что-то зацепиться. Так что история моей семьи по этой фамильной линии пока начинается с Великой Отечественной войны, а что было до нее — неведомо».
Ситуация Елены Романовой показательна. Тысячи семей в России ведут свою семейную историю именно со времен ВОВ. Биографию дореволюционных предков знать было не всегда безопасно (если в роду были белогвардейцы или зажиточные, то советская власть могла принять к потомкам меры), поэтому своих дальних прапрапрадедов многие не помнят. Но с середины прошлого века почти каждой семье в нашей стране есть кем гордиться. Как знатные фамилии упирались корнями в славных бесстрашных воинов-праотцов, так многие из нас сегодняшних тоже ведут летоисчисление своего рода от полулегендарных героев священной войны, внесших вклад в борьбу с мировым злом, а именно от воевавших с немцами предков. Акция «Бессмертный полк» визуализировала эти смыслы в формате грандиозного действа и как нельзя лучше передала суть народного чувства к дедам-победителям.
ВСЕ НЕ ЗРЯ
Собирая по крупицам информацию о воевавшем члене семьи, мы восстанавливаем биографии достойнейших представителей рода, и зачастую старейших, о которых хоть что-то известно. «Бессмертный полк» — это способ встретиться с прошлым своей семьи и своей страны лицом к лицу, возможность осознать масштабы и всенародность ВОВ, возможность начать свой персональный проект восстановления истории семьи благодаря тому, что решил однажды внести свою маленькую лепту в большую всемирную акцию.
Даже если дальше участия в акции ваш интерес к истории семьи не пойдет, само восстановление и фиксация боевого пути родного человека — это уже немало. И это точно не зря.