«И помнит мир спасенный…»
Как подписывали акт о капитуляции Германии
Ровно в полночь двери зала бывшей офицерской столовой распахнулись, и по паркету прошагали десятки начищенных сапог. Четверо высокопоставленных военных, разговаривавших на разных языках, заняли свои места за большим столом, второпях доставленным сюда, в пригород Берлина, из здания рейхсканцелярии. Зал заполнили журналисты ведущих газет и журналов мира, переводчики и офицеры разных стран. Зазвучала русская речь ― и в зал ввели еще одну группу офицеров. Их идеально сидящая военная форма, маршальский жезл с крестом из черной эмали в руках главного и золото на его погонах уже никого не очаровывали и не пугали. Офицеры заняли места за отдельным столом. Документы на подпись им не принесли ― они были вынуждены сами подняться и сесть за столик, унизительно приставленный к столу победителей. Так 9 мая 1945 г., в 00:43 была поставлена точка в Великой Отечественной войне. Голос Левитана по радио, слезы и салюты ― все это было после. Но предшествовал этой торжественной минуте долгий процесс выработки и согласования единого и четкого документа ― Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.
Первый документ о капитуляции был готов в июле 1944 г.
Под термином «капитуляция» в международном праве понимается прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств. Впервые о том, что война с Германией закончится ее капитуляцией, заговорил президент США Рузвельт в январе 1943 г. на секретной конференции в Касабланке ― там вопрос о капитуляции стал одним из пунктов повестки наравне с обсуждением хода военных действий. С тех пор эта идея стала официальной позицией Объединенных Наций. Проект соответствующего документа Европейская консультативная комиссия (орган выработки совместных решений стран-союзников, членов антигитлеровской коалиции) разрабатывала с января 1944 г. Документ под названием «Условия капитуляции Германии» союзники согласовали в конце июля 1944 г., его одобрили главы союзных правительств.
Однако Главное командование союзных сил (Supreme Headquarters Allied Expeditionary Force — SHAEF), куда был направлен документ, воспринимало его, скорее, как рекомендации, а не как обязательную инструкцию. Поэтому в первых числах мая 1945 г. SHAEF подготовило короткий и четкий собственный документ, который в результате и был подписан.
Его текст разработала группа американских офицеров из окружения союзного главнокомандующего Дуайта Эйзенхауэра. Основным автором был полковник Филлимор из 3-го (оперативного) отдела SHAEF. Английский дипломат Вайнанд предложил добавить в акт статью 4, которая давала возможность замены этого документа «другим генеральным документом о капитуляции, заключенным Объединенными Нациями или от их имени» ― таким образом снимались возможные вопросы противоречия документов.
А обширный документ, разработанный ЕКК, лег в основу Декларации о поражении Германии, которую подписали спустя месяц после актов о военной капитуляции.
В последние месяцы войны фашистская верхушка пыталась спасти нацизм подписанием сепаратного мира с западными державами ― например, они хотели капитулировать перед англо-американскими войсками, продолжив войну с СССР. Но союзники не пошли на этот шаг, настаивая на полной и безоговорочной капитуляции.
К началу мая положение Германии было более чем понятным всем участникам войны. В результате Берлинской операции, которая длилась с 16 апреля по 2 мая 1945 г., советские войска штурмом овладели Берлином; 30 апреля над Рейхстагом взвилось Знамя Победы, а Адольф Гитлер в тот день покончил жизнь самоубийством, предварительно назначив рейхспрезидентом и военным министром Германии, при сохранении за ним должности главнокомандующего ВМФ, гросс-адмирала Карла Дёница.
Два акта
Актов о капитуляции было два: первый из них был подписан в штабе командующего войсками западных союзников генерала армии США Дуайта Эйзенхауэра во французском Реймсе, второй ― в «логове врага» Берлине, точнее, в его пригороде Карлсхорсте. Историки разных стран до сих пор спорят, какой из актов считать главным ― первый или второй. СССР счел главным второй акт, Европа ― первый.
Как оценивают историки, отличия двух актов были незначительными по форме, но значимыми по содержанию. Вместо Soviet High Command (Советское Верховное Командование) во втором акте использовалось название Supreme High Command of the Red Army (Верховное Главнокомандование Красной армии). Пункт о сохранности военной техники был расширен и дополнен. Отдельным пунктом был оговорен языковой вопрос. Неизменным остался пункт о возможности подписания еще одного документа.
В Реймс немцы направили специальную группу, которая продолжила добиваться сепаратной капитуляции на Западном фронте, но союзники СССР вновь отказались от этого, настаивая на полной капитуляции, и готовы были обсудить ее условия, но немецкий посланник не имел на это полномочий. Тогда на самолете США в Реймс прибыл начальник оперативного штаба Верховного командования вооруженными силами Германии генерал-полковник Aльфред Йoдль, который согласился на окончательное подписание акта о капитуляции. Он имел на это полномочия, так как предварительно получил разрешение у германского руководства.
Седьмого мая, в 02:41 по центральноевропейскому времени (04:41 по московскому времени), в Реймсе был подписан первый акт о капитуляции. От имени германского Верховного командования 7 мая его подписал Альфред Йодль, от англо-американской стороны ― генерал-лейтенант армии США, начальник главного штаба Союзных экспедиционных сил Уолтер Беделл Смит, от СССР ― руководитель советской военной миссии во Франции при штабах союзных войск генерал-майор Иван Суслопаров. В качестве свидетеля акт подписал заместитель начальника штаба национальной обороны Франции бригадный генерал Франсуа Севез. Согласно документу, 8 мая, с 23:01 по центральноевропейскому времени (9 мая, с 01:01 по московскому времени) германские войска должны были прекратить боевые действия на всех фронтах, при этом оставаясь в своих расположениях. Так как акт был составлен на английском языке, только английский текст являлся официальным.
Впрочем, немецкая сторона тут же нарушила подписанный акт: Дёниц отдал приказ немецким войскам на Восточном фронте как можно быстрее отходить на запад, а в случае необходимости пробиваться туда с боем.
В разных источниках по-разному трактуется факт подписания двух актов. Есть версия, что это было запланировано заранее, но по самой распространенной версии генерал Суслопаров не дождался из Москвы ответа на свой вопрос о подписании акта и проявил инициативу, которая возмутила Сталина.
Главнокомандующий союзными силами Эйзенхауэр принял Суслопарова вечером 6 мая, сообщил о готовящемся подписании акта, просил передать в Москву текст документа и получить разрешение на его подписание. Суслопаров «передал телеграмму в Москву о предстоящем акте подписания капитуляции и текст протокола; просил указаний». Однако инструкции из Москвы не поступили вовремя, и Суслопаров принял решение подписать акт в Реймсе, но обезопасил себя примечанием к документу о том, что он не исключает в дальнейшем подписания иного, более совершенного акта о капитуляции Германии, если о том заявит какое-либо союзное правительство.
Сталин был категорически против подписания акта в Реймсе (по его мнению, в данном случае ведущую роль играли союзники, а не СССР), но его телеграмма дошла до Суслопарова уже после подписания. Верховный главнокомандующий СССР отказался признать подписанный в Реймсе акт, потребовав новое подписание в Берлине и попросив союзников не делать официальных объявлений о победе до вступления в силу капитуляции, то есть до 9 мая. Черчилль и Трумэн отказали Сталину в последнем требовании, но согласились на повторное подписание.
Иосиф Сталин: «Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, — в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции».
По дороге к Карлсхорсту расчищали завалы
Эйзенхауэр известил Йодля, что представителям Германии нужно явиться для совершения окончательной официальной процедуры подписания акта в то время и место, какое будет указано советским и союзным командованиями. Второе подписание акта со стороны СССР было доверено командующему 1-м Белорусским фронтом Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. Именно Жуков выбрал место подписания ― пригород Берлина Карлсхорст. В самой разбомбленной немецкой столице сложно было найти уцелевшее здание.
В Карлсхорсте, в здании бывшего военно-инженерного училища, располагался штаб 5-й ударной армии. Для церемонии был подготовлен зал офицерской столовой, мебель была привезена из здания рейхсканцелярии.
Перед подписанием акта, буквально за несколько часов, советские инженерные части подготовили дорогу из аэропорта Темпельхоф в Карлсхорст, взорвали остатки вражеских укреплений и баррикад, расчистили завалы. С утра 8 мая в Берлин начали прибывать журналисты крупнейших газет и журналов мира и фоторепортеры, чтобы запечатлеть исторический момент юридического оформления разгрома Третьего рейха. Погода в Берлине в тот день была на редкость теплой и сухой, практически летней ― «радостной», писали позже советские газеты.
В 14:00 8 мая на аэродром Темпельхоф прибыли представители Верховного командования союзных войск. Верховное командование экспедиционных сил союзников представлял заместитель Эйзенхауэра, главный Маршал авиации Великобритании Теддер, США ― командующий стратегическими воздушными силами генерал Спаатс, Францию ― главнокомандующий армией генерал де Латр де Тассиньи.
Из Фленсбурга под охраной английских офицеров в Берлин были доставлены бывший начальник штаба верховного главнокомандования вермахта фельдмаршал Кейтель, главнокомандующий кригсмарине адмирал фон Фридебург и генерал-полковник авиации Штумпф, имевшие полномочия подписать Акт о безоговорочной капитуляции от правительства Дёница. Последней прибыла французская делегация.
Кейтель и его сопровождающие заняли одну из комнат на втором этаже. Порядок и процедура церемонии подписания акта в это время обсуждались в кабинете Жукова в том же здании. Стороны договорились, что председательствовать будет Жуков.
«Не там, а здесь»
Заранее было оговорено, что церемония начнется в полночь по московскому времени. Ровно в 00:00 участники церемонии вошли в зал. Георгий Жуков открыл заседание словами: «Мы, представители Верховного Главнокомандования советских вооруженных сил и Верховного командования союзных войск, уполномочены правительствами стран антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования».
Затем Жуков пригласил в зал представителей немецкого командования во главе с Кейтелем, им предложили сесть за отдельный стол. Жуков и Теддер убедились в наличии у германской стороны полномочий от правительства Дёница и спросили, познакомились ли немцы с актом о капитуляции и согласны ли они его подписать. Кейтель ответил согласием и готов был поставить подпись на документе за своим столом, однако знаток дипломатического протокола советник Жукова Вышинский шепнул маршалу несколько слов, и Жуков громко произнес: «Не там, а здесь. Я предлагаю уполномоченным германского главнокомандования подойти сюда и тут подписать Акт о безоговорочной капитуляции». Кейтель подошел к специальному столику, приставленному к столу, за которым сидели победители, и подписал документ. Он поставил свою подпись на всех девяти экземплярах акта. Вслед за ним это сделали адмирал Фридебург и генерал-полковник Штумпф, затем расписались Жуков и Теддер, за ними ― генерал Спаатс и генерал де Латр де Тассиньи в качестве свидетелей. Церемония была окончена в 00:43 9 мая 1945 г.
Один экземпляр акта сразу же был вручен Кейтелю, другой подлинный экземпляр акта утром 9 мая был доставлен самолетом в Ставку Верховного Главнокомандования Красной армии. После окончания церемонии Жуков предложил немецкой делегации покинуть зал, и в этом же здании для представителей союзников и гостей состоялся большой прием, продолжавшийся до утра.
После того как акт был подписан, германское правительство было распущено, а немецкие войска полностью сложили оружие.
Советский народ узнал об окончании Великой Отечественной войны из сообщения Совинформбюро ночью 9 мая 1945 г., в 02:10 по московскому времени. Знаменитый диктор Юрий Левитан зачитал текст Акта о военной капитуляции фашистской Германии и Указа Президиума Верховного Совета СССР об объявлении дня 9 мая праздником Победы.
Юрий Левитан:
«Восьмого мая 1945 г. в Берлине представителями германского верховного командования подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена.
Германия полностью разгромлена. Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»
Сообщение звучало всю ночь, а затем весь день 9 мая. Вечером с обращением к советскому народу выступил Иосиф Сталин, после чего Левитан зачитал приказ верховного главнокомандующего о полной победе над фашистской Германией и об артиллерийском салюте 9 мая, в 22:00 тридцатью залпами из тысячи орудий.
И хотя до окончания Второй мировой войны оставалось еще несколько месяцев, для советского народа день 9 Мая навсегда стал Днем Победы.
Полный, на трех языках, экземпляр Акта о военной капитуляции Германии и подлинный документ с подписью Дёница, которая удостоверяет полномочия Кейтеля, Фридебурга и Штумпфа, хранятся в фонде международных договорных актов Архива внешней политики Российской Федерации. Еще один подлинный экземпляр акта находится в Вашингтоне, в Национальном архиве США.
В здании, где 8 мая проходило подписание акта, был открыт Германо-российский музей «Берлин — Карлсхорст». После падения Берлинской стены музей был закрыт, и большая часть его экспонатов с 1994 г. нигде не выставлялась. Но по договоренности между российским и германским правительствами к 50-летию окончания Второй мировой войны в Европе было принято решение возобновить работу музея. Музей «Берлин — Карлсхорст» (нем. Museum Berlin — Karlshorst) является многонациональным культурным заведением с постоянной экспозицией, посвященной истории Второй мировой войны.
Какие еще документы были подписаны в отношении Германии?
Пятого июня 1945 г. в Берлине четыре союзных главнокомандующих подписали Декларацию о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, Великобритании, США и Временным правительством Франции. Этот документ заменил Акт о капитуляции Германии. Декларация практически целиком воспроизводила текст документа о безоговорочной капитуляции, выработанный в Лондоне Европейской консультативной комиссией и утвержденный правительствами СССР, США и Великобритании в 1944 г.
В декларации определялись меры по полному разоружению Германии, эвакуации германских войск, расположенных на территориях других стран, передаче союзникам всех военнопленных и интернированных граждан Объединенных Наций, аресту лиц, подозреваемых в военных преступлениях. Кроме того, державы-победительницы получили право по собственному усмотрению размещать свои вооруженные силы и гражданские органы по всей Германии или в любой ее части, а все административные органы и германский народ должны были безоговорочно выполнять требования представителей союзных держав и полностью подчиняться всем их приказам.
Принципы Декларации о поражении Германии, а также соглашений о зонах оккупации и контрольном механизме были развиты в решениях Берлинской конференции руководителей СССР, США и Великобритании, которая прошла с 17 июля по 2 августа 1945 г. В ее итоговом документе провозглашалось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и союзники в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире». В то же время победители заявляли, что они не собираются уничтожить немецкий народ, и подтвердили свое намерение дать народу Германии возможность реконструировать свою жизнь на демократической и мирной основе.
Указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией» СССР подписал лишь через 10 лет после капитуляции гитлеровской Германии ― 25 января 1955 г. За день до этого министр иностранных дел Вячеслав Молотов встретился с послом ГДР в Москве Рудольфом Аппельтом, после чего был подписан указ. Председатель Президиума Климент Ворошилов и секретарь Николай Пегов назвали «ненормальным» отсутствие мирного договора спустя 10 лет после окончания боевых действий.
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии («Договор "Два плюс четыре"») был заключен между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германия, а также Францией, СССР, Великобританией и США в Москве 12 сентября 1990 г. Вступил в силу 15 марта 1991 г. Этим договором союзники по Второй мировой войне отказались от своих прав в отношении Германии. Договор состоял из десяти статей, урегулировал внешнеполитические аспекты объединения Германии и фактически взял на себя роль мирного договора между Германией и державами-победительницами во Второй мировой войне.
По договору внешними границами Германии окончательно стали существовавшие на тот момент границы Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии. Это означало, что Германия не имеет территориальных претензий к другим государствам и не будет выдвигать их в будущем.
Кроме того, Германия подтверждает этим договором, что с немецкой земли будет исходить только мир, и отказывается от производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием, а также на территории государства не будут размещаться иностранные войска или вооружение. И главное ― объединенная Германия обрела полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами.