Все темы

Херитейдж-туризм: путешествие к себе

4986
Анастасия Клепова
Автор: художница Марина Пугаева

Автор: художница Марина Пугаева

Из хорошего путешествия невозможно вернуться прежним человеком — оно преображает изнутри. Херитейдж-туризм, или путешествие по местам жизни предков, еще более трансформирующий опыт, чем просто запоминающаяся поездка. Это перемещение в пространстве, времени и внутри самого себя.

По работе я задавала вопрос «Каким было ваше первое воспоминание?», пожалуй, не менее 500 раз, потому что уже шесть лет работаю журналистом-генеалогом и собираю чужие мемуары.

«Когда б вы знали, из какого сора» может вырасти увлечение генеалогией! Удивительно, но именно желание вернуться на малую родину и возвращаться силой воображения в дострессовое детство привело меня к патриотизму (в адекватном его воплощении), краеведению и первому интересу к поиску предков еще в раннем детстве.

Неутолимая тоска по малой родине сослужила хорошую службу в поиске дела жизни: уже к своим восьми годам я написала первое стихотворение именно о родной Кашире и с тех пор не сомневалась, что свяжу свою жизнь с печатным словом. Так и вышло, карьера сложилась достойная.

660 лет приключений

Заготовка плаката «Кашира. Московская область», 1967 г. Художник: А.В. Борисов

Заготовка плаката «Кашира. Московская область», 1967 г. Художник: А.В. Борисов

Кашира — это 660 лет приключений: от нашествия татаро-монголов до переезда в город священника-астрофизика Николая Гришина каждая эпоха оставила здесь свои свидетельства и артефакты. В одном из преломлений Кашира — бывший уездный купеческий городок с россыпью старинных церквей (оттого уютный и интересный для прогулки выходного дня); в другом преломлении — родина первенца плана ГОЭЛРО, Каширской ГРЭС; в третьем (правде в глаза) — хтоническая провинция с умирающими памятниками архитектуры и безработицей.

В память о том, что Кашира пару месяцев была в наместничестве у татарских князей, на гербе города гнездится мифический татарский змей Зилант. За пределами Татарстана это существо на гербах не встречается. Исключение лишь моя Кашира и село Каширское Воронежской области, герб которого — это слегка нелепый пересказ герба моего родного города. Дело в том, что в ходе секуляризации земель в село Каширское переселились некоторые крестьяне нашего Каширского уезда для возделывания местного жирного и плодородного чернозема.

Интересно, что среди них были мои однофамильцы. Я знаю это по удивительному стечению обстоятельств: оказавшись случайно близ села Каширское по рабочему заданию, я посетила местное кладбище и нашла там немало Клеповых. Фамилия редкая, поэтому можно говорить о получении косвенного доказательства, что мои предки Клеповы проживали в Кашире еще в екатерининские времена (манифест о секуляризации церковных земель издан в 1764 г.). Вероятно, тогда часть Клеповых осталась в Каширском уезде, а другая переселилась и участвовала в основании села Каширское. Гипотеза ждет подтверждения или опровержения в архивах.

После той удивительной случайности я немало поездила по селам и деревням, где некогда жили мои предки по линии Клеповых, и собрала там богатый материал не только на память, но и для облегчения дальнейших архивных поисков.


О моих дальних предках и их происхождении известно немного. Есть семейная легенда о еврейском происхождении Клеповых. Легенда зиждется на упоминании этой фамилии в Библии (одной из жен-мироносиц была Мария Клеопова), нашей характерной внешности и «подозрительном» имени прадеда — Лазарь…

Фотограф: julia-tarasyuk

Фотограф: julia-tarasyuk

От прадеда Лазаря Андреевича Клепова в семье осталась трость ручной работы с прозрачной люцитовой рукояткой. Тоже мне богатство, скажете? Да, предки у меня были проще некуда, и ничего в этом нет стыдного.

Прабабушка по папиной линии Анна Дмитриевна Клепова (Пивоварова) выращивала арбузы в Каширском овраге, и они вызревали вопреки всем законам природы — о ней даже писали в местной газете. Однажды упоительным июлем я нашла в сарае отца старенький велосипед «Кама» и добралась на нем до того оврага. В нем угрожающе колосился борщевик и стоял робкий утренний туман. Возвратившись, я перевернула вверх дном весь сарай в поисках газеты с заметкой про арбузы (может, там и фото оврага нашлось бы), но из прессы обнаружила только архив журналов «Наука и жизнь». Увы, не все поиски заканчиваются успехом.

На том же стареньком велосипеде, подкачивая колеса ручным насосом через каждый километр, я доехала до церкви, где в конце XIX в. был крещен прадед Лазарь. Что я ощутила? Базу. То самое заземление, которое с первого детского стресса является для меня искомым чувством.

Фотограф: ksenobianinSanta

Фотограф: ksenobianinSanta

Еще одна немаловажная точка на карте истории моей семьи — литейный завод Центролит, стоящий в руинах почти 10 лет. В его архиве могла храниться автобиография моего отца, который работал там большую часть жизни сотрудником пожарной безопасности. Возможно, найдутся и другие документы по нему, но это лишь в случае, если документы из архива завода не выбросили, а перенесли в городской или районный архив.

Удивительно, но в городе сохранилась организация, которая в том числе снабжала население Каширы дровами. Ранее она называлась Райпотребсоюз, теперь просто Райпо. Райпо и сейчас занимается заготовкой дров, только теперь, конечно, не распределяет бесплатно согласно нормам, а продает. В Кашире до сих пор многие дома топят печами (добро пожаловать в Подмосковье, XXI век), да и бани на участках никто не отменял. Прямо на территории Райпотребсоюза располагалась скромная изба, где его работница, моя бабушка по отцу Любовь Федоровна Клепова (Телкова), жила и воспитывала четверых детей, включая моего отца. Фото этой избы сохранилось в семейном архиве, саму же ее недавно снесли. В будущем можно запросить документы из архивов и этой организации. Вероятно, также отыщется автобиография бабушки (такое было положено писать в советское время) и что-нибудь еще о ней или хотя бы о самой организации во времена бабушкиной работы и жизни там.

Петр Тютрин. «Кашира. Введенская церковь»

Петр Тютрин. «Кашира. Введенская церковь»

Высотной доминантой и самой главной достопримечательностью исторического центра Каширы является Введенская церковь (XIX в.) с часами на колокольне. Ее видно за многие километры на подъезде к городу. Во времена строительства этого и еще шести сохранившихся здесь храмов Кашира была богатым купеческим городом: она стоит на одной из главных «жидких» дорог России — реке Оке. Раньше именно реки были главными магистралями страны, обеспечивая финансовое благополучие жителей крупных городов, которые стояли вдоль этих магистралей. Поэтому богатые архитектурные фасады древних населенных пунктов лучше оценивать со стороны рек, к которым они и обращены. Будете в Кашире — рекомендую прогуляться по Оке на сапборде или обычной рыбацкой лодке, благо, на улице Рыбацкая Слобода и теперь, как несколько столетий назад, живет множество рыбаков, и с ними легко сговориться. Я так и поступила, сделав несколько фото с воды, повторив ракурсы, которые можно видеть на городских открытках начала XX в.

На обратном пути я заехала к дяде по отцу — 85-летнему часовщику, который лишь через полчаса беседы вспомнил, что я его племянница, и осознал, почему я задаю столько вопросов про его семейные воспоминания. Часы же при этом он чинил безукоризненно, даже сложнейшие, до самой смерти. Да, немаловажный факт: он умер через пару лет после этой беседы. Я успела записать ценные знания, это редкая радость. Чаще приходится сожалеть, что не успел ни о чем расспросить старших родственников, а тут — повезло. Так я узнала, что моя бабушка по отцу Любовь Федоровна Телкова участвовала в строительстве оборонных рубежей в Кашире в 1941 г., а в саму Каширу ее родители попали из Орловской области — участвовали в строительстве легендарной Каширской ГРЭС. Ценно то, что семейная память сохранила даже название малой родины Телковых в Орловской области, и теперь для архивного поиска по этой линии открыты все двери: место рождения предков крайне важно, поскольку позволяет понять, в каком архивном учреждении могут храниться документы по ним.

Открылись и ужасающие подробности ареста прадеда Лазаря Андреевича: его арестовали по доносу двух активисток 22 октября 1941 г. по обвинению по статье 58-10, часть «П», за распространение провокационных слухов о скором приходе Гитлера и о падении советской власти. «Активистки» даже не явились на очную ставку. Все это стало известно благодаря личному делу Лазаря Андреевича, найденному моим двоюродным братом в молодости. Копия хранится сейчас в семье, мне удалось ознакомиться с ней.

Путь к себе

Фотограф: ksenobianinSanta

Фотограф: ksenobianinSanta

К следующей поездке в Каширу я подготовилась основательнее: взяла из дома современный велосипед, договорилась о встречах с родственниками и составила расписание посещений кладбищ, где могли быть похоронены предки. До этого я частенько показывала свои родные края туристам-москвичам — увядающие усадьбы, расписные церквушки, купеческие домики, екатерининская застройка, окские просторы… Но та Кашира, что открылась мне в этой поездке, — нечто иное. Будто экскурсоводом моим был сам Бог, а маршрут проложен не столько сквозь пространство, сколько сквозь время. По факту так и было. Я плакала тут и там, фотографируя фундаменты старых домов и церквей, могилы и документы из семейных архивов дальних родственников. Потому что херитейдж-туризм (поездки по местам жизни предков) — жанр путешествий, которые сложно с кем-то разделить, пока у тебя нет потомков, можно лишь прожить самостоятельно. А результаты важно, не затягивая, подбить в одну папку, чтобы при случае и со значением передать в будущее.

Памятка

Как подготовиться к своему первому херитейдж-туру?

  1. Составьте план поездки, исходя из целей вашего исследования. По пути план, безусловно, будет меняться: не исключено, что вам откроется информация, которая заставит включать в изначальный маршрут новые места и новых собеседников. Как правило, в плане такой поездки обязательно фигурируют архивные учреждения, кладбища, где покоятся или могут покоиться предки, адреса ныне здравствующих родственников и старые адреса жизни предков, церкви, где могли быть крещены члены семьи, музеи, учебные, рабочие и другие учреждения, связанные с вашими предками.
  2. Кроме точек, важных в исследовании, продумайте логистику и питание: где вы будете заправлять машину (или каким общественным транспортом воспользуетесь), где ночевать, где есть. В деревнях и селах частенько нет мест общепита и гостиниц. Возможно, ночевать и питаться придется где-то в других местах неподалеку. 
  3. Изучите старинные и старые карты местности, сравните с нынешними спутниковыми снимками, особенно если ваш путь лежит в заброшенные населенные пункты. 
  4. Забронируйте все возможные места посещения ЗАРАНЕЕ, изучите время работы всех учреждений, найдите в Интернете контакты каждого пункта, позвоните и предупредите о своем визите! Убедитесь, что их адреса актуальны и что двери для вас будут открыты. Также это касается отелей и точек общепита. Не надейтесь на авось! Информация в Интернете бывает устаревшей. 
  5. Карты местности, план поездки, фамильное древо — все это должно быть у вас с собой в офлайн-виде, а лучше — в распечатанном виде. Ваши гаджеты могут разрядиться или не работать без Интернета. 
  6. Возьмите с собой блокнот, ручку, диктофон для проведения интервью с запасом батареек или зарядным устройством, аппаратуру для фотофиксации в хорошем качестве. Возможно, вы найдете неизвестный ранее портрет предка, дом или могилу — будет важно это запечатлеть в максимальном разрешении для истории!
  7. Одевайтесь удобно и по погоде. Учтите, что на улице придется провести немало времени: в зной продумайте защиту от солнца и комаров, в стужу — от холода; и всегда — от промокания и ветра.