В их руках частичка истории
Десятого марта в России отмечается День работников архивов. Накануне этой даты нашими собеседниками стали опытнейшие сотрудники архивной службы Петр и Елена, без которых исследование истории семьи просто немыслимо. Мы поздравили их с профессиональным праздником и поговорили об их уникальной и интересной работе.
РАБОТА В РАДОСТЬ
— Когда и как начинался ваш путь архивистов? Почему вы его выбрали, что этому способствовало?
Петр: Работаю в архиве всю сознательную жизнь после окончания факультета архивного дела Московского историко-архивного института. Интерес к истории, к старым документам появился еще в школьные годы, когда вместе с другом мы лазили по чердакам и находили там газеты, рекламки и другие документы прежних эпох. Это погружало в прошлое, позволяло его почувствовать. До поступления в институт я временно работал в архиве Новоиерусалимского музея. В конце 1980-х гг., на 4-м курсе института, попал на практику в Госархив древних актов (ЦГАДА СССР), где познакомился с работой всех его отделов изнутри и еще раз убедился, какое это сложное и интересное дело. Мне очень понравилось. Институт дал толчок, а все последующие годы была практика, и я набирался опыта, мастерства.
Елена: Пришла в архив в 2000 г. с целью найти сведения о своих предках. Мой прапрапрадед, солдат, привез из Польши в Россию мою прапрапрабабку. Я думала, что схожу в архив, найду нужные мне материалы об этом событии, почитаю и «расшифрую» семейную историю. Это было немного наивное представление, и, к сожалению, я не нашла того, что искала. Но в архиве осела — и надолго. Я поняла, что архивная работа мне по душе.
— Что вам особенно нравится в архивной работе?
Петр: Думаю, что всякая работа хороша. Раньше я искал какие-то очень интересные проекты, а потом понял, что в рамках любого проекта, если к нему относиться не поверхностно, а погружаться глубоко, работа может быть творческой и исследовательской. Архивная не хуже и не лучше любой другой исследовательской деятельности, будь то в космосе или в недрах земли. Если работа интересна по сути, да еще хорошо оплачивается, то получается здорово и время не напрасно уходит. Просто надо выполнять ее по максимуму, качественно, сверх того уровня, который от тебя ожидается.
Елена: Моя работа мне в радость. Мне все нравится. Конечно, интереснее работать с документами, чем с описью, но и опись иногда дает возможность понять какие-то отдельные события. А документы — это частичка истории в твоих руках.
— В процессе работы вам приходится общаться с коллегами-архивистами. Какая атмосфера царит в архивах, что вам нравится, а что оставляет желать лучшего?
Петр: Я сотрудничаю с федеральными архивами 35 лет. Прихожу туда как домой. Естественно, знаю всех сотрудников, со всеми здороваюсь. Архивы могу отличить даже по запаху документов, бумаги. В архивах работает много моих однокурсников — выпускников нашего института.
Елена: Последние (ковидные) годы сказались на работе архивов отрицательным образом — пошли ограничения; и, к сожалению, люди часто сидят не на своих местах. Если приезжаешь в другой город, сталкиваешься с тем, что в различных регионах документы хранятся в разных фондах — где-то в полицейских, где-то в губернаторских. И сотрудники архивов должны хорошо в этом ориентироваться и помогать тем, кто пришел в читальный зал.
У меня добрые взаимоотношения с коллегами Арзамасского архива, люблю Пензенский, Саранский архив, я бы их назвала «душевными». В наиболее активные годы работы часто ездила в командировки и, конечно, там посещала разные архивы: Екатеринбурга, Казани, Тобольска, Омска, Томска, Уфы, Волгограда, Саратова, Энгельса, Ставрополя и других населенных пунктов.
С коллегами-архивистами, иногда незнакомыми мне людьми, я часто общаюсь по Интернету. Но здесь нас объединяет одно — заинтересованность в какой-то теме.
— Какой самый старый архивный документ вы держали в руках?
Петр: Много документов XVI в., если говорить об архивных. А если неписьменные источники, то, участвуя в различных экспедициях, встречал немало древних находок… Грамоты Ивана Грозного держал в руках.
Елена: Документы из архива РГАДА времен Емельяна Пугачева. Я искала опись, а наткнулась на упоминание в свете пугачевских событий родной деревни моего папы и решила взять этот документ. Он был в неоцифрованном виде, конец XVIII в.
— Удалось ли построить свое родословное древо, в том числе с помощью архивных источников? Сколько в нем персон?
Петр: Мне интересны разные сюжеты, связанные с историей предков, а за количеством персон я не гонюсь. Среди моих предков есть меннониты — голландцы, которые переселились в Россию в конце XVIII — начале XIX в. Я находил документы, касающиеся их переселения, опубликовал статьи и книгу. Вообще в моей родословной много линий, которые хочется проследить, разгадать детективные истории, приблизиться к открытию тайн, утвердиться в имеющихся предположениях. Это длинная история. Только по линии отца я собирал документы — и собрал довольно много — в более чем 20 архивах. Хотя ясность до сих пор неполная. Например, мой дед был репрессирован и погиб в сталинских лагерях. В те времена в основном люди попадали в лагеря по надуманным обвинениям. Так вот, у меня есть ощущение, что дед как раз не входил в это число, а попал в лагерь как человек, который действительно боролся с большевизмом вместе с кругом единомышленников. Мне бы хотелось в этом подробнее разобраться. Пока информация отрывочная.
Елена: Сейчас у меня в древе мало персон (из числа прямых предков), и мне еще предстоит восстановление побочных линий, так как они были, к сожалению, утеряны.
«КУХНЯ» АРХИВИСТА
— Какие архивные документы представляют для вас сложность?
Петр: Разные. Например, некоторые документы первых лет советской власти имеют сохранность хуже, чем документы XVII в. Писали карандашом, дела подшивали бессистемно. Если же говорить вообще об архивной работе, то, во-первых, сложно бывает найти нужную информацию, а во-вторых, сложно бывает работать, когда это долго и скучно, например, просматривать метрики. Работа механическая, и я стараюсь ее избегать. Мне, повторюсь, интересно там, где не очевидно, как искать.
Елена: Я ко всем документам подхожу одинаково. Сложность, наверное, возникает по причине плохого почерка автора документа. Иногда документ важный, а прочитать не можешь... Но это и подталкивает к работе дальше, к тому, чтобы разобраться в этих буковках во что бы то ни стало, потому что это захватывает.
— Есть ли у вас лайфхаки в архивном деле? Поделитесь, пожалуйста, своими секретами и хитростями!
Петр: Смотреть широко. К примеру, я исследую узкий вопрос — конкретную семейную историю в каком-то регионе, в конкретном месте. Я приезжаю в командировку и иду в архив, где смотрю более широкий круг фондов, современные и старые картотеки (того же губернского-жандармского управления, охранного отделения, канцелярии губернатора), алфавитные указатели к фондам, то есть использую все те возможности поиска, которые в каждом архиве есть. Просто в каждом архиве они разные и часто неожиданные. Например, в Госархиве Российской Федерации есть огромная картотека департамента полиции. Я стараюсь проверить по ней искомое лицо, если это подходит по временному периоду, по хронологии. Возможно, этот человек и не был участником революционных событий, но я знаю, что департамент полиции контролировал дореволюционную общественную жизнь и составлял картотеку, в которой есть информация на несколько миллионов человек активной части общества. Можно найти много чего интересного. И всегда хочется чего-то большего. Правда, надо всегда отдавать себе отчет, что документ — это продукт какой-то ситуации, какой-то деятельности, надо иметь в виду, что документ составлен с какой-либо целью и что сама ситуация могла быть не совсем такой, как она описана. Когда это учитываешь, все встаёт на свои места. То есть нельзя никакой документ воспринимать как механическое отображение реальности — это всегда субъективно, тенденциозно. И только когда собирается достаточное количество документального материала, можно его соотносить, а также делать выводы, видеть, реконструировать те или иные отраженные в нем исторические события.
Елена: Присматриваться к почерку, если документ рукописный. С первым листом, возможно, придется долго повозиться, а потом все пойдет на ура. Нужно понять ситуацию, разобрать все буковки и спокойно идти дальше.
АЗЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
— Как правильно составить заявку в архив? Как искать самому, на что обращать внимание? Что вообще надо знать человеку, впервые пришедшему в архив?
Елена: Нужно указать все сведения о разыскиваемой персоне: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, другие данные. Причем при указании места рождения следует иметь в виду, что в 1920–1930-е гг. у нас населенные пункты «кочевали» из региона в регион. На данный момент, правда, практически все архивы издали справочники по территориальному делению, где можно без особого труда отыскать нужный населенный пункт. Это упрощает ситуацию. Нужно также иметь в виду, что, если фамилия распространенная, найти будет сложнее. Например, в Костромской губернии нет ни одной деревни, где бы не было Смирновых. Поэтому, прежде чем делать запрос в архив, нужно как можно больше выяснить исходных данных: поднять домашний архив, просмотреть письма, записки, вспомнить семейные легенды, версии и зафиксировать их.
Еще один важный момент: нужно понимать, что найти можно практически все, если документы сохранились. К сожалению, может оказаться так, что их просто не существует на данный момент, и тогда надо подключать какие-то дополнительные фонды (сельсоветы, к примеру). Надежду терять нельзя.
В поиске нужно обращать внимание на все! То есть на любые сведения об искомом человеке, в том числе на сведения о, казалось бы, второстепенных лицах — крестных, свидетелях при регистрации брака, которые могут оказаться даже его родственниками.
Человеку, впервые пришедшему в архив, нужно иметь при себе паспорт. После заполнения анкеты и регистрации в архиве он получает доступ в читальный зал и может работать с необходимыми ему документами.
Иногда возникают ситуации, требующие подтверждения родства. Дело в том, что в архивах документы ограничены сроками. То есть если не прошло 75 лет, а в документе упоминаются личные данные искомого лица, это личное дело могут не выдать без подтверждения родства. В архивах ЗАГС та же картина, но там срок ограничения доступа еще больше — 100 лет.
Советы, как работать в архивах:
- Начните с заказа описи дел. Ее вам могут выдать сразу, а могут через несколько часов или даже на следующий день. Есть бумажные описи и электронные. По описям вы сориентируетесь, какой номер дела вам надо заказать.
- Когда вам принесли дело, зафиксируйте его номер в своих записях, чтобы не забыть. Затем переходите к вдумчивому конспектированию каждого документа из дела, чтобы ничего не пропустить. Помимо архивного шифра, указывайте также номера листов, откуда вы делаете пометки.
- Фиксируйте все как можно ближе к оригиналу, сохраняйте ошибки и опечатки, а также написание на старый лад, не старайтесь написать все по-современному. Если есть возможность, сфотографируйте важные листы документов, но помните, что это платная услуга в архивах.
— Где сегодня учат на архивистов?
Петр: Как и прежде — в Историко-архивном институте, вошедшем в состав РГГУ, а также на исторических факультетах университетов.
— Что бы вы пожелали начинающим архивистам?
Елена: Усидчивости, желания разобраться, понять задачу и суть архивных поисков. Бесцельное листание документов ни к чему не приведет. Новых идей и новых открытий!
Поздравляем наших любимых архивистов с праздником и желаем неиссякаемой энергии и радости в их сложном, кропотливом и таком нужном деле!