Непростая история женского праздника: почему 8 Марта не про цветы и весну
В восьмой день весны мамы, бабушки, сестры и дочки традиционно получают цветы, подарки и внимание. Этот праздник ошибочно ассоциируется у всех с нежностью женского пола. Мало кто знает, что изначально дата носила только политический оттенок. В этот день революционерки объявили о намерении бороться за права женщин.
Родословная праздника уходит своими корнями в середину XIX в. Нью-йоркские женщины организовали Марш пустых кастрюль, прошедший 8 марта 1857 г. Они требовали усиления своего социального статуса, повышения заработной платы и равных условий труда. Также 8 марта 1917 г. в Петрограде началась забастовка ткачих: на это их подвигла война, голод и отчаяние. Спустя полвека и до сих пор именно за этой датой закрепилось общепринятое название — Международный женский день.
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ XVIII–XIX вв. Почему прогрессивные идеи не предполагали равенство полов
Важно сказать, что гендерный порядок в России — довольно не исследованное явление. В нашей стране он выстраивался по-другому еще до петровских реформ и эпохи Просвещения.
Эпоха Просвещения, как правило, ассоциируется с развитием науки, философской и общественной мысли — одним словом, с прогрессом. Удивительно, но просветительская идеология XVIII в. пропагандировала женоненавистничество. Большинство деятелей французского Просвещения высказывались против равенства мужчин и женщин. Существовало понятие «естественного права», призывавшее руководствоваться законами природы. Просветители считали, что женский пол слабее, не равен мужскому по своей природе, а значит, и одинаковых прав быть не может.
Эти идеи постепенно заражали и Россию. Был принят ряд законодательных актов, которые отличались презрительными настроениями в отношении женщин. Так, своим указом Павел I запретил русским женщинам вступать на престол. Положение женщин к началу XIX в. было действительно плачевным. В общественном сознании укрепилась мысль об их неравенстве с мужчинами. Чтобы опровергнуть это, женщинам впоследствии неоднократно приходилось доказывать обратное.
Тем не менее положение женщин в русском обществе было несколько выше, чем на Западе. К примеру, девушки могли получать образование. Так, Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 г., принимал на обучение дочерей высокопоставленных лиц и готовил их для придворной и светской жизни. Если западный дискурс преподносил женский пол как совершенное зло, то в России воспоминания о влиятельных фигурах императриц не давали общественному сознанию провалиться в женоненавистническую пропасть.
Еще в 1830-е гг. Пушкин писал, что женщины ни в чем не уступают мужчинам. Мысль о том, что женский пол ниже и слабее мужского, поэт считал грубым недоразумением. «Побеседуйте с нашими московскими барышнями, и все мужчины покажутся вам полными дураками», — писал Александр Сергеевич. Также о женском вопросе писали Н. Чернышевский, В. Белинский, М. Бакунин, А. Герцен.
СИЛА ДУХА РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ: КАК ДЕКАБРИСТКИ ПЕРЕВЕРНУЛИ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Жены декабристов показали высокий уровень нравственного духа, когда пошли за своими мужчинами на каторгу. Подвиг русских женщин впечатлил многих. Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины» хорошо отражает силу воли и непоколебимую выдержку женского пола во время этих событий. В центре поэмы реальные исторические фигуры — непосредственные участницы событий княгини М.Н. Волконская и Е.И. Трубецкая. При написании произведения писатель пользовался историческими источниками и опирался на записки самой Волконской. Эти записки были написаны княгиней в Москве, после возвращения из Сибири. Они охватывают период жизни во время ссылки, а именно 31 год пребывания на каторге. Изначально «Записки» предназначались исключительно для семьи Марии Николаевны, но в итоге важный исторический пласт сведений, которые запечатлела княгиня в своем труде, стал ценным для всего общества, а произведение Некрасова вызвало широкий резонанс и большой интерес к этой ситуации. Благодаря добровольной ссылке М.Н. Волконская и Е.И. Трубецкая доказали, что их жизнь не ограничивается балами и пустыми светскими разговорами.
Важно отметить, что, будучи в Сибири, декабристки вели активную образовательную деятельность, открывали библиотеки и школы. Причем обучение велось тайно на дому: образование, как и любое просветительство были под строгим запретом. В личном архиве декабриста П. Анненкова сохранились воспоминания его дочери, родившейся на каторге. Она писала, что в домах Волконской, Давыдовой, Ивашевой и в их доме вместе с родными детьми воспитывались дети местных жителей. Так, Волконская Мария Николаевна обучала детей чтению, рисованию, церковному пению и даже французскому языку.
ОБРАЗОВАНИЕ — ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: А.Н. ШАБАНОВА КАК ПЕРВОЕ ЛИЦО ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
Вопрос образования стал первым, с чего началось женское движение в России. Женщины боролись за право на образование, потому что оно было первой ступенью на пути к независимости, к возможности зарабатывать и кормить себя самостоятельно. Анна Шабанова принадлежала к числу наиболее ярких и последовательных пропагандисток женского образования. Она стала ключевым лицом феминизма в стремлении уравнять права мужчин и женщин. Ее «Очерк женского движения в России» — один из самых интересных документов эпохи.
Анна Шабанова — потомственная дворянка, слушательница Высших женских курсов, первая женщина — детский врач, с 1889 г. председательница Русского женского взаимно-благотворительного общества.
В своем «Очерке женского движения в России» она углубляется в историю и обнаруживает, что женщина в Древней Руси была свободной и независимой, ее права не ограничивались. Анна Николаевна показывает хронологию развития женского движения, предпринимает попытку разработать концепцию либерально-демократического направления, освещает работу по проведению Первого всероссийского женского съезда. Идея об этом союзе принадлежит именно Анне Шабановой. Это была яркая феминистская акция, продемонстрировавшая факт существования женского движения в России. В декабре 2023 г. Первому всероссийскому женскому съезду будет 115 лет.
«Очерк женского движения в России» — яркий и интересный труд, в котором передается суть движения женщин и их деятельности по усилению своей позиции в обществе.
Анна Шабанова встала у истоков общественно-политического движения женщин, помогла ему выйти на новый уровень и внесла бесценный вклад в борьбу женщин за свои права.
АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА КОЛЛОНТАЙ: ПЕРВАЯ В МИРЕ ЖЕНЩИНА-ПОСОЛ
В 1917 г. в советском правительстве появилась первая в мире женщина-министр. Ею стала Александра Михайловна Коллонтай, поставленная самим Лениным заниматься социальными вопросами.
Всего несколько женщин в советские времена добились вершин власти. Надежда Константиновна Крупская, будучи доктором педагогических наук, вела советскую государственную, партийную, общественную и культурную деятельность. Екатерина Алексеевна Фурцева посвятила государственной работе 20 лет и добилась должности министра культуры. Раиса Максимовна Горбачева стала почетным общественным деятелем советского времени. Но Александра Коллонтай была самой влиятельной женщиной и буквально на глазах трансформировала общественное сознание. Она сделала себя сама, а ее яркий и скандальный образ впечатлил и повел за собой многих. Спорность личности и любовные романы Коллонтай обсуждают до сих пор. Но во главе всего стоит ее безусловная защита женских прав и ярая борьба за светлое будущее соотечественниц.
Александра Коллонтай была не только революционеркой, министром и первой женщиной-послом — она писала прозу, в которой выражала свои представления о будущем мироустройстве и отношениях между полами. Повести «Большая любовь», «Василиса Малыгина» и рассказ «Любовь трех поколений» показывают, как женщины обретают свободу для классовой борьбы.
Будучи революционеркой, Коллонтай никого не оставляла равнодушным. Для одних она была совершенством и примером для подражания, а для кого-то — ненавистной революционеркой, лезущей не в свое дело. Ленин и Сталин относились к ней с нескрываемой симпатией, ведь человек, обладающий огромным влиянием внутри страны, гораздо выгоднее в качестве союзника.
Александра Коллонтай была талантливым оратором. Она организовывала и посещала митинги, буквально зажигая толпу своими выступлениями. За ней готовы были идти в огонь и воду. Мечтой революционерки было осуществить в России такие реформы, которые сделали бы жизнь женщин гораздо легче. Помимо этого, ей хотелось, чтобы каждая женщина могла реализовать себя в любом деле.
Ленин готовился резко изменить всю политику большевиков периода Февральской революции. В этом значительную поддержку ему оказали два человека: Вячеслав Михайлович Молотов, один из руководителей Русского бюро ЦК РСДРП, и Александра Михайловна Коллонтай. Так революционерка оказалась на переднем плане борьбы за равноправие, получив устоявшееся прозвище «Валькирия революции», которое закрепилось за ней до сих пор.
Двадцать три года блистательной карьеры Александры Коллонтай принесли исключительно важные результаты. Благодаря ей возник Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и трудовое законодательство, экономически уравнявшее оба пола. С присущим ей трудолюбием она реализовала глобальный проект, в результате чего появилась целая сеть социальных учреждений — ясли, детские сады и роддома. Такого не было ни в одной стране мира.
Внеся неоценимый вклад в женское движение, Александра Михайловна Коллонтай скончалась 9 марта 1952 г. и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
ВОСЬМОЕ МАРТА: ПРАЗДНИК СИЛЬНОГО ПОЛА
Официальное празднование 8 Марта в качестве Международного женского дня было учреждено ООН только в 1975 г. На его создание повлияли массовые выступления женщин и их борьба за свои права в 1960-е гг. Из этих выступлений родилась Декада женщин ООН — десятилетие (с 1976 по 1985 г.), в течение которого прошли две международные конференции, посвященные гендерным проблемам. В это же время была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Женщины преодолели большой путь, прежде чем получить право на образование, работу и многое другое. Таким образом, 8 Марта можно по праву считать праздником борьбы за права женщин.