Все темы

Масленица на носу! В разгар масленичной недели рассказываем о главных традициях праздника

626
Вера Гиренко

«У них на масленице жирной водились русские блины» (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Если есть у России традиция, которая отражает национальный характер во всей его полноте и широте, то это, конечно, Масленица. В этом исконно языческом празднике, вписанном в православный календарь, соединились карнавальная красочность, вакхическое буйство, мистериальная ритуальность и христианское смирение. Не удивительно, что Масленица всегда так пугала и одновременно притягивала иностранцев. 

Борис Кустодиев. «Масленица». 1916 г. Из коллекции Государственного Русского музея

Борис Кустодиев. «Масленица». 1916 г. Из коллекции Государственного Русского музея

Борис Кустодиев. «Масленица». 1920 г. Из коллекции санатория «Узкое» Академии наук в Московской области

Борис Кустодиев. «Масленица». 1920 г. Из коллекции санатория «Узкое» Академии наук в Московской области

Борис Кустодиев. «Зима. Масленичное гулянье». 1919 г. Из коллекции Государственного Русского музея

Борис Кустодиев. «Зима. Масленичное гулянье». 1919 г. Из коллекции Государственного Русского музея

«Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица»

Масленица — праздник победы жизни над смертью; считалось, что договоренность о свадьбе, сделанная на Масленицу, сулит счастливую семейную жизнь. Именно поэтому неженатые и незамужние с нетерпением ждали вторника, или «заигрыша». В этот день проводили смотрины. Если все складывалось удачно — молодые люди нравились друг другу, а их родители договаривались о приданом, — то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба.

Что девушке делать, если сватовство не привело ни к чему? Само собой, сначала немного поплакать. А потом обратиться за помощью к женщинам, которые замужем около года. У них на этот случай был припасен ритуал — они впрягались

в сани, возили своих пока одиноких подруг и при этом пели веселые частушки, выкрикивали прибаутки. Таким образом замужние символически брали на поруки незамужних, ускоряя процесс поиска жениха для них.

Повеселев от прогулки в такой упряжке, девушка могла погадать на суженого в компании сверстниц. Для этого использовались блины с разными начинками. Нужно было вслепую выбрать блин с блюда и попробовать его на вкус — он отражал характер будущего жениха. Варенье — избранник будет любящим. Сметана — богатым. Луковый блин — молодой человек будет сварливым и жестоким.

А чтобы девушки были предупреждены и о других возможных негативных аспектах семейной жизни, их взрослые подруги забирались на самое высокое место в округе и пели грустные песни о разлуке с родителями и строгих свекре и свекрови.

В финале череды брачных ритуалов можно было от души повеселиться над холостыми парнями. В масленичную неделю их ждала кара: им на шею подвешивали колодки с поленом, которое символизировало обязательную, но пока не существующую у них «вторую половинку». Холостяки должны были ходить в таком виде целый день и выслушивать насмешки окружающих.

Василий Суриков. «Взятие снежного городка», фрагмент. 1891 г. Из коллекции Государственного Русского музея

Василий Суриков. «Взятие снежного городка», фрагмент. 1891 г. Из коллекции Государственного Русского музея

Федот Сычков. «Масленица». 1914 г. Из частного собрания

Федот Сычков. «Масленица». 1914 г. Из частного собрания

«Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай»

Традиционно Масленица — это период самого интенсивного в году общения между родственниками. За богато сервированным столом собирались все поколения, чтобы обменяться новостями и продемонстрировать свои кулинарные способности.

Иван Шмелев, выросший в консервативной московской купеческой фамилии, так описывает масленичное застолье в своем романе «Лето Господне»:

«Стол огромный. Чего только нет на нем! Рыбы, рыбы... икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки... За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой... наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой... блины молочные, блинцы с яичками... еще разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой... желе апельсиновое, пломбир миндальный-ванилевый...»

Борис Кустодиев. «Деревенская масленица (Гармонист)». 1916 г. Из коллекции Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина

Борис Кустодиев. «Деревенская масленица (Гармонист)». 1916 г. Из коллекции Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина

Такое масштабное застолье обычно проходило в среду, или «лакомку». Именно в этот день зять приходил на блины к теще — такой обед объединял семьи мужа и жены. Главным угощением на нем были, конечно, блины. У каждой хозяйки был свой особенный рецепт, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

Ответный визит — тещи в дом зятя — происходил в пятницу, которая так и называлась — «тещины вечерки». А в субботу приходило время золовок приходить в гости — их вместе с другими родственниками мужа на блины приглашала невестка.

Но чемпионами по визитам в Масленицу были молодожены — пары, чья свадьба прошла не более года назад. Они объезжали всех своих родственников и дарили им подарки, чтобы заявить о своей счастливой и богатой совместной жизни. А в ответ получали домашнюю масленицу — куклу из соломы, которая символизировала счастье пары и здоровье ее будущих детей. Кстати, именно в этом коренится современный обычай прикреплять куклу на первую машину свадебного кортежа.

Иван Куликов. «В крестьянской избе». 1902 г. Из коллекции Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Иван Куликов. «В крестьянской избе». 1902 г. Из коллекции Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Борис Кустодиев. «Масленица (Масленичное катание)». 1919 г. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. «Масленица (Масленичное катание)». 1919 г. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

«Пришел пост — отгрызу у волка хвост»

Василий Перов. «Чистый понедельник». 1866 г. Из собрания Третьяковской галереи

Василий Перов. «Чистый понедельник». 1866 г. Из собрания Третьяковской галереи

Пожалуй, в воскресенье очевиднее всего то, как Масленица сочетает в себе признаки христианства и язычества. В пользу первого просят прощения у родных и близких за все обиды. А в знак второго сжигают на костре соломенную Масленицу, символизирующую Морену — славянскую богиню смерти, холода и тьмы. Вокруг чучела водили хороводы, пели песни, в которых высмеивали повелительницу мрака и просили быстрее уйти. Верили, что все желания, загаданные, пока кострище пылает, обязательно исполнятся. Вечером снова отдавали должное смерти — поминали усопших и ходили на кладбище.

Прощание с Масленицей завершалось в Чистый понедельник. Нужно было подготовиться к духовному очищению при помощи физического мытья — обязательно ходили в баню, «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромной пищи. Впереди — 40 дней Великого поста.