Масленица на носу! В разгар масленичной недели рассказываем о главных традициях праздника
«У них на масленице жирной водились русские блины» (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Если есть у России традиция, которая отражает национальный характер во всей его полноте и широте, то это, конечно, Масленица. В этом исконно языческом празднике, вписанном в православный календарь, соединились карнавальная красочность, вакхическое буйство, мистериальная ритуальность и христианское смирение. Не удивительно, что Масленица всегда так пугала и одновременно притягивала иностранцев.
«Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица»
Масленица — праздник победы жизни над смертью; считалось, что договоренность о свадьбе, сделанная на Масленицу, сулит счастливую семейную жизнь. Именно поэтому неженатые и незамужние с нетерпением ждали вторника, или «заигрыша». В этот день проводили смотрины. Если все складывалось удачно — молодые люди нравились друг другу, а их родители договаривались о приданом, — то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба.
Что девушке делать, если сватовство не привело ни к чему? Само собой, сначала немного поплакать. А потом обратиться за помощью к женщинам, которые замужем около года. У них на этот случай был припасен ритуал — они впрягались
в сани, возили своих пока одиноких подруг и при этом пели веселые частушки, выкрикивали прибаутки. Таким образом замужние символически брали на поруки незамужних, ускоряя процесс поиска жениха для них.
Повеселев от прогулки в такой упряжке, девушка могла погадать на суженого в компании сверстниц. Для этого использовались блины с разными начинками. Нужно было вслепую выбрать блин с блюда и попробовать его на вкус — он отражал характер будущего жениха. Варенье — избранник будет любящим. Сметана — богатым. Луковый блин — молодой человек будет сварливым и жестоким.
А чтобы девушки были предупреждены и о других возможных негативных аспектах семейной жизни, их взрослые подруги забирались на самое высокое место в округе и пели грустные песни о разлуке с родителями и строгих свекре и свекрови.
В финале череды брачных ритуалов можно было от души повеселиться над холостыми парнями. В масленичную неделю их ждала кара: им на шею подвешивали колодки с поленом, которое символизировало обязательную, но пока не существующую у них «вторую половинку». Холостяки должны были ходить в таком виде целый день и выслушивать насмешки окружающих.
«Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай»
Традиционно Масленица — это период самого интенсивного в году общения между родственниками. За богато сервированным столом собирались все поколения, чтобы обменяться новостями и продемонстрировать свои кулинарные способности.
Иван Шмелев, выросший в консервативной московской купеческой фамилии, так описывает масленичное застолье в своем романе «Лето Господне»:
«Стол огромный. Чего только нет на нем! Рыбы, рыбы... икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки... За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой... наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой... блины молочные, блинцы с яичками... еще разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой... желе апельсиновое, пломбир миндальный-ванилевый...»
Такое масштабное застолье обычно проходило в среду, или «лакомку». Именно в этот день зять приходил на блины к теще — такой обед объединял семьи мужа и жены. Главным угощением на нем были, конечно, блины. У каждой хозяйки был свой особенный рецепт, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
Ответный визит — тещи в дом зятя — происходил в пятницу, которая так и называлась — «тещины вечерки». А в субботу приходило время золовок приходить в гости — их вместе с другими родственниками мужа на блины приглашала невестка.
Но чемпионами по визитам в Масленицу были молодожены — пары, чья свадьба прошла не более года назад. Они объезжали всех своих родственников и дарили им подарки, чтобы заявить о своей счастливой и богатой совместной жизни. А в ответ получали домашнюю масленицу — куклу из соломы, которая символизировала счастье пары и здоровье ее будущих детей. Кстати, именно в этом коренится современный обычай прикреплять куклу на первую машину свадебного кортежа.
«Пришел пост — отгрызу у волка хвост»
Пожалуй, в воскресенье очевиднее всего то, как Масленица сочетает в себе признаки христианства и язычества. В пользу первого просят прощения у родных и близких за все обиды. А в знак второго сжигают на костре соломенную Масленицу, символизирующую Морену — славянскую богиню смерти, холода и тьмы. Вокруг чучела водили хороводы, пели песни, в которых высмеивали повелительницу мрака и просили быстрее уйти. Верили, что все желания, загаданные, пока кострище пылает, обязательно исполнятся. Вечером снова отдавали должное смерти — поминали усопших и ходили на кладбище.
Прощание с Масленицей завершалось в Чистый понедельник. Нужно было подготовиться к духовному очищению при помощи физического мытья — обязательно ходили в баню, «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромной пищи. Впереди — 40 дней Великого поста.