Все темы

Семейные предания: создание семьи

3289
Евгений Сафронов

Создание новой семьи — центральное событие многих устных рассказов. Довольно часто эти истории оформляются в романтическом, почти сказочном ключе — особенно это касается повествований о «прародителях».

ЗНАКОМСТВО И СУДЬБА

Карл Брюллов, «Гадающая Светлана». 1836 г.

Карл Брюллов, «Гадающая Светлана». 1836 г.

В подобных семейных рассказах можно выделить несколько устойчивых эпизодов. Первый из них связан со знакомством, предзнаменованиями и судьбой. Поводом для знакомства может послужить случайный, иногда забавный эпизод.

«Папа с мамой познакомились в кинотеатре: он случайно сел на подол ее платья, а она сделала ему замечание. И в итоге они начали встречаться».

«Бабушка поступала в Севастополе на медицинский факультет. Когда она туда поехала — оказалось, что ей продали билет на то место, где сидел дедушка. У него тоже был билет на это же место — наверное, какая-то ошибка в кассе произошла. Они познакомились и стали дружить».

Такие ситуации могут расцениваться как неслучайные и предначертанные. Например, одно из семейных преданий повествует о том, что в молодости у бабушки респондента было множество ухажеров. Среди них — и ее будущий муж, но она никак его особо не выделяла. Однако когда дед сделал ей предложение, бабушка сразу же согласилась — словно «так и должно быть».

Василий Максимов, «Сборы на гулянье». 1869 г.

Василий Максимов, «Сборы на гулянье». 1869 г.

Алексей Венецианов, «Гадание на картах». 1842 г.

Алексей Венецианов, «Гадание на картах». 1842 г.

Эта идея неслучайности и судьбоносности нередко находит отражение в рассказах о гаданиях и вещих сновидениях. Я неоднократно записывал подобные истории: к примеру, во время гадания на зеркалах респондентка видит лицо незнакомого парня. Затем в село приезжает новый учитель: «Гляжу — а это он самый и есть, мой Федя! Познакомилась с ним и замуж вышла».

Вариантов традиционных гаданий существовало (и существует) великое множество — девушки ходили ночью на перекресток и прислушивались: чье имя донесется со стороны села, так и будут звать будущего супруга. Гадали также на воске, бобах, кидали валенки через ворота и т. п. Очень часто в семейных преданиях упоминается о вещих сновидениях:

«Бабушка рассказывала, что она сложила маленький колодец из спичек и положила его под подушку. Надо говорить при этом: "Суженый-ряженый, приди воды попить!" И ей приснился мой дед Александр — за него и вышла замуж».

В некоторых случаях роль судьбы играют случайные встречные (к примеру, цыганки) или кто-то из знакомых. Одна из респонденток рассказывала о том, что ее вузовский преподаватель на первом курсе в шутку объявил: «Петр [однокурсник] тебе очень подходит! Точно твой жених будет!» Так и случилось: респондентка вышла замуж за Петра на четвертом курсе.

Константин Маковский, «Святочные гадания». Около 1905 г.

Константин Маковский, «Святочные гадания». Около 1905 г.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Карл Брюллов, «Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит)». 1827 г.

Карл Брюллов, «Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит)». 1827 г.

Значимым для семейных преданий является мотив первой встречи родителей или прародителей: запоминаются и передаются детали такой встречи, которые часто наполняются символическим смыслом. Например, встреча будущих супругов происходит в дороге («познакомились в поезде, в одном купе ехали»).

Еще один устойчивый эпизод — встреча, связанная с водой: будущие супруги знакомятся на пляже, на берегу реки, у колодца и т. д.: «Мама была на практике, они пошли на пляж с однокурсницей. Мама нечаянно задела папу и столкнула его в воду — и так начали общаться».

Отмечу, что встреча влюбленных у воды — распространенный мифологический мотив, свойственных многим культурам.

Иногда поводом для знакомства является домашнее животное или действия ребенка. В нескольких семейных преданиях рассказывается, как будущий супруг стал кормить или ласкать чужую собаку — и затем происходит знакомство.

Жюль Бастьен-Лепаж, «Деревенская любовь». 1882 г.

Жюль Бастьен-Лепаж, «Деревенская любовь». 1882 г.

Владимир Маковский, «Перед объяснением (Свидание)». 1898–1900 гг.

Владимир Маковский, «Перед объяснением (Свидание)». 1898–1900 гг.

История другой семьи началась с игры в мячик: «Мой отец рассказывал, что его младший брат попал в форточку соседней квартиры мячом. Там жила моя мама, его будущая жена, — она мяч наотрез отказалась отдавать. Отец пошел за мячом сам, стали вести "переговоры". И с этого момента они начали дружить».

Для семейных историй, которые касаются более позднего времени, актуальны современные средства связи — телефон, Интернет и т. п. Вот текст из моей «коллекции» семейных рассказов:

«На День влюбленных мы с подругой достали телефонный справочник (это было начало 1990-х гг.) и набрали случайный номер. Позвонили — а на том конце провода оказались два веселых парня. Договорились, что встретимся. Так я познакомилась с Сережей — моим будущим мужем».

Как уже говорилось, во многих упомянутых рассказах подчеркивается неслучайность произошедшей встречи, делается акцент на мгновенно вспыхнувшем чувстве: папа респондента увидел незнакомую девушку в автобусе, они «встретились взглядом», он «просто остолбенел» — и затем вышел вслед за ней на остановке. Пример из другого рассказа: «Мама пошла к соседке по общежитию — до сих пор не может вспомнить зачем. И столкнулась в дверях с молодым человеком. Они только посмотрели друг на друга — и все. Влюбились».

Василий Сазонов, «Первая встреча князя Игоря с Ольгой», 1824 г. Из собрания Третьяковской галереи

Василий Сазонов, «Первая встреча князя Игоря с Ольгой», 1824 г. Из собрания Третьяковской галереи

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К СЕМЕЙНОМУ СЧАСТЬЮ

Василий Пукирев, «Неравный брак». 1862 г.

Василий Пукирев, «Неравный брак». 1862 г.

Следующий распространенный эпизод устных рассказов о создании семьи — описание неких препятствий, которые мешали будущим супругам. Пожалуй, наиболее популярный мотив — сопротивление со стороны родителей. Родители чаще всего против нового «союза» из-за социального или имущественного неравенства семей.

«Авдеевы были зажиточными: дом, скотины полно, сад большой. А Ивановы — голь перекатная, полы земляные. Поэтому бабушкины родители активно не хотели, чтобы она замуж за деда вышла».

Иногда сопротивление родителей обусловлено другой национальностью будущего супруга их дочери (сына) либо «слухами» о его характере и т. п. В некоторых случаях родители «испытывают» будущего супруга: к примеру, бабушкин отец поставил условие, чтоб дед респондентки работал на его хозяйство полгода. Закономерным итогом подобных рассказов становится «счастливый брак».

КОНФЕТНО-БУКЕТНЫЙ ПЕРИОД

Виктор Васнецов, «Иван-царевич на Сером Волке». 1889 г.

Виктор Васнецов, «Иван-царевич на Сером Волке». 1889 г.

В семейных историях довольно часто описывается и период ухаживания супругов. Особенно на этой теме делают акцент рассказчики-женщины — как будущий супруг преодолевал «десятки километров», чтобы повидаться с возлюбленной, как он дарил цветы, защищал и т. п.

«В 1960-х гг. я училась в геодезическом институте. Там и познакомились с Борисом [будущим мужем]. Он умел ухаживать — дарил цветы, шоколадки, покупал билеты в филармонию. Несколько раз были с ним на танцах».

Отдельный популярный мотив — о том, как настойчивое ухаживание позволило «переломить» первоначальную холодность второй половины.

«Месяца два бабушка его [деда респондента] вообще не замечала. Но постепенно он покорил ее сердце — провожал ее постоянно до подъезда, дарил цветы. И через полгода расписались».

В подобных семейных историях обязательно указывается на настойчивость претендента на «руку и сердце», его смелость и способность преодолеть любые трудности. Распространены упоминания о том, какое большое расстояние проходил будущий глава семейства, чтобы поспеть на свидание с любимой («уходил в самоволку» — если служил в армии, «переплывал на лодке» — если село невесты на другом берегу реки и т. п.).

СВАТОВСТВО И СВАДЬБА

Николай Пимоненко, «Сваты». 1882 г.

Николай Пимоненко, «Сваты». 1882 г.

С одной стороны, рассказы о свадьбах очень разнообразны («у каждого — свое»), с другой — однотипны. Иногда в ответ на вопросы о свадьбе можно услышать: «Да все как у всех было!» Особенно такая ответная реакция характерна для мужчин.

В то же время в семейных историях «про свадьбу» обычно выделяется что-то необычное, смешное, трагическое, выпадающее за рамки привычного.

Например, во многих регионах России в сельской местности было принято проводить сватовство. Пришедшие в дом невесты сваты — родственники со стороны жениха — усаживались под матицу (основную, несущую балку в избе) и говорили иносказательно: «У вас курочка — у нас петушок!» Или: «У вас ярочка — у нас баран!» Хозяева сразу понимали, зачем пришли гости.

Михаил Шибанов, «Празднество свадебного договора», 1777 г. Из собрания Третьяковской галереи

Михаил Шибанов, «Празднество свадебного договора», 1777 г. Из собрания Третьяковской галереи

Павел Федотов, «Разборчивая невеста», 1847 г. Из собрания Третьяковской галереи

Павел Федотов, «Разборчивая невеста», 1847 г. Из собрания Третьяковской галереи

Все эти действия традиционны, привычны для сельской культуры. Соответственно, поводом для семейных преданий становятся эпизоды необычного поведения при сватовстве:

«У нас когда бабу Дашу сватали — пришли сватья. Говорят: "Продайте нам ярочку! У нас вон барашек есть!" А бабушкин дед (он большой шутник был) скатился с печки и говорит: "Айдате! Айдате! У нас ярочка как раз на продажу!" — и на самом деле их в сарай повел, овец смотреть! Ну смеху-то было!»

Если говорить о городском свадебном ритуале, то обычно темой для рассказов становятся необычные места, которые посетили молодожены: «У нас в городе все женихи-невесты к обелиску ездят, а мы с Пашкой [мужем] поехали в лес — на красивую поляну. Там шампанское пили!»

Популярный повод для рассказов о свадьбе — о драках подвыпивших родственников, о шутках (подмена невесты), о том, как кто-то или что-то пропало — а затем пропажу нашли. Также часто сообщают о запомнившихся свадебных подарках, посещении ЗАГСа или церкви.

Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848 г. Из собрания Третьяковской галереи

Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848 г. Из собрания Третьяковской галереи

КОЛДОВСТВО НА СВАДЬБЕ

Сергей Грибков, «Благословение на свадьбу». 1886 г.

Сергей Грибков, «Благословение на свадьбу». 1886 г.

Илларион Прянишников, «В ожидании шафера». 1880-е гг.

Илларион Прянишников, «В ожидании шафера». 1880-е гг.

Иван Куликов, «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909 г.

Иван Куликов, «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909 г.

В завершение стоит упомянуть мотив колдовской «порчи» молодых. О том, как молодых «сглазили» или «испортили», рассказывают представители и сельской, и городской культуры.

Неслучайно, что в сельской традиции было принято использовать многочисленные виды оберегов для молодоженов — к примеру, в свадебное платье невесты втыкали булавки и иголки (от сглаза). Также старались приглашать на свадьбу местных знахарей, в ином случае — «жди беды»: «знающий» человек мог обидеться и навести порчу.

«У нас Семеныч был — все говорили, что он "знал" чего-то [мог лечить и портить]. И вот один раз свадьбу по осени делали, а его-то забыли позвать. Когда ехали мимо его дома — лошади встали, и ни туда ни сюда! Ну ни в какую! Ходили к нему — подарок подарили, только тогда лошади с места тронулись».

О колдовстве в семейных преданиях говорят и в том случае, когда по какой-то причине предполагают, что супружеский союз образовался «не случайно».

«У нас в родне были Александр и Александра — их наша бабка "Шурками" звала. В общем, они как — он ей двоюродным племянником приходился. Сашка-то уж женатый был — две дочки. И вот тетка-то эта приворожить его вздумала: сходила к бабке, натворила беды. А потом — взяла и уехала в другой город. И он, Шурка-то, мучился-мучился и — повесился с тоски!»

Очень часто рассказывают о том, как гостей «испортили» во время свадебного торжества — что-то налили или кого-то «угостили». Чтобы избежать таких неприятностей, как раз и приглашали человека «знающего».

«Сережа, это друг его, жениха то есть, — вот он взял и выпил из его рюмки. Вот выхватил — и выпил. И часа не прошло — слег. Мы скорую вызывали. Оказалось, что жениху "сделано" было, а Сережка выпил… Говорили про одну там — с невестиной стороны тетка. Она, наверное, и сделала».

Василий Максимов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 г. Из собрания Третьяковской галереи

Василий Максимов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 г. Из собрания Третьяковской галереи

Отмечу, что в этой статье я привел примеры наиболее распространенных тем и мотивов, которые встречаются в рассказах о создании семьи. Конечно, число этих тем и примеров можно значительно умножить.

Самое главное, чтобы знакомство с семейными преданиями побудило читателя обратиться к истории собственного рода — и вполне возможно, что вас ждут на этом пути замечательные открытия!