Семейные предания: создание семьи
Создание новой семьи — центральное событие многих устных рассказов. Довольно часто эти истории оформляются в романтическом, почти сказочном ключе — особенно это касается повествований о «прародителях».
ЗНАКОМСТВО И СУДЬБА
![Карл Брюллов, «Гадающая Светлана». 1836 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/P5LhJgIuUViTz3ujXcIBaCVha3yCnKJiIB5n5vdH.jpg)
Карл Брюллов, «Гадающая Светлана». 1836 г.
В подобных семейных рассказах можно выделить несколько устойчивых эпизодов. Первый из них связан со знакомством, предзнаменованиями и судьбой. Поводом для знакомства может послужить случайный, иногда забавный эпизод.
«Папа с мамой познакомились в кинотеатре: он случайно сел на подол ее платья, а она сделала ему замечание. И в итоге они начали встречаться».
«Бабушка поступала в Севастополе на медицинский факультет. Когда она туда поехала — оказалось, что ей продали билет на то место, где сидел дедушка. У него тоже был билет на это же место — наверное, какая-то ошибка в кассе произошла. Они познакомились и стали дружить».
Такие ситуации могут расцениваться как неслучайные и предначертанные. Например, одно из семейных преданий повествует о том, что в молодости у бабушки респондента было множество ухажеров. Среди них — и ее будущий муж, но она никак его особо не выделяла. Однако когда дед сделал ей предложение, бабушка сразу же согласилась — словно «так и должно быть».
![Василий Максимов, «Сборы на гулянье». 1869 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/jRWbTwwKCSOrMVNhXAqjVoCbLOVVv3tWGBGl2qhB.jpg)
Василий Максимов, «Сборы на гулянье». 1869 г.
![Алексей Венецианов, «Гадание на картах». 1842 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/1H3IbzgkctElxDMWoVGPK4qsxRUEgcNK9aiHcpGl.jpg)
Алексей Венецианов, «Гадание на картах». 1842 г.
Эта идея неслучайности и судьбоносности нередко находит отражение в рассказах о гаданиях и вещих сновидениях. Я неоднократно записывал подобные истории: к примеру, во время гадания на зеркалах респондентка видит лицо незнакомого парня. Затем в село приезжает новый учитель: «Гляжу — а это он самый и есть, мой Федя! Познакомилась с ним и замуж вышла».
Вариантов традиционных гаданий существовало (и существует) великое множество — девушки ходили ночью на перекресток и прислушивались: чье имя донесется со стороны села, так и будут звать будущего супруга. Гадали также на воске, бобах, кидали валенки через ворота и т. п. Очень часто в семейных преданиях упоминается о вещих сновидениях:
«Бабушка рассказывала, что она сложила маленький колодец из спичек и положила его под подушку. Надо говорить при этом: "Суженый-ряженый, приди воды попить!" И ей приснился мой дед Александр — за него и вышла замуж».
В некоторых случаях роль судьбы играют случайные встречные (к примеру, цыганки) или кто-то из знакомых. Одна из респонденток рассказывала о том, что ее вузовский преподаватель на первом курсе в шутку объявил: «Петр [однокурсник] тебе очень подходит! Точно твой жених будет!» Так и случилось: респондентка вышла замуж за Петра на четвертом курсе.
![Константин Маковский, «Святочные гадания». Около 1905 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/ojMwQ7PiKzwJI3BdkMiEIV7xKp7zSgdsnsxACw19.jpg)
Константин Маковский, «Святочные гадания». Около 1905 г.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
![Карл Брюллов, «Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит)». 1827 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/aLYm8X784jrOGz1ACZzL3IMUgjiG5G6A01fFU9L8.png)
Карл Брюллов, «Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит)». 1827 г.
Значимым для семейных преданий является мотив первой встречи родителей или прародителей: запоминаются и передаются детали такой встречи, которые часто наполняются символическим смыслом. Например, встреча будущих супругов происходит в дороге («познакомились в поезде, в одном купе ехали»).
Еще один устойчивый эпизод — встреча, связанная с водой: будущие супруги знакомятся на пляже, на берегу реки, у колодца и т. д.: «Мама была на практике, они пошли на пляж с однокурсницей. Мама нечаянно задела папу и столкнула его в воду — и так начали общаться».
Отмечу, что встреча влюбленных у воды — распространенный мифологический мотив, свойственных многим культурам.
Иногда поводом для знакомства является домашнее животное или действия ребенка. В нескольких семейных преданиях рассказывается, как будущий супруг стал кормить или ласкать чужую собаку — и затем происходит знакомство.
![Жюль Бастьен-Лепаж, «Деревенская любовь». 1882 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/xfjyX8Wlr4dP7rygKSTu4zlkBrqJptZRhZFXZADN.jpg)
Жюль Бастьен-Лепаж, «Деревенская любовь». 1882 г.
![Владимир Маковский, «Перед объяснением (Свидание)». 1898–1900 гг.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/rFUOQdWuFeI9Xb0g9cCX9z8M8yWgk0pE7BS4QEhi.jpg)
Владимир Маковский, «Перед объяснением (Свидание)». 1898–1900 гг.
История другой семьи началась с игры в мячик: «Мой отец рассказывал, что его младший брат попал в форточку соседней квартиры мячом. Там жила моя мама, его будущая жена, — она мяч наотрез отказалась отдавать. Отец пошел за мячом сам, стали вести "переговоры". И с этого момента они начали дружить».
Для семейных историй, которые касаются более позднего времени, актуальны современные средства связи — телефон, Интернет и т. п. Вот текст из моей «коллекции» семейных рассказов:
«На День влюбленных мы с подругой достали телефонный справочник (это было начало 1990-х гг.) и набрали случайный номер. Позвонили — а на том конце провода оказались два веселых парня. Договорились, что встретимся. Так я познакомилась с Сережей — моим будущим мужем».
Как уже говорилось, во многих упомянутых рассказах подчеркивается неслучайность произошедшей встречи, делается акцент на мгновенно вспыхнувшем чувстве: папа респондента увидел незнакомую девушку в автобусе, они «встретились взглядом», он «просто остолбенел» — и затем вышел вслед за ней на остановке. Пример из другого рассказа: «Мама пошла к соседке по общежитию — до сих пор не может вспомнить зачем. И столкнулась в дверях с молодым человеком. Они только посмотрели друг на друга — и все. Влюбились».
![Василий Сазонов, «Первая встреча князя Игоря с Ольгой», 1824 г. Из собрания Третьяковской галереи](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/45uwwr8nZzoxJmurV9zti7EPGAbt0GcqXSDx02vn.jpg)
Василий Сазонов, «Первая встреча князя Игоря с Ольгой», 1824 г. Из собрания Третьяковской галереи
ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К СЕМЕЙНОМУ СЧАСТЬЮ
![Василий Пукирев, «Неравный брак». 1862 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/pRW5gqoR8WzpR1uVTEbH5EMXbHBbKfleNVk8C9l6.jpg)
Василий Пукирев, «Неравный брак». 1862 г.
Следующий распространенный эпизод устных рассказов о создании семьи — описание неких препятствий, которые мешали будущим супругам. Пожалуй, наиболее популярный мотив — сопротивление со стороны родителей. Родители чаще всего против нового «союза» из-за социального или имущественного неравенства семей.
«Авдеевы были зажиточными: дом, скотины полно, сад большой. А Ивановы — голь перекатная, полы земляные. Поэтому бабушкины родители активно не хотели, чтобы она замуж за деда вышла».
Иногда сопротивление родителей обусловлено другой национальностью будущего супруга их дочери (сына) либо «слухами» о его характере и т. п. В некоторых случаях родители «испытывают» будущего супруга: к примеру, бабушкин отец поставил условие, чтоб дед респондентки работал на его хозяйство полгода. Закономерным итогом подобных рассказов становится «счастливый брак».
КОНФЕТНО-БУКЕТНЫЙ ПЕРИОД
![Виктор Васнецов, «Иван-царевич на Сером Волке». 1889 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/bJVCBD5fRpaswgd0bjZzwkzCZajDCFokfJVaD5eO.jpg)
Виктор Васнецов, «Иван-царевич на Сером Волке». 1889 г.
В семейных историях довольно часто описывается и период ухаживания супругов. Особенно на этой теме делают акцент рассказчики-женщины — как будущий супруг преодолевал «десятки километров», чтобы повидаться с возлюбленной, как он дарил цветы, защищал и т. п.
«В 1960-х гг. я училась в геодезическом институте. Там и познакомились с Борисом [будущим мужем]. Он умел ухаживать — дарил цветы, шоколадки, покупал билеты в филармонию. Несколько раз были с ним на танцах».
Отдельный популярный мотив — о том, как настойчивое ухаживание позволило «переломить» первоначальную холодность второй половины.
«Месяца два бабушка его [деда респондента] вообще не замечала. Но постепенно он покорил ее сердце — провожал ее постоянно до подъезда, дарил цветы. И через полгода расписались».
В подобных семейных историях обязательно указывается на настойчивость претендента на «руку и сердце», его смелость и способность преодолеть любые трудности. Распространены упоминания о том, какое большое расстояние проходил будущий глава семейства, чтобы поспеть на свидание с любимой («уходил в самоволку» — если служил в армии, «переплывал на лодке» — если село невесты на другом берегу реки и т. п.).
СВАТОВСТВО И СВАДЬБА
![Николай Пимоненко, «Сваты». 1882 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/tpAvPAkDo5BiMSlxw9k6a9CRjSt8kyqlj8xwZOTv.jpg)
Николай Пимоненко, «Сваты». 1882 г.
С одной стороны, рассказы о свадьбах очень разнообразны («у каждого — свое»), с другой — однотипны. Иногда в ответ на вопросы о свадьбе можно услышать: «Да все как у всех было!» Особенно такая ответная реакция характерна для мужчин.
В то же время в семейных историях «про свадьбу» обычно выделяется что-то необычное, смешное, трагическое, выпадающее за рамки привычного.
Например, во многих регионах России в сельской местности было принято проводить сватовство. Пришедшие в дом невесты сваты — родственники со стороны жениха — усаживались под матицу (основную, несущую балку в избе) и говорили иносказательно: «У вас курочка — у нас петушок!» Или: «У вас ярочка — у нас баран!» Хозяева сразу понимали, зачем пришли гости.
![Михаил Шибанов, «Празднество свадебного договора», 1777 г. Из собрания Третьяковской галереи](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/Yj3T77ApFMbODIEk25nzae4O0al8afkV4veYfdmU.jpg)
Михаил Шибанов, «Празднество свадебного договора», 1777 г. Из собрания Третьяковской галереи
![Павел Федотов, «Разборчивая невеста», 1847 г. Из собрания Третьяковской галереи](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/2rANalZARyHCi8UCqVB2ZoB0FfSgNPfOr2B8Ulcz.jpg)
Павел Федотов, «Разборчивая невеста», 1847 г. Из собрания Третьяковской галереи
Все эти действия традиционны, привычны для сельской культуры. Соответственно, поводом для семейных преданий становятся эпизоды необычного поведения при сватовстве:
«У нас когда бабу Дашу сватали — пришли сватья. Говорят: "Продайте нам ярочку! У нас вон барашек есть!" А бабушкин дед (он большой шутник был) скатился с печки и говорит: "Айдате! Айдате! У нас ярочка как раз на продажу!" — и на самом деле их в сарай повел, овец смотреть! Ну смеху-то было!»
Если говорить о городском свадебном ритуале, то обычно темой для рассказов становятся необычные места, которые посетили молодожены: «У нас в городе все женихи-невесты к обелиску ездят, а мы с Пашкой [мужем] поехали в лес — на красивую поляну. Там шампанское пили!»
Популярный повод для рассказов о свадьбе — о драках подвыпивших родственников, о шутках (подмена невесты), о том, как кто-то или что-то пропало — а затем пропажу нашли. Также часто сообщают о запомнившихся свадебных подарках, посещении ЗАГСа или церкви.
![Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848 г. Из собрания Третьяковской галереи](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/ufKfeltVHttlwTPDipPGjDE6VdaHelUnXWmm04WC.jpg)
Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848 г. Из собрания Третьяковской галереи
КОЛДОВСТВО НА СВАДЬБЕ
![Сергей Грибков, «Благословение на свадьбу». 1886 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/jeqxGuxgICJH498aVPwm56cWwMS6OUYwDPApHeN1.jpg)
Сергей Грибков, «Благословение на свадьбу». 1886 г.
![Илларион Прянишников, «В ожидании шафера». 1880-е гг.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/ryiJtqO8V7umetc8Hr7HvJGaqgddb532CeZ7aZFQ.jpg)
Илларион Прянишников, «В ожидании шафера». 1880-е гг.
![Иван Куликов, «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909 г.](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/UmqpEIkCsmr10SMgA7kYEWMPJ4bLt91UKjQMky49.jpg)
Иван Куликов, «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909 г.
В завершение стоит упомянуть мотив колдовской «порчи» молодых. О том, как молодых «сглазили» или «испортили», рассказывают представители и сельской, и городской культуры.
Неслучайно, что в сельской традиции было принято использовать многочисленные виды оберегов для молодоженов — к примеру, в свадебное платье невесты втыкали булавки и иголки (от сглаза). Также старались приглашать на свадьбу местных знахарей, в ином случае — «жди беды»: «знающий» человек мог обидеться и навести порчу.
«У нас Семеныч был — все говорили, что он "знал" чего-то [мог лечить и портить]. И вот один раз свадьбу по осени делали, а его-то забыли позвать. Когда ехали мимо его дома — лошади встали, и ни туда ни сюда! Ну ни в какую! Ходили к нему — подарок подарили, только тогда лошади с места тронулись».
О колдовстве в семейных преданиях говорят и в том случае, когда по какой-то причине предполагают, что супружеский союз образовался «не случайно».
«У нас в родне были Александр и Александра — их наша бабка "Шурками" звала. В общем, они как — он ей двоюродным племянником приходился. Сашка-то уж женатый был — две дочки. И вот тетка-то эта приворожить его вздумала: сходила к бабке, натворила беды. А потом — взяла и уехала в другой город. И он, Шурка-то, мучился-мучился и — повесился с тоски!»
Очень часто рассказывают о том, как гостей «испортили» во время свадебного торжества — что-то налили или кого-то «угостили». Чтобы избежать таких неприятностей, как раз и приглашали человека «знающего».
«Сережа, это друг его, жениха то есть, — вот он взял и выпил из его рюмки. Вот выхватил — и выпил. И часа не прошло — слег. Мы скорую вызывали. Оказалось, что жениху "сделано" было, а Сережка выпил… Говорили про одну там — с невестиной стороны тетка. Она, наверное, и сделала».
![Василий Максимов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 г. Из собрания Третьяковской галереи](https://famiry.ru/blog/imgproxy/block/picture/storage/editor/lIA4rwAna2yzoNwZaVQupOn7cG8ItZn1uPt5udXQ.jpg)
Василий Максимов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 г. Из собрания Третьяковской галереи
Отмечу, что в этой статье я привел примеры наиболее распространенных тем и мотивов, которые встречаются в рассказах о создании семьи. Конечно, число этих тем и примеров можно значительно умножить.
Самое главное, чтобы знакомство с семейными преданиями побудило читателя обратиться к истории собственного рода — и вполне возможно, что вас ждут на этом пути замечательные открытия!