Все темы

Легендарная высотка на Котельнической и ее знаменитые жильцы

7881
Дмитрий Котов

Облик Москвы трудно представить без статных силуэтов и возносящихся в небо шпилей семи сталинских высоток. Возведенные ударными темпами в середине прошлого столетия, в глазах народа они стали символом возрождения, обновления и триумфа послевоенной столицы. А жилой дом на Котельнической набережной собрал под своей крышей весь свет советской творческой интеллигенции. Каких только человеческих историй — от анекдотичных до трагических — не помнят стены одного из самых красивых сооружений столицы на стрелке Москвы-реки и Яузы.

Москворецкая набережная: вид на высотку на Котельнической набережной. Москва, 1963 г. Источник: pastvu.com

Москворецкая набережная: вид на высотку на Котельнической набережной. Москва, 1963 г. Источник: pastvu.com

Вид на высотку на Котельнической набережной с Большого Устьинского моста. Москва, середина 1970-х гг. Источник: pastvu.com

Вид на высотку на Котельнической набережной с Большого Устьинского моста. Москва, середина 1970-х гг. Источник: pastvu.com

Строительство высотного дома на Котельнической набережной. Москва, 1950 г. Источник: pastvu.com

Строительство высотного дома на Котельнической набережной. Москва, 1950 г. Источник: pastvu.com

Дмитрий Николаевич Чечулин (1901–1981). Советский архитектор, художник, сценограф, педагог. Главный архитектор Москвы в 1945–1949 гг. Известен как инициатор проекта высотного строительства в Москве, а также как автор ключевых для советской архитектуры зданий 1960-х — 1980-х гг.

Дмитрий Николаевич Чечулин (1901–1981). Советский архитектор, художник, сценограф, педагог. Главный архитектор Москвы в 1945–1949 гг. Известен как инициатор проекта высотного строительства в Москве, а также как автор ключевых для советской архитектуры зданий 1960-х — 1980-х гг.

Архитектором высотки был Дмитрий Николаевич Чечулин, который готовил проект совместно с коллегой по мастерской Моссовета Андреем Константиновичем Ростковским. Стройка 32-этажного здания высотой 176 метров шла высокими темпами и была на личном контроле у Сталина. На площадке активно использовался труд заключенных ГУЛАГа, что породило немало слухов и легенд. Например, о том, что самые рослые и здоровые зеки позировали скульпторам при создании декоративного убранства здания. А один, стоя с тяжелым знаменем в вытянутых руках, даже упал в обморок от усталости, за что едва не был расстрелян. Вспоминают и байку о беглом заключенном, смастерившем фанерные крылья и улетевшем на свободу с высокого этажа. Достоверность таких историй подтвердить вряд ли возможно, а вот своеобразные «послания» узники действительно оставляли — к примеру, на внутренней стороне дверного наличника, хранящегося сейчас в Музее истории ГУЛАГа, заключенный Иван Астахов сделал надпись, которая потом была обнаружена при ремонте:

«Астахов
Иван Емельянович
Год рождения 1896
осужден по указу на 10 годов
отделывал высотный дом
Вот как мы жили
в стране»

Фаина Георгиевна Раневская (1896–1984). Российская и советская актриса театра, кино и озвучивания, Народная артистка СССР. Источник: МОСКВИЧ MAG (moskvichmag.ru/lyudi/eto-moj-gorod-aktrisa-faina-ranevskaya)

Фаина Георгиевна Раневская (1896–1984). Российская и советская актриса театра, кино и озвучивания, Народная артистка СССР. Источник: МОСКВИЧ MAG (moskvichmag.ru/lyudi/eto-moj-gorod-aktrisa-faina-ranevskaya)

Фаина Раневская. Кадр из фильма «Золушка», 1947 г.

Фаина Раневская. Кадр из фильма «Золушка», 1947 г.

Процесс строительства курировало ведомство Лаврентия Берии, на которого после Великой Отечественной войны было возложено руководство советским атомным проектом, поэтому квартиры в высотке выдавались в том числе и ученым-физикам, разрабатывавшим ядерное оружие. Кроме того, когда дом в 1953 г. был достроен, жилье стали выделять видным деятелям культуры и искусства.

Совершенно исключительной жительницей высотки была Фаина Георгиевна Раневская. Актриса известна не только яркими ролями на сцене и в ставших классикой фильмах «Подкидыш», «Весна», «Золушка» и других, но и многочисленными афоризмами — меткими, хлесткими, зачастую провокационными и не без сквернословий. Примечателен рассказ бывшего сотрудника КГБ о том, как Раневская заселилась в дом на Котельнической набережной. По его словам, Фаину Георгиевну длительное время безуспешно пытались завербовать спецслужбы, и однажды она ответила представителю органов, что якобы готова сотрудничать и доносить на коллег по театральному цеху, вот только есть загвоздка — она разговаривает во сне, а потому все тайные сведения тут же станут известны соседям по коммуналке. Так Раневской было решено выделить небольшую квартиру* в только что достроенной высотке. Вселившись, актриса нашла способ договориться с соседями, дворниками и сантехниками, которые, по ее же просьбе, стали жаловаться управдому: дескать, Раневская по ночам громко докладывает начальству об обнаруженных шпионах. В КГБ решили, что с экстравагантной актрисой все же лучше не связываться, а вот жилплощадь ей, как ни странно, оставили. Находилась квартира в том корпусе, где на нижних этажах по сей день размещается кинотеатр «Иллюзион». Здесь же, на углу, когда-то работала булочная, а с другой стороны, поодаль, стояли мусорные баки. Поэтому Раневская иронизировала: «Я живу над хлебом и зрелищами, с видом на помойку». Приглашая же в новую квартиру гостей, она призывала стучать в дверь ногами. На резонный вопрос, почему ногами, Раневская безапелляционно заявляла: «Ну не с пустыми же руками вы ко мне придете!»

*По одной версии — однокомнатную, по другой — двухкомнатную.

Фойе кинотеатра «Иллюзион». Москва, 1970-е гг. Источник: pastvu.com

Фойе кинотеатра «Иллюзион». Москва, 1970-е гг. Источник: pastvu.com

Монтаж звезды на шпиле высотки на Котельнической набережной. Москва, начало 1950-х гг. Источник: pastvu.com

Монтаж звезды на шпиле высотки на Котельнической набережной. Москва, начало 1950-х гг. Источник: pastvu.com

Кинотеатр «Иллюзион». Москва, 1984 г. Источник: pastvu.com

Кинотеатр «Иллюзион». Москва, 1984 г. Источник: pastvu.com

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971). Русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971). Русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975). Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, один из крупнейших композиторов XX в.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975). Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, один из крупнейших композиторов XX в.

Знакомство Раневской с поэтом, автором поэмы «Василий Теркин» Александром Твардовским произошло при деликатных обстоятельствах и ожидаемо родило очередной перл. Случилось это, когда Твардовский забыл ключи от квартиры, в то время как домочадцы находились на даче. Поэту пришлось потревожить соседку, чтобы банально попроситься в туалет. В итоге завязалась многочасовая беседа, и Раневская, прощаясь, сказала: «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!»

А вот с композитором Никитой Богословским отношения у Фаины Георгиевны не задались — тот тоже был знатным юмористом, но с чувством юмора несколько иного рода: Раневскую он игриво дразнил старухой. Да и над другими жильцами высотки из числа товарищей по профессии подшутить любил. Однажды Анатолий Новиков, автор легендарной «Смуглянки», подошел к окну, но вместо чарующего вида вечерней Москвы увидел… привидение! Конечно, испугался и отпрянул. Осторожно подойдя к окну во второй раз, он узнал в очертаниях жуткого призрака своего друга Богословского — завернутого в простыню и издающего зловещие звуки. Оказалось, шутник за червонец договорился с водителем автовышки, чтобы тот поднял его в люльке на нужную высоту. 

Выдающийся мастер симфоний Дмитрий Шостакович тоже стал жертвой розыгрыша. Богословский вызвал к нему домой скорую, но перед этим анонимно предупредил композитора: разведка якобы установила, что его придут грабить воры, переодетые врачами. Шостакович предусмотрительно позвонил в милицию, которая устроила засаду и скрутила ничего не подозревавших медиков. На следующий же день проказливый автор мелодий советских хитов «Темная ночь» и «Любимый город» добровольно пришел в отделение сдаваться — отделался лишь штрафами за ложный вызов и мелкое хулиганство.

Кинорежиссер Иван Пырьев. Источник: МОСФИЛЬМ-ИНФО 

Кинорежиссер Иван Пырьев. Источник: МОСФИЛЬМ-ИНФО 

Лидия Смирнова в фильме «Женитьба Бальзаминова», 1964 г. Источник: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Лидия Смирнова в фильме «Женитьба Бальзаминова», 1964 г. Источник: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Поговаривают, Богословский же придумал хохму о том, что в его доме в одной квартире 11 лауреатов спят в одной постели. Впрочем, ничего аморального не подразумевалось. Речь шла о кинорежиссере Иване Пырьеве и его жене актрисе Марине Ладыниной. У супругов на двоих действительно было 11 сталинских премий**.

Шутки шутками, а условия проживания в доме были не столь роскошными, как может показаться на первый взгляд. Из 540 квартир в корпусах Б и В, предусмотренных изначальным проектом, «однушек» было немного — всего семь. Но и четырехкомнатных — лишь 13. А вот все остальные имели по две-три комнаты; общая площадь «двушки» в среднем — 60–70 «квадратов», «трешки» — меньше 100. А уж метраж кухонь и санузлов, по современным меркам ЖК премиум-класса, совсем скромный. Тем не менее в советское время высотка на Котельнической считалась едва ли не самым элитным домом Москвы. Конечно, со временем немало квартир были объединены и перепланированы состоятельными собственниками.     

Поселиться здесь мечтали многие. Вот и актриса Лидия Смирнова, обладавшая, по мнению многочисленных поклонников, колоссальным обаянием, жила со своим гражданским мужем кинооператором Владимиром Рапопортом в коммуналке. А потому сетовала, что супруг никак не может добиться улучшения их жилищных условий. Решившись на смелый шаг, она, в обход всякой субординации, написала лично Лаврентию Берии и — получила квартиру в той самой высотке. Причем на двоих с Рапопортом, несмотря на то, что официально они расписаны не были. Оказалось, что Берия — тоже почитатель актерского таланта Смирновой. Говорят, в день новоселья Лидия Николаевна от счастья упала в обморок прямо в лифте. Впрочем, судьбу ее счастливой не назовешь, и в глубокой старости, оставшись в одиночестве, она находила утешение, любуясь великолепным видом из окна на любимую Москву.

**В других версиях шутки фигурируют числа 9 и 10, однако уже в 1951 г., еще до завершения строительства высотки, Пырьев был удостоен шести премий, а Ладынина — пяти. Всего — 11.

Холл сталинской высотки на Котельнической набережной. Источник: idea.club (idei.club/61252-zhiloj-dom-na-kotelnicheskoj-naberezhnoj-vnutri-45-foto.html)

Холл сталинской высотки на Котельнической набережной. Источник: idea.club (idei.club/61252-zhiloj-dom-na-kotelnicheskoj-naberezhnoj-vnutri-45-foto.html)

Ночной вид на высотку на Котельнической набережной

Ночной вид на высотку на Котельнической набережной

Роспись на потолке холла сталинской высотки на Котельнической набережной. Источник: idea.club (idei.club/61252-zhiloj-dom-na-kotelnicheskoj-naberezhnoj-vnutri-45-foto.html)

Роспись на потолке холла сталинской высотки на Котельнической набережной. Источник: idea.club (idei.club/61252-zhiloj-dom-na-kotelnicheskoj-naberezhnoj-vnutri-45-foto.html)

Галина Сергеевна Уланова (1909–1998). Советская балерина, педагог. Прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова и Большого театра СССР. Самая титулованная балерина за всю историю советского балета

Галина Сергеевна Уланова (1909–1998). Советская балерина, педагог. Прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова и Большого театра СССР. Самая титулованная балерина за всю историю советского балета

Совпадение или нет, но у многих великих женщин из дома на Котельнической набережной жизнь сложилась похожим образом.

Например, дрессировщица хищников Ирина Бугримова тоже закат своих дней встретила одна, не считая сиделок и верного кота Нерона. Она не любила этот дом, в том числе и по причине ограбления, случившегося в ее квартире 30 декабря 1981 г. Ворами, как установило следствие, оказались двое мальчишек — они убедили консьержку, что хотят поздравить Ирину Николаевну с наступающим Новым годом. Но на деле взломали квартиру и вынесли ценности. Парней быстро поймали, они раскаялись и признались, что на преступление их подговорил дядя Коля — бывший личный шофер дрессировщицы, затаивший на нее обиду. А в народе тем временем ходили слухи, что за ограблением стояла сама Галина Брежнева, дочь генсека, якобы позарившаяся на бриллианты Бугримовой…

Сорок шесть лет в легендарной высотке прожила Галина Уланова — ярчайшая звезда русского балета. В ее жизни было много мужчин, но, несмотря на четыре гражданских брака, детей она так и не завела, полностью посвятив себя профессии. В ее четырехкомнатной квартире на 6-м этаже центрального корпуса Б в 2004 г. был открыт музей, посвященный жизни и творческому пути Галины Сергеевны. До своего недавнего закрытия на реконструкцию музей принимал значительный поток посетителей, в том числе с экскурсионными группами, что недвусмысленно намекает на высокий интерес не только к личности гениальной балерины, но и к самому зданию.

Кабинет с библиотекой в музее-квартире Галины Улановой в высотке на Котельнической набережной. Источник: mydecor (mydecor.ru/life/stars/dom-legenda-kvartira-balerinyi-galinyi-ulanovoy)

Кабинет с библиотекой в музее-квартире Галины Улановой в высотке на Котельнической набережной. Источник: mydecor (mydecor.ru/life/stars/dom-legenda-kvartira-balerinyi-galinyi-ulanovoy)

Гостиная-столовая в музее-квартире Галины Улановой в высотке на Котельнической набережной. Источник: mydecor (mydecor.ru/life/stars/dom-legenda-kvartira-balerinyi-galinyi-ulanovoy)

Гостиная-столовая в музее-квартире Галины Улановой в высотке на Котельнической набережной. Источник: mydecor (mydecor.ru/life/stars/dom-legenda-kvartira-balerinyi-galinyi-ulanovoy)

Спальня в музее-квартире Галины Улановой в высотке на Котельнической набережной. Источник: mydecor (mydecor.ru/life/stars/dom-legenda-kvartira-balerinyi-galinyi-ulanovoy)

Спальня в музее-квартире Галины Улановой в высотке на Котельнической набережной. Источник: mydecor (mydecor.ru/life/stars/dom-legenda-kvartira-balerinyi-galinyi-ulanovoy)

Разумеется, многие из рассказанных историй, в которых слились воедино реальные факты, слухи, домыслы, житейские анекдоты, а может, и откровенная фантазия, уже стали частью городского фольклора. И пусть зачастую степень их достоверности установить практически невозможно, важно то, что величественное здание в центре Москвы по адресу: Котельническая набережная, дом 1/15 — объединило незаурядных и талантливых людей самых разных творческих профессий. Их фамилии мы не привыкли напрямую ассоциировать между собой. Но переплетения жизненных линий кумиров отдаленного и совсем недавнего прошлого подталкивают к осознанию: здесь, в огромном высотном доме, каждый из них — пусть и условно — мог стать частью одной большой семьи. Иногда дружной, порою склочной, но все же находящей точки соприкосновения. Точки эти, выстраиваясь замысловатым образом, неожиданно собираются в групповой портрет творческой прослойки советского общества.