История одного памятника
На берегу Урала, средь оренбургских степей, почти на самой границе с Казахстаном стоит Орск — город моего детства и юности. Когда-то он появился здесь как крепость, защищавшая южные районы Российской империи от набегов кочевников, и с тех самых времен его население включает многие национальности. Да и караванные тропы, проходившие рядом, помнили следы людей со всего света. Но если вы подумаете, что через века здесь сохранилась память о героях из числа орских казаков или мятежных башкир, то ошибетесь.
ПОЭТ И ГЕТМАН
Пожалуй, наиболее известными в Орске считаются имена двух украинцев — Тараса Шевченко и Богдана Хмельницкого. Странным образом, хитросплетениями судьбы связаны эти люди, жившие каждый в свою эпоху.
Тарас Григорьевич Шевченко, поэт и писатель, живописец и мыслитель, был определен в Орскую крепость по рекрутской повинности за стихи на малороссийском языке «самого возмутительного содержания». Было это в 1847 г. Находясь на воинской службе, Шевченко не переставал писать стихи, хотя вдохновение его посещало редко, да и какая уж тут поэзия, когда было «горько, невыносимо горько» от «обнаженных серых гор и бесконечной Киргизской степи».
Город не забыл своего Кобзаря: его именем названа одна из лучших площадей, действует музей «Т.Г. Шевченко в Орской крепости», установлен памятник.
А у Богдана Хмельницкого в Орске другая история. Ее сегодня мало кто знает, как и само имя гетмана Украины. Журналист местной газеты как-то рассказал о своей встрече с кадетами, посвященной историческим личностям города.
Любознательный мальчишка неожиданно спросил:
— Скажите, а Богдан Хмельницкий у нас так же, как и Тарас Шевченко, в ссылке находился?
Журналиста больше удивила реакция остальных подростков — они молчали, никто даже не улыбнулся. При этом одна из девочек добавила:
— Хмельницкий тоже стихи писал?
Богдан Хмельницкий никогда не был в Орске. Да и не смог бы — он жил задолго до появления на карте Орской крепости. С далеким от Украины уральским городом его связал памятник, появление которого овеяно легендами. Удивительно, но никто из официальных лиц сегодня не может рассказать точно, как это было.
КОНФУЗ НА ВОКЗАЛЕ
Итак, версия первая. В середине прошлого века в СССР отмечали 300-летие вхождения Украины в состав России. Торжества отличались помпезностью. Тогда-то и всплыло имя Богдана Хмельницкого, который в 1654 г. призвал свой народ идти «под царя московского, православного…». Вероятно, в период торжеств историческому событию решили придать особый вес, установив гетману Украины новые памятники в украинских городах. Понятно, что Орск не входил в их число. Вот если бы установили памятник Шевченко — тогда никаких вопросов. Кобзаря, согласно легенде, и ждали — монументы к юбилею возводили разным историческим лицам.
Рассказывают, что в тот день на вокзале случился конфуз. Сопровождающие лица были озадачены, когда оказалось, что по каким-то бюрократическим причинам на Урал отправили не тот памятник. Вы уже догадались какой? Богдану Хмельницкому!
Как говорится, делать было нечего...
— Друзья! Забирайте Хмельницкого, а потом привезем и Шевченко. Не назад же через всю страну тащить! — заявили сопровождающие.
Согласно той же легенде, пришлось срочно исправлять документы, искать место под памятник, устанавливать монумент в старой части города на центральной Советской улице, утверждать сквер Богдана Хмельницкого, а потом и площадь его имени неподалеку. Напомню: шел 1954 г.
СЕМЕЙНАЯ ЛЕГЕНДА
А теперь версия вторая. Очень личная. Которую тоже можно отнести к легендам, потому что действующих лиц давно нет на свете.
Мой дед по линии отца родился на Украине в 1906 г. В середине 1920-х гг. он остался без отца — тот скоропостижно умер, когда у него, как у зажиточного, отобрали все имущество. Дед был старшим сыном и взял на себя заботу о семье. К тому времени он успел окончить землеустроительный (за название не ручаюсь) техникум в Полтаве и, не дожидаясь дальнейших репрессивных мер от власти, списался с однокурсником, который уехал на Урал. Однокурсник пообещал помочь с переездом и обустройством на новом месте.
Так мой дед в возрасте двадцати с небольшим лет оказался в городе Орске вместе с матерью и пятью младшими сестрами и братьями. С собой ничего не взяли, первое время страшно нуждались.
Собственно, сквера поначалу не было. Как и других парков и рощ. По рассказам бабушки, именно дед приложил руку к появлению их в городе. Влюбленный в свою работу по благоустройству орской земли, он дослужился до высокой по тем временам должности — главы райкомхоза. Бабушка вспоминала, как ратовал дед за озеленение улиц, которые тогда были пыльными от степных ветров и высохшими под знойным солнцем.
— Твой дед, — говорила бабушка, — и памятник Богдану Хмельницкому поставил. Прямо рядом с домом. В память о родной Украине. Огорчался только, что «лицом» Богдан был обращен на другую улицу, но по-иному и быть не могло, потому что дом наш стоит с тыльной стороны сквера.
С этой легендой я провела все свое детство. Я никогда не видела деда, он ушел из жизни рано, еще до моего рождения. Но когда бы не выглядывала в окно, я вспоминала его, потому что всегда видела огромную фигуру из гипса и бетона, достающую, казалось, до неба. Можно сказать, я сроднилась с этим гетманом. Как, наверное, и все дети нашей улицы.
Жарким летом мы носились в тенистом парке и играли в прятки, весной делали свистульки из створок акации, зимой катались на коньках по льду огромной застывшей лужи среди высоченных кленов. А осенью… Какой же листопад нам устраивали парковые деревья!
Гетман всегда был на страже детворы. Он словно врос в свой постамент, и никакие яркие цветочки на клумбе, обновлявшиеся каждый год, не смягчали его внушительной и уверенной позы.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
В 1995 г. памятник предполагалось снести, но решение не утвердили, а территорию даже благоустроили и провели работы по укреплению и покраске памятника, который, кстати, числится историческим объектом. В нынешнем году памятник и сквер получили приоритет при отборе общественных территорий для благоустройства в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в категории «Исторические поселения».
Если вы будете в Орске и окажетесь в старинной его части, Старом городе, пройдите по улице Советской, сохранившей здания дореволюционной и советской застройки. Там, между домами 68 и 70, вы найдете остатки некогда пышного парка и памятник Богдану Хмельницкому.
Гетман изображен в полный рост, на нем национальный костюм, в руках — булава. На постаменте надпись: «Так будем же едины с народом русским навеки. Б. Хмельницкий».
Сегодня, в свете современных событий, эти слова кому-то покажутся издевкой, а я верю, что через много лет, пусть даже веков, они снова обретут новый смысл, наполненный дружелюбием. Хотя бы потому, что кровь наша давно и основательно перемешана.
В нынешнем году памятник и сквер получили приоритет при отборе общественных территорий для благоустройства в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в категории «Исторические поселения».