Все темы

Два гектара истории в Карибском море

3538
Анастасия Клепова

На небольшом райском острове в Карибском море живет предприимчивый потомок китайского эмигранта и уже 22 года строит собственный город-музей, где все можно трогать руками. Я поговорила с ним о коллекционировании, больших мечтах и семейной истории, охватившей оба полушария Земли.

Национальный парк Канайма, Венесуэла

Национальный парк Канайма, Венесуэла

Тасахера, штат Арагуа, Венесуэла

Тасахера, штат Арагуа, Венесуэла

Карибское море. Каракас, Венесуэла

Карибское море. Каракас, Венесуэла

Остров Маргарита принадлежит Венесуэле, находится в 14 часах лета от Москвы и является популярным туристическим направлением для россиян. 

Когда-то здесь каждые полчаса приземлялись огромные самолеты с туристами со всего света. Но с 2014 г. Венесуэла несколько лет подряд переживала гуманитарную катастрофу из-за политического кризиса, наложенных другими странами санкций, рекордной инфляции (1 миллион 700 тысяч процентов в 2018 году) и падения цен на основной ресурс страны — нефть. Все это время путешествовать по Венесуэле было опасно, и лишь в 2019 г. ситуация начала улучшаться, а в 2021-м сюда полетели первые российские чартеры. 

Национальный парк Моррокой. Остров Кайо Сомбреро, Венесуэла

Национальный парк Моррокой. Остров Кайо Сомбреро, Венесуэла

Мерида, Венесуэла

Мерида, Венесуэла

Колония Товар, штат Арагуа, Венесуэла

Колония Товар, штат Арагуа, Венесуэла

Остров Маргарита богат героической историей: он несколько столетий отражал атаки пиратов, а 200 лет назад первым в стране отвоевал независимость от Испании. Память об этом щедро увековечена стелами, памятниками, сохранившимися крепостями, превращенными в музеи… И только в одном месте можно познакомиться с негероической, бытовой историей острова: в частном городке-музее, который основал потомок первого китайского лавочника на Маргарите — Алексис Марин-Ченг. Этому улыбчивому худосочному старичку более 80 лет, но вы никогда бы в это не поверили, познакомившись с ним лично, больно энергичен он для своего возраста.

Из конца в конец на автомобиле остров Маргарита можно преодолеть всего за 2 часа, неспешно объезжая трещины в асфальте. При этом на территории городка-музея Pueblos de Margarita можно бродить 3 часа — и все равно не обойти его весь.

Одна из выставок, посвященных промыслам острова Маргарита

Одна из выставок, посвященных промыслам острова Маргарита

Алексис Марин-Ченг, владелец музея

Алексис Марин-Ченг, владелец музея

Территория музейного пространства Pueblos de Margarita

Территория музейного пространства Pueblos de Margarita

— Алексис, скажите, какова площадь вашего музея?
— Площадь выставочного пространства составляет 20 тысяч квадратных метров (2 гектара, или, по-житейски, 200 соток. — Прим. ред.), но у меня еще много земли не освоено: я постоянно расширяюсь. Например, с основной территории музейного пространства можно подняться по тропе в гору — к старинной сигнальной башне, откуда будет видно национальный парк Лагуна де ла Рестинга, полуостров Маканао, знаменитые Сиськи Марии Гевары (ничего смешного, это официальное название местных гор — Tetas de Maria Guevara. — Прим. ред.), роскошное побережье и территорию самого музея. Это все моя земля, но пока я ее не считаю действующим выставочным пространством.
— Как организованы коллекции музея? Что здесь можно посмотреть?
— Постоянная экспозиция состоит из 30 выставок, каждая из которых занимает отдельное здание. Есть выставки, посвященные населенным пунктам нашего острова — например, портовому городу Хуан Гриего, или деревне гончаров Эль Серкадо. Есть выставки, посвященные тому или иному промыслу, занятию: типографское дело, добыча жемчуга, школа, церковь, колониальная лавка… Есть интерактивные части. Например, в таверне можно поставить музыку на старинном музыкальном автомате с пластинками, а в саду собственноручно выжать сок из сахарного тростника и продегустировать то, что из него производят здесь не первый век, — коричневый сахар и, разумеется, ром.
— То есть можно составить объемное представление о том, из чего состояла жизнь маргаритян в старину. А известно ли вам, чем занимались именно ваши предки на острове? И как они вообще сюда попали из Китая?
— Мне было непросто разузнать свою семейную историю: когда я родился, мой дедушка по маминой китайской линии Хулиан Ченг уже умер. Я знаю, что он родился в самом конце XIX в. в Китае, работал корабельным поваром, приплыл в порт Пампатар (о. Маргарита) на теплоходе и решил остаться. Вероятно, первое время его положение тут было нелегальным, но его пленило местное гостеприимство, климат и возможности для разного рода деятельности. Он был бессовестно молод. Также в Венесуэлу переехал его брат; он закрепился на материковой части и предложил осуществлять поставки различных товаров с материка на Маргариту. Я знаю, что таким образом дедушка привез на остров первое радио, это был фурор. Также он открыл первую на острове прачечную, пользовавшуюся диким спросом, и держал большую лавку всякой всячины, выросшую из крохотного магазина осьминогов. Этому посвящено отдельное небольшое помещение музея со старинным кассовым аппаратом тех времен. Тогда не было электричества, все работало за счет ручного труда. У дедушки было много работников, все хотели устроиться к нему. Китайцы очень трудолюбивы, а вот местные — не очень, и благодаря этому контрасту дедушка многого добился и быстро стал локальной звездой.
Дедушка женился на маргаритянке Томасе Веласкес. Он был не первым китайским переселенцем здесь, но первым из них, кто взял в жены местную. И у них родилось 10 детей, включая мою маму Луису Ченг де Марин, которая стала знаменитой учительницей. И да, ей тоже посвящено отдельное помещение музея. К слову, все остальные 9 братьев и сестер тоже получили профессиональное образование. В нашей семье это важно!
К сожалению, дедушка не поддерживал общения с родными из Китая, и я ничего не знаю про них.
— А что известно про предков по линии отца? Они коренные маргаритяне?
— Да. Мой папа родом из небольшого городка на живописном пляже Эль Агуа. Он брался за разную работу. Был земледельцем, дорожным строителем — строил первые асфальтовые дороги на острове — и даже водителем, когда на Маргариту поставили первые автомобили.

Его же отец был по молодости полицейским, а к старости — фермером и краснодеревщиком. Родина дедушки по отцу — город самых красивых закатов на нашем острове — Хуан Гриего.
Старинный музыкальный аппарат с пластинками в таверне музея

Старинный музыкальный аппарат с пластинками в таверне музея

Часть экспозиции музейного комплекса

Часть экспозиции музейного комплекса

Таверна музея Pueblos de Margarita

Таверна музея Pueblos de Margarita

— Как вы решили создать этот огромный музей и почему?
— Идея создания музея была моей мечтой… Лет с семи начал коллекционировать разные объекты. Я собирал все подряд — все, что я находил интересным. Вначале собирал монеты, потом старые игрушки, потом разные повседневные объекты, окружавшие островитян в повседневности, потом — искусство: живопись и скульптуры. Я развивался, развивались и мои коллекционерские возможности. Я получил образование юриста, построил успешную карьеру. Моей мечтой было создать место, где я мог бы показывать свои коллекции всем желающим. Наверное, эта потребность просвещать и делиться у меня от мамы — она 70 лет преподавала. Возможно, это была моя генетическая потребность — образовывать людей, показывать нашу культуру.
— А как вы выбрали само место для музея?
— Сначала хотелось сделать музей в крупном городе, где мой дедушка в свое время открыл прачечную — в Порламаре. Я присмотрел историческое здание — первое, построенное после окончания войны за независимость Венесуэлы, оно 200 лет назад принадлежало известному генералу. Но приобрести это здание не удалось. В 2001 г. мне попалась эта земля. На территории было несколько заброшенных строений, с которых я и начал обустройство. За 22 года у меня получился целый городок, имитирующий жилые постройки и необходимую инфраструктуру. Я уверен, что это лучшее место для воплощения моих идей, главная из которых — показать историю Маргариты во всех возможных проявлениях: архитектура, еда, фольклор, ремесла, искусство и прочее. В 2008 г. я открыл первую экспозицию.
— Но в 2001 г., когда вы начинали, Венесуэла была одной из богатейших стран Латинской Америки, а остров Маргарита — знаменитейшей туристической точкой на карте мира. Сейчас все иначе: Венесуэла в глубоком пике, на остров перестали приезжать туристы со всего света из соображений безопасности…
— Да, вы забыли еще и пандемию вспомнить! Она тоже здорово подорвала наши надежды. В 2008 г., когда мы открылись, к острову причаливали огромные круизные лайнеры отовсюду. Мой музей был обязательным к посещению — его всем рекомендовали, мол, нельзя пропустить. Без лишнего бахвальства я бы сказал, что это лучший музей в Венесуэле и один из лучших частных музеев мира. Это не мои слова — так говорят туристы.
— Да, я прочу вашему музею будущее среди памятников ЮНЕСКО. Тоже без преувеличения! Но… Вы отдаете себе отчет, что окупить подобный проект в благополучной стране было бы гораздо легче? Не жалеете ли вы об этой рисковой инвестиции?
— В Мексике или любой европейской стране, вложив аналогичное количество денег, труда и любви в музей, я стал бы уже миллионером. И здесь мог бы стать, не произойди с Венесуэлой всех этих экономических и политических потрясений.
У меня нет никаких сожалений. Я осуществил мечту. Но, разумеется, окружающая ситуация заставляет задуматься о поиске соинвесторов и зарабатывать разными способами. Знаете, в 1990-е гг. у меня был музыкальный магазин. Я был погружен в музыкальную культуру и заметил, что наши песни аутентичны, уникальны по своей ритмике… Но из-за глобализации маргаритянская музыка была в большой опасности. Тогда я создал дорогостоящий проект, который финансировался только мной, а позже должен был окупить себя — я записывал на студиях местных исполнителей, выпускал диски и писал книги на эту тему. Потом я взялся за поддержку художественного сообщества. Меня называли филантропом. Но я всегда видел финансовые перспективы в подобных проектах, и они бы «выстрелили», если бы непредвиденные катастрофы не нарушали мои планы самым грубым образом….
— Каков же ваш дальнейший план развития?
— Сейчас все средства, что я получаю от музея, идут на его развитие и оплату труда сотрудников — нескольких разнорабочих. Правда в том, что сегодня, с таким небольшим числом туристов, развитие идет очень медленно. Но это место по-настоящему неповторимо: здесь можно увидеть вещи, которые давно мертвы в нашей повседневности или которые готовы вот-вот умереть. Если и музей умрет, станет безмерно грустно. На семью в плане передачи проекта надежды немного: они уважают мое увлечение, но не готовы тянуть эту лямку, пока индустрия туризма на Маргарите находится не в лучшей форме. Но я верю, что мне удастся найти инвесторов и специалистов по истории, кто будет готов продолжить мое дело. Не думаю, что вся моя работа будет потеряна после моей смерти и столько объектов культурного наследия уйдут в небытие вместе со мной…

Музей Pueblos de Margarita можно найти на Гугл-картах по названию. Обязательно посетите его, если окажетесь на острове Маргарита в Венесуэле. Вход в музей стоит $5. Часы работы: ежедневно с 09:00 до 15:00. В саду вас обязательно встретит сам создатель музея и угостит редчайшим национальным напитком — ромом, настоянным на ягодах понсиге, дерево с которыми тяжело отыскать, а вкус невозможно забыть.