Все темы

Почему мы ищем своих предков?

2394
Анастасия Клепова

Восстановление семейной истории — одно из популярнейших хобби в мире. Если верить западным исследованиям, генеалогия — второе после цветоводства увлечение среди американцев, а посещаемость ведущих генеалогических интернет-ресурсов выше, чем посещаемость знаменитых сайтов для взрослых. Да и в России это отнюдь не удел единичных интеллектуалов: по данным ВЦИОМ, более 90% россиян интересуются, кем были их предки. Откуда такое рвение?

⒈ ФАМИЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

«Вот у меня есть родители и бабушки-дедушки, их я знаю. Но ведь у бабушек-дедушек тоже были родители и даже бабушки-дедушки! А кто они были? Как бы это узнать?.. Так я размышлял еще в детском саду. Но с тех пор моя мотивация к поиску предков значительно усложнилась, — говорит Дмитрий Кудинов, один из ведущих генеалогов России. — Я стал чувствовать себя потомком своих предков. Стал буквально ощущать за своей спиной сотни и тысячи людей, без которых я бы не появился. А за спиной моего сына, выходит, еще больше народу! Поэтому я исследую семейные истории жены и свою собственную по всем линиям без исключения.

Еще в юности я понял, что родственников идея исследования семейной истории не особо занимает. Они готовы делиться сведениями, если им много раз об этом напомнить, но мало кто станет самостоятельно собирать информацию, изучать ее, искать что-то новое. Поэтому в дополнение к любопытству (оно же никуда не делось с детского сада) появилось ощущение, что если я не узнаю, не соберу, не систематизирую — никто из родственников этого не сделает. Так что я чувствую себя хранителем сведений о роде. Ответственность — прекрасная мотивация. Генеалогия стала моей профессией, и теперь точно понятно, что «никто, кроме меня».

Дмитрий Кудинов, старший координатор проектов Международного генеалогического центра

Дмитрий Кудинов, старший координатор проектов Международного генеалогического центра

⒉ ПОИСК РОДОВЫХ СЦЕНАРИЕВ

По словам Дмитрия, многие из его клиентов (заказчиков генеалогических исследований) ищут «родовые сценарии» — изучают биографии предков, чтобы понять, почему их собственные жизни, мотивы, характеры таковы, какие есть. И хотя научных доказательств существования родовых сценариев нет, процент людей, ищущих именно это, довольно высок. Кто-то ищет подтверждения или опровержения (первое — чаще) семейных легенд типа «бабушка рассказывала, что в роду были дворяне».

Поиск предков в этом смысле — строительство вавилонской башни, но не в высоту, а сквозь время. То есть попытка разыскать своих Адама и Еву, попытка понять замысел Бога относительно нас самих. К сожалению или к счастью, такой поиск никогда не будет завершен. Как говорил писатель Томас Манн: «Прошлое — это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным? Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени мы ни погружали его».

⒊ НАСЛЕДСТВО И ДРУГИЕ ВЫГОДЫ

Если же говорить не только про удовлетворение от процесса как такового, изучение родословной может вести к пользе практической. Нередко исследования затевают, чтобы подтвердить этническое происхождение для получения гражданства другого государства (того, где существует практика предоставления гражданства на таком основании, например, Израиля). В некоторых странах, скажем, в Прибалтике, существует возможность реституции — возвращения права собственности на имущество, которым владели предки. Сюда же можно отнести и возможность получения наследства. В России мотивация к исследованиям из-за наследства — редкость. Хотя и такое встречается, когда люди ищут наследников не первой очереди, чтобы имущество не перешло в собственность государства. В Европе же этим занимаются целые агентства.

⒋ УЗНАТЬ СЕБЯ ПО-НОВОМУ

Не стоит забывать, что поиск предков часто несет судьбоносные последствия: по итогам исследования можно затеять что-то, о чем раньше не задумывались. Скажем, учредить мини-музей семьи или населенного пункта, откуда родом предки, начать участвовать в краеведческих инициативах тех мест, о которых еще несколько лет назад вы могли и не знать.

Нередко люди, узнав, как жил какой-то яркий в своей биографии предок, могут скорректировать и свою биографию. Не столько из уважения к нему (но, может, и из этого!), сколько вдохновившись им: «Ну, раз уж я правнук купца второй гильдии, сам бог велел рискнуть открыть свой бизнес!» Так мы смотрим на самих себя под новым углом.

⒌ НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Закрытие национальных и личных гештальтов — частая мотивация к генеалогическим изысканиям. Эту цель можно назвать исполнением морального долга перед ушедшими, восстановлением справедливости. Например, если человек выясняет место гибели прадеда на ВОВ, или добивается посмертной реабилитации предка, или целый народ извлекает тяжелые уроки истории, стремясь узнать имя и биографию каждого участника того или иного трагического события.

«…Рассеивая тайны прошлого, мы просто-напросто стремимся к объяснению дня сегодняшнего и самих себя…»

Каким бы ни был ваш мотив, помните: поиск предков — дело азартное, но нелегкое. Ведь наше прошлое более туманно, чем даже будущее. Чтобы доказать это, ученые предлагают представить себе кубик льда на столе и спрогнозировать его судьбу через 2 часа. Что ж, представить, какая примерно лужица воды от него останется, совсем нетрудно. А если вы увидите на столе лужицу воды и вашей задачей будет попытаться заглянуть в прошлое на 2 часа? Как понять, что послужило причиной возникновения этой лужицы? Вариантам нет числа. Только вот загадочную лужицу со стола можно без сожалений стереть и забыть, а наше настоящее — это все, что нам принадлежит и составляет нашу жизнь. Похоже, рассеивая тайны прошлого, мы просто-напросто стремимся к объяснению дня сегодняшнего и самих себя. Этот путь непрост, однако он точно того стоит.