«Половинкины» сыны: фамилии сирот и внебрачных детей в крестьянском мире
Когда мы хотим узнать о своем происхождении, мы обращаемся в первую очередь к фамилии: откуда она?
Особенно интересно, когда фамилия говорит сама за себя — одним своим звучанием может рассказать о происхождении ее владельца. Были ли в роду князья, дворяне, иностранцы, ремесленники, крестьяне? Или же — сироты, а может, внебрачные дети?
«Яблоко от яблони»
Внебрачные отношения и супружеская измена жестко осуждались в деревне. Каких только обидных кличек не выдумывал «мир».
На что указывали прозвища
«Легкое поведение» женщины:
- беспуток;
- гулевой;
- выгулок;
- нагулыш;
- приблудыш;
- семибатечник.
Безродное происхождение:
- безбатьковщина;
- капустничек;
- коектыч;
- крапивник;
- подзаугольник;
- подсуслонник;
- падалица.
«Неестественное» рождение:
- выстирок;
- выгонок;
- сколот;
- сколотень;
- выплыш.
И это лишь малая часть, фантазия односельчан была неистощима.
Такое обидное прозвище сопутствовало ребенку всю жизнь, превращаясь иногда в фамилию. Хотя ребенок был ни в чем не виноват, да и мать его не всегда была «разгульной»: беременность могла быть результатом насилия или принуждения.
Самая большая доля внебрачных детей приходилась на солдаток, мужья которых, ушедши едва ли не после свадьбы, возвращались уже в сединах, а дома поджидал ребенок, а то и не один.
«Муж со службицы придет, мою волюшку уймет, сволочайкой назовет. Сволочайка, негодяйка, с кем три года прожила, с кем именье пропила, с кем ребенка родила?» — поется в казачьей песне.
Не меньше внебрачных детей рождалось у девиц. И несмотря на то, что «грешили» двое, позором расплачивалась только девушка, хотя зачастую всей деревне было прекрасно известно, кто отец ребенка. Мужчины же нередко бахвалились своим развязным половым поведением, хвастались победами и внебрачными детьми, не беря на себя никаких обязательств.
«По деревне мы идем и подарки раздаем: кому сына, кому дочь — надо родине помочь», — так звучит хулиганская мужская частушка.
Согрешившую же девушку подвергали публичным насмешкам, унижениям и побоям, могли прогнать из дому, обрекая на нищенское существование.
Страх разоблачения был так силен, что крестьянки пускались на страшное — детоубийство.
Такие преступления не были редкостью в XVIII–XIX вв. Если же убить дитя не поднималась рука, то ребенка подкидывали, тогда о его внебрачном происхождении можно было лишь догадываться, а его самого ждала участь сироты.
Ребенку могло быть дано такое прозвание:
- «Найденыш»;
- «Найден»;
- «Неждан»;
- «Находка».
Если же мать оставляла ребенка, то в метрической книге делалась пометка о его «незаконном» рождении.
В официальных документах таких детей могли записывать по-разному:
- по имени биологического отца, если известен;
- по имени приемного отца, если был таковой;
- по имени деда по материнской линии при его согласии.
Из-за этого нередко возникает путаница при поиске информации о таком человеке: он может фигурировать в разных бумагах под разными отчествами и фамилиями.
«Как корабль назовешь…»
Священник, регистрировавший рождение ребенка, мог в назидание матери наречь чадо «говорящей» фамилией: Иудин, Грешной, Иродов, Иезавелин, Безбожны.
Отец незаконнорожденного обычно не упоминался в метриках, поэтому «женские» фамилии — Марьин, Авдотьин, Ульянин — указывают на такое происхождение.
Сюда же можно добавить другие вариации такого типа фамилий: Сестрины, Дочерины, Девкины, Золовкины, а также Прачкины, Кухаркины и прочие, указывающие на занятия матери.
Если ребенок рождался у вдовы, то в основу фамилии могло лечь прозвище по мужу: Иваниха, Семениха, Гаврилиха и др.
От имени матери могли быть образованы фамилии детей, которые оставались в семье и росли с неродным отцом. Тогда они были родными как бы наполовину: Полумарьин, Полуверин, Полуматренин и т.п.
Однако к приставке «Полу-» можно было прибавить также имя или фамилию приемного отца или крестного отца, тогда получались Полуветровы, Полупудневы, а иногда и безо всякого указания просто Половинкины.
«Полубарский», «Полупанов» указывали на связь крестьянки с дворянином. «Дворянин — он чисто ходит, не одну он чернявую с ума сводит», — поется про обманутую обходительным барином девушку.
Фамилия «Богданов» тоже может указывать на сиротское или «незаконное» происхождение: так часто называли подкидышей. Ни отца, ни матери — одним словом, данный Богом ребенок.
«Богданушке — все батюшки», — говорит пословица. От имени произошла соответствующая фамилия. Например, художник Н.П. Богданов-Бельский рассказывал: «Я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельским стал от имени уезда».
«Свободная любовь»
К XX в. нравы несколько смягчились.
Традиционный деревенский уклад разрушался, религия играла все меньшую роль, а Революция и вовсе отменила отметку «незаконнорожденности», уравняв всех детей в правах.
Драматические события прошлого столетия стали как бы некоторым оправданием для любви вне брака: в водовороте событий зачастую было «недосуг» оформлять отношения.
Войны и социальная нестабильность множили армию сирот и беспризорников, пополняя приюты. Там дети обретали новые фамилии, если не знали своей.
Работники приютов иногда проявляли фантазию, награждая подопечных вычурными искусственными фамилиями — «Орфанов», «Астров», «Розов»; а после Революции — «Рабочев», «Первомайский», «Краснофлотов» и пр.
Хоть и вполне уважающие себя, крестьяне меняли иногда на более благозвучные свои старые фамилии, не желая оставаться Голодранцевыми и Сопляковыми.
- Нечаевы;
- Бесфамильные;
- Безыменские и Безродные;
- Неизвестные и Незнамовы —
такие фамилии по-прежнему отмечали ребенка неясного происхождения, хотя так могли записывать и бродяг, не желавших называть настоящие имена.
Обстоятельства, место или время находки беспризорного ребенка тоже становились основой для фамилии: Придорожный («нашли у дороги»), Субботин («подкинули в субботу»), Черемохин («когда цвела черемуха»).
Иногда поиск предков заходит в тупик, натыкаясь на незаконнорожденного или сироту. Однако это часть нашей истории, и ее тоже необходимо помнить.
Сервис Famiry поможет вам изучить историю своей фамилии и найти своих предков, даже когда это не самая простая задача.