Бабушка… Такое уютное и теплое слово, которое сразу переносит в детство. Моя бабушка по отцовской линии всегда напоминала мне персонажа из добрых сказок: кипенно-белый с голубой каймой платок, платье самого простого прямого кроя в мелкий цветочек, невысокая, с седыми волосами, морщинистым лицом и светло-серыми мудрыми глазами. Для полного образа не хватало только передника с карманом да ухвата с горшками. Всего лишь баб Роза. Однако не всё так просто: по паспорту Розалия Людвиковна Белова (Чекатовская), по некоторым документам — Людвиговна. Знакомая незнакомка. Подробности ее биографии стали известны уже гораздо позже по документам и воспоминаниям родственников. Рассказывать о себе она не любила, посвятив всю себя мужу, сыну с дочкой и трем внукам.
Розалия Людвиковна родилась 25 декабря 1922 г. в с. Дубровка Минского района Минской области Белорусской ССР. По национальности полячка. Известно, что у нее было три брата. Возможно, одного из них звали Франц. Контакты с семьей Чекатовских в послевоенный период не поддерживались и сведений о них нет. В 1930-х гг. она переехала в Финляндию, где работала или по хозяйству, или прислугой. В июне 1943 г. после окончания Сталинградской битвы поехала на восстановление города с героической славой и так и осталась в нем на всю жизнь. Работала станочницей в Особой строительно-монтажной части (ОСМЧ) «Сталинградского тракторостроя» при Сталинградском тракторном заводе им. Дзержинского. Из-за производственных травм у нее на обеих руках не хватало по несколько фаланг пальцев, но это не мешало ей в повседневных делах. Она все делала методично и аккуратно. Ее коронными, и в то же время повседневными блюдами, которые не приедались, были щи, куриный суп и плов. Никаких пирогов, блинов или другой выпечки. Всего три блюда, которые получались удивительно вкусными и, что необычно, всегда одинаковыми. Приготовление пищи для нее было как таинство, которому она отводила целый день, что-то смешивая, поджаривая и доводя до идеала. Ее рецепты записаны у меня в тетради, но получить такой же вкус, к огромному сожалению, не получается.
Бабушка Роза не умела читать. Никакого образования ни в детстве, ни позднее, на фабричном производстве, она не получила. Когда я впервые об этом услышала, то была поражена до глубины души. Тогда я уже училась в средних классах и постоянно что-то читала и пробовала силы в рассказах/очерках. В голове не укладывалась мысль, что такое вообще возможно в наше время. Розалия Людвиковна же любила сериалы и обязательно каждый день в девять часов вечера слушала новости.
Еще особым ритуалом для Розалии Людвиковны было посещение бани. Раз в неделю, собрав узелок с вещами и заварив литр крепкого черного чая, она уезжала париться. С собой никого никогда она не брала. Это были ее часы отдыха.