Когда-то мама сказала: “Мы - из Сибири. А туда раньше ссылали не только реальных преступников, но и разную интеллигенцию. Возможно, и мы - потомки каких-нибудь первых революционеров или вообще декабристов”. И я в юности представляла “своего предка” декабриста Мартынова или может даже того самого соперника Лермонтова на дуэли, которого скрытно отправили за смерть поэта в Сибирь.

И вот я начала заниматься генеалогией. И что же оказалось? Мои Мартыновы произошли от некоего Мартына Иванова, который действительно был сослан в Сибирь. И даже на тот же винокуренный завод, где в то же время отбывал наказание декабрист Беляев. Разница лишь в том, что Беляев, как человек из благородного сословия, должен был при заводе просто безвыездно жить, мой предок же был каторжником - а значит он был из простых и совершил какое-то тяжкое преступление. И даже фамилии у него не было.

Разбила ли генеалогия мои детские фантазии? Нет. Жалко только, что документы этого завода были уничтожены (как ответил мне Иркутский архив), а значит остается только снова представлять, кем был этот Мартын и за что его могли сослать на каторгу на винокуренный завод в Сибирь.