Какой русский не знает национального костюма, или В чем разница?
Чем дольше я веду социальные сети, тем более убеждаюсь в том, что современные россияне в большинстве своем абсолютно не знают, что такое подлинная русская традиционная культура.
Для примера можно взять костюм. Какой образ появляется у вас перед глазами, когда вы слышите словосочетание «русский костюм»? Для многих людей это сарафан и кокошник, другие варианты встречаются крайне редко. А если спросить: «А какого цвета этот наряд?» Тут ответ обычно: «Красный, может быть, с золотом». Потом спросишь: «А какие варианты русской одежды вы знаете еще?» Большинство людей крепко задумается и, в лучшем случае, вспомнит про косоворотку и понёву (шерстяная юбка замужней женщины). Все.
А вы никогда не задумывались, почему так? Мы часто говорим о богатой народной культуре, но кроме сарафана и кокошника вспомнить ничего не можем. Как так получилось, что русский человек совсем ничего не знает о той мудрой и глубокой культуре своих предков? Давайте попробуем разобраться.
Начнем с того, что русский костюм — это не только сарафан и кокошник. В нашей традиционной культуре огромное количество разных вариантов женской и мужской одежды. Несмотря на невероятное разнообразие, в ней есть и общие черты. Основа любого образа — рубаха. В женской одежде два главных комплекса: на севере — с сарафаном, на юге — с понёвой. Также женский костюм всегда дополняется передником, поясом, головным убором и иногда наплечной одеждой (типа душегреи). Мужской комплекс всегда состоит из рубахи, портов, пояса и головного убора.
Некоторые люди, что очень радует, знают, что в разных регионах нашей страны были свои наряды, но чем они отличаются, ответить могут не все. Большинство же мыслит о русской одежде стереотипно.
Основа любого образа — рубаха. В женской одежде два главных комплекса: на севере — с сарафаном, на юге — с понёвой.
ОТКУДА ЖЕ ВЗЯЛСЯ ЭТОТ СТЕРЕОТИП?
Часть исследователей полагают, что стереотип о сарафане и кокошнике начал зарождаться аж во времена Екатерины II. Якобы именно оттуда пошла мода на все русское. Другая часть исследователей связывает появление этого стереотипа с «Русским балом» 1903 г. Так или иначе, свой расцвет и государственную поддержку это направление получило в советское время. Именно тогда создавались народные хоры и ансамбли, которые вместе с традиционной музыкой стали исполнять и авторскую музыку с народным колоритом. Естественно, это отразилось и на внешнем виде. Как в музыке, так и в костюме это направление получило название «стилизация», то есть не подлинное, а его подобие (которое часто не имеет ничего общего с подлинным). Давайте разберемся, чем подлинное отличается от «клюквы» и стилизованной одежды.
НАСТОЯЩАЯ РУССКАЯ ОДЕЖДА
Подлинная русская традиционная одежда, прежде всего, крестьянская. Она начала складываться в XII–XIII вв. За основу национального костюма исследователи сейчас берут одежду последней трети XVIII в. — первой четверти XX в. Подлинная русская одежда всегда имеет региональную привязку, место бытования — село или деревню, уезд и так далее. Она имеет большое количество вариантов, которые в некоторых губерниях проявляются даже на уровне села. Традиционный костюм отражает социальный статус его владельца — особо явно это прослеживается в женской одежде.
СТИЛИЗОВАННАЯ ОДЕЖДА
Стилизованная одежда — это сборный образ того, как могла бы выглядеть русская одежда, если стереть все региональные особенности. В ее основе часто другой крой (далекий от подлинного) и материалы, которые не встречаются в традиции (синтетика, замена дорогих и сложных вариантов отделки простыми и др.). Такая одежда не расскажет нам о статусе: стилизованные женские головные уборы могут носить девушки, а девичьи — женщины и т. п. Иногда стилизованная одежда выполняется на основе подлинных образцов и вроде бы отражает региональные особенности, но часто в формате шаржа.
«КЛЮКВА»
Кроме стилизации, есть еще одно определение — «клюква». Это идиома. Ее используют в случае, когда наряд или исполнение настолько далеки от первоисточника, что назвать это чем-то русским язык не поворачивается.
Итак, «клюква» — это самое недостойное подобие традиционной одежды. Самое примитивное ее исполнение. Иногда смотришь на такой вариант и понимаешь, что здравый смысл покинул его создателя.
Что же в ней не так? На мой взгляд — все! Крой, используемые материалы, длина этих нарядов (часто сарафаны шьют в длине мини), кричащие цвета, обилие символики (которой создатели не могут дать научного объяснения), детали и аксессуары, которых никогда не было в традиции, и т. д.
Я стараюсь не использовать термин «клюква», но иногда по-другому уже и не скажешь. Предполагаю, что стилизованная одежда создается с уважением к подлинному костюму. «Клюква» же — это насмешка (в иных случаях плевок) в сторону русской традиционной культуры в целом. Хочу заметить, что я не осуждаю людей, которые выбирают для работы и творчества этот вариант. Это их выбор, их решение. Просто важно понимать, что подлинное, а что нет, и не преподносить стилизацию или «клюкву» как подлинную русскую культуру. Когда мы говорим на широкую аудиторию о русской одежде, большинство россиян представляет себе именно «клюкву». Собственно говоря, ничего другого многие люди просто не видели и не знают. Не знают и знать не хотят. Откуда тогда о русском костюме узнают их дети?
ГДЕ ВЗЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РУССКОМ КОСТЮМЕ
Русская одежда и культура в целом активно изучаются: печатаются статьи и книги, снимаются фильмы, ведутся блоги и организовываются выставки. Но многим соотечественникам нет дела до всего этого. Увидев «клюкву», они думают, что это и есть богатая русская культура. В итоге мы имеем несколько поколений людей, которые живут в России и ничего не знают о ее традициях.
Вы спросите, почему это важно? Наверно, здесь у каждого будет свой ответ. Мой ответ сегодня звучит так: я хочу знать, кто я и откуда, потому что, опираясь на знания и опыт своих предков, жить легче, потому что в XXI в. для меня важна самоидентификация, и русская одежда — одна из ее важных составляющих.
Недавно я задала вопрос одному московскому школьнику: «Как выглядит русский традиционный костюм, что носили крестьяне?» И он не ответил ничего. Просто молчал. Я думаю, либо это прекрасно, что у него нет в голове стереотипа о сарафане и кокошнике, либо мы потеряли все, что только можно потерять.
Если вам интересна тема национального костюма, то вот список источников, где можно больше о ней узнать.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Книг по теме традиционной одежды очень и очень много. Я поделюсь теми, которые дают общую информацию именно о народном костюме:
- Д. Зеленин. Восточнославянская этнография.
- И. Шангина, Н. Соснина. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия.
- Ф. Пармон. Русский народный костюм.
КУДА СХОДИТЬ?
- Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург).
- Музей сословий (г. Москва).
- Музей одежды (г. Москва).
- В разных регионах России традиционную одежду можно увидеть:
— в краеведческих музеях;
— в исторических музеях;
— в комнатах крестьянского быта.
Если вы живете в маленьком городе, селе или деревне, то предметы крестьянского быта (в том числе одежда) обычно хранятся при общеобразовательных школах или домах культуры.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?
- Группа ВКонтакте «Русский традиционный костюм».
- Сайт Российского этнографического музея.
- Портал Культура.РФ.