Все темы

Какой русский не знает национального костюма, или В чем разница?

2297
Екатерина Ряжских
Григорий Седов. «Курская мещанка в старинном костюме». 1871 г. Из собрания Третьяковской галереи

Григорий Седов. «Курская мещанка в старинном костюме». 1871 г. Из собрания Третьяковской галереи

Чем дольше я веду социальные сети, тем более убеждаюсь в том, что современные россияне в большинстве своем абсолютно не знают, что такое подлинная русская традиционная культура.

Для примера можно взять костюм. Какой образ появляется у вас перед глазами, когда вы слышите словосочетание «русский костюм»? Для многих людей это сарафан и кокошник, другие варианты встречаются крайне редко. А если спросить: «А какого цвета этот наряд?» Тут ответ обычно: «Красный, может быть, с золотом». Потом спросишь: «А какие варианты русской одежды вы знаете еще?» Большинство людей крепко задумается и, в лучшем случае, вспомнит про косоворотку и понёву (шерстяная юбка замужней женщины). Все.

А вы никогда не задумывались, почему так? Мы часто говорим о богатой народной культуре, но кроме сарафана и кокошника вспомнить ничего не можем. Как так получилось, что русский человек совсем ничего не знает о той мудрой и глубокой культуре своих предков? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с того, что русский костюм — это не только сарафан и кокошник. В нашей традиционной культуре огромное количество разных вариантов женской и мужской одежды. Несмотря на невероятное разнообразие, в ней есть и общие черты. Основа любого образа — рубаха. В женской одежде два главных комплекса: на севере — с сарафаном, на юге — с понёвой. Также женский костюм всегда дополняется передником, поясом, головным убором и иногда наплечной одеждой (типа душегреи). Мужской комплекс всегда состоит из рубахи, портов, пояса и головного убора.

Некоторые люди, что очень радует, знают, что в разных регионах нашей страны были свои наряды, но чем они отличаются, ответить могут не все. Большинство же мыслит о русской одежде стереотипно.

Основа любого образа — рубаха. В женской одежде два главных комплекса: на севере — с сарафаном, на юге — с понёвой.

ОТКУДА ЖЕ ВЗЯЛСЯ ЭТОТ СТЕРЕОТИП?

Государь Император Николай Александрович в одежде царя Алексея Михайловича и Государыня Императрица Александра Федоровна в одежде царицы Марии Ильиничны на «Русском балу», 1903 г.

Государь Император Николай Александрович в одежде царя Алексея Михайловича и Государыня Императрица Александра Федоровна в одежде царицы Марии Ильиничны на «Русском балу», 1903 г.

Часть исследователей полагают, что стереотип о сарафане и кокошнике начал зарождаться аж во времена Екатерины II. Якобы именно оттуда пошла мода на все русское. Другая часть исследователей связывает появление этого стереотипа с «Русским балом» 1903 г. Так или иначе, свой расцвет и государственную поддержку это направление получило в советское время. Именно тогда создавались народные хоры и ансамбли, которые вместе с традиционной музыкой стали исполнять и авторскую музыку с народным колоритом. Естественно, это отразилось и на внешнем виде. Как в музыке, так и в костюме это направление получило название «стилизация», то есть не подлинное, а его подобие (которое часто не имеет ничего общего с подлинным). Давайте разберемся, чем подлинное отличается от «клюквы» и стилизованной одежды.

НАСТОЯЩАЯ РУССКАЯ ОДЕЖДА

Константин Маковский. «Девушка в боярской одежде». 1885 г. Из частного собрания

Константин Маковский. «Девушка в боярской одежде». 1885 г. Из частного собрания

Подлинная русская традиционная одежда, прежде всего, крестьянская. Она начала складываться в XII–XIII вв. За основу национального костюма исследователи сейчас берут одежду последней трети XVIII в. — первой четверти XX в. Подлинная русская одежда всегда имеет региональную привязку, место бытования — село или деревню, уезд и так далее. Она имеет большое количество вариантов, которые в некоторых губерниях проявляются даже на уровне села. Традиционный костюм отражает социальный статус его владельца — особо явно это прослеживается в женской одежде.

СТИЛИЗОВАННАЯ ОДЕЖДА

Василий Тимофеев. «Девочка с ягодами». 1879 г. Из фондов Вологодской областной картинной галереи

Василий Тимофеев. «Девочка с ягодами». 1879 г. Из фондов Вологодской областной картинной галереи

Стилизованная одежда — это сборный образ того, как могла бы выглядеть русская одежда, если стереть все региональные особенности. В ее основе часто другой крой (далекий от подлинного) и материалы, которые не встречаются в традиции (синтетика, замена дорогих и сложных вариантов отделки простыми и др.). Такая одежда не расскажет нам о статусе: стилизованные женские головные уборы могут носить девушки, а девичьи — женщины и т. п. Иногда стилизованная одежда выполняется на основе подлинных образцов и вроде бы отражает региональные особенности, но часто в формате шаржа.

«КЛЮКВА»

Иван Куликов. «Луговые цветы». 1913 г. Из частного собрания

Иван Куликов. «Луговые цветы». 1913 г. Из частного собрания

Кроме стилизации, есть еще одно определение — «клюква». Это идиома. Ее используют в случае, когда наряд или исполнение настолько далеки от первоисточника, что назвать это чем-то русским язык не поворачивается. 

Итак, «клюква» — это самое недостойное подобие традиционной одежды. Самое примитивное ее исполнение. Иногда смотришь на такой вариант и понимаешь, что здравый смысл покинул его создателя.

Что же в ней не так? На мой взгляд — все! Крой, используемые материалы, длина этих нарядов (часто сарафаны шьют в длине мини), кричащие цвета, обилие символики (которой создатели не могут дать научного объяснения), детали и аксессуары, которых никогда не было в традиции, и т. д.

Я стараюсь не использовать термин «клюква», но иногда по-другому уже и не скажешь. Предполагаю, что стилизованная одежда создается с уважением к подлинному костюму. «Клюква» же — это насмешка (в иных случаях плевок) в сторону русской традиционной культуры в целом. Хочу заметить, что я не осуждаю людей, которые выбирают для работы и творчества этот вариант. Это их выбор, их решение. Просто важно понимать, что подлинное, а что нет, и не преподносить стилизацию или «клюкву» как подлинную русскую культуру. Когда мы говорим на широкую аудиторию о русской одежде, большинство россиян представляет себе именно «клюкву». Собственно говоря, ничего другого многие люди просто не видели и не знают. Не знают и знать не хотят. Откуда тогда о русском костюме узнают их дети?

ГДЕ ВЗЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РУССКОМ КОСТЮМЕ

Филипп Будкин. «Девушка перед зеркалом». 1848 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Филипп Будкин. «Девушка перед зеркалом». 1848 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Русская одежда и культура в целом активно изучаются: печатаются статьи и книги, снимаются фильмы, ведутся блоги и организовываются выставки. Но многим соотечественникам нет дела до всего этого. Увидев «клюкву», они думают, что это и есть богатая русская культура. В итоге мы имеем несколько поколений людей, которые живут в России и ничего не знают о ее традициях.

Вы спросите, почему это важно? Наверно, здесь у каждого будет свой ответ. Мой ответ сегодня звучит так: я хочу знать, кто я и откуда, потому что, опираясь на знания и опыт своих предков, жить легче, потому что в XXI в. для меня важна самоидентификация, и русская одежда — одна из ее важных составляющих.

Недавно я задала вопрос одному московскому школьнику: «Как выглядит русский традиционный костюм, что носили крестьяне?» И он не ответил ничего. Просто молчал. Я думаю, либо это прекрасно, что у него нет в голове стереотипа о сарафане и кокошнике, либо мы потеряли все, что только можно потерять.

Если вам интересна тема национального костюма, то вот список источников, где можно больше о ней узнать.

Иван Куликов. «В русском наряде». 1916 г. Из частного собрания

Иван Куликов. «В русском наряде». 1916 г. Из частного собрания

Константин Маковский. «Боярышня». 1880-е гг. Из частного собрания

Константин Маковский. «Боярышня». 1880-е гг. Из частного собрания

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

Книг по теме традиционной одежды очень и очень много. Я поделюсь теми, которые дают общую информацию именно о народном костюме:

  1. Д. Зеленин. Восточнославянская этнография.
  2. И. Шангина, Н. Соснина. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия.
  3. Ф. Пармон. Русский народный костюм.

КУДА СХОДИТЬ?

  1. Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург).
  2. Музей сословий (г. Москва).
  3. Музей одежды (г. Москва).
  4. В разных регионах России традиционную одежду можно увидеть:
    — в краеведческих музеях;
    — в исторических музеях;
    — в комнатах крестьянского быта.

Если вы живете в маленьком городе, селе или деревне, то предметы крестьянского быта (в том числе одежда) обычно хранятся при общеобразовательных школах или домах культуры.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

  1. Группа ВКонтакте «Русский традиционный костюм».
  2. Сайт Российского этнографического музея.
  3. Портал Культура.РФ.